Экологическое воспитание следует начинать с раннего возраста, причем в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста, знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы, приемы, в том числе элементарную поисковую деятельность.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.
ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на красоту окружающего мира, на особенности объектов природы. Формировать устойчивое внимание и интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным, на основе развития ощущений и восприятия расширять пространственно-ориентировочные навыки. Познакомить с деятельностью старших дошкольников и взрослых на территории детского сада.
СОДЕРЖАНИЕ:
ОСЕНЬ.
Знакомить с осенними явлениями в природе, учить одеваться по сезону (в играх с куклами). В календаре природы вместе с детьми находить карточки с изображением наблюдаемых объектов природы (поведение птиц, тучи, дождь и т. д.). побуждать рассказывать об увиденном. Помогать устанавливать причинно-следственные связи в природе. Учить различать живые и неживые объекты природы, замечать красивые объекты и явления в природе. Учить различать и называть отдельные признаки объектов природы: трава зеленая (сухая), низкая; дерево высокое; листья зеленые (желтые, красные). Учить находить березу, ель среди других деревьев, Наблюдать за уборкой сухих листьев. Рассматривать листья тополя, ивы, каштана, собирать листья для украшения группы, гербария, плетения венков. Знакомить со строением растений (корень, стебель, листья, цветы). Учить находить и показывать цветы на клумбе, картинках. Продолжать знакомить с овощами, фруктами. В уголке природы учить находить и показывать комнатные растения, похожие на дерево (фикус, фуксия, китайский розан), на траву (хлорофитум). Учить воспринимать растения как живые существа, устанавливать связь между благополучным состоянием растений и хорошим уходом за ними. Привлекать к моделированию: находить на карточках листья, цветы и прикладывать их к изображениям стеблей растений; находить карточки с лейкой и показывать, как надо поливать растения. На прогулках, занятиях, в играх, при рассматривании картин, иллюстраций знакомить с внешними особенностями животных (глаза, рот). Приучать выполнять несложные поручения по уходу за обитателями живого уголка: накормить рыбку, птичку, полить комнатные растения.
Сбор крупных семян (бархатцев, календулы, космеи и др.) Педагог объясняет детям, зачем собирают семена.
ЗИМА.
Вести наблюдения за сезонными природными явлениями (солнце светит, но не греет, вода на улице замерзает, в помещении снег и лед тают; дети и взрослые тепло одеваются; на улице можно кататься на санках, строить из снега горку; деревья голые — без листьев).
Наблюдение за трудом взрослых по уборке территории детского сада от снега, посильное участие в ней.
Наблюдение за подкормкой птиц, рассматривание внешнего вида синицы, вороны, сороки.
Рассматривание внешнего вида дерева (ствол, ветви, толстые и тонкие)
Игры со снегом (педагог объясняет детям свойства снега — лепится, тает, скрипит, холодный, мокрый).
В уголке природы продолжать ухаживать за обитателями живого уголка.
ВЕСНА.
Наблюдать за сезонными изменениями в природе (солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи), идет дождь, дует ветер.
Обращать внимание на свойства воды (она льется, разливается, течет; ее можно наливать и выливать), песка (из мокрого песка можно лепить, строить, сухой рассыпается, с ним надо играть осторожно). Играть на улице с вертушками, флажками, султанчиками.
Наблюдать за трудом взрослых на участке; воспитывать уважение к труду. Принимать посильное участие в подготовке почвы для овощных и цветочных культур.
Производить посадку под руководством педагога семян крупного размера (настурции, бобов, фасоли и др.)
В предварительной беседе взрослый напоминает детям, зачем они собирали осенью семена.
ЛЕТО.
Наблюдать за сезонными явлениями (идет дождь — теплый, светит солнце — ярко, жарко, дует ветер — теплый). Закреплять знания о свойствах воды и песка. На участке учить узнавать различные цветы. Воспитывать заботливое отношение к растениям: цветы рвать нельзя, их надо поливать, пропалывать, рыхлить почву. Показывать овощи, растущие на огороде. Учить называть их форму, цвет. Наблюдать за птицами, учить узнавать сороку, ворону, воробья. Обращать внимание детей на насекомых, бабочек, жуков.
Автор: Козулина Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Дата изменения: 10.06.2015
Дата публикации: 10.06.2015