Экологическое воспитание младших дошкольников в детском саду

Козулина Наталья Борисовна
старший воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад № 36
город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Разработала: Козулина Н.Б., старший воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 36 города Каменск-Шахтинский, Ростовская область

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

Формировать представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, учить различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Приобщать детей к посильной трудовой деятельности. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным, формировать экологически правильное поведение.

СОДЕРЖАНИЕ:

ОСЕНЬ.

Наблюдение за состоянием осенней погоды: тепло, холодно, идут дожди. В пасмурную погоду воспитатель спрашивает: «Где солнышко? Куда оно спряталось?». Когда идет дождь, внимание детей обращают на одежду — люди ходят по улице в плащах. После дождя на улицах появляются лужи (показать лужи, мокрые дорожки), спросить у детей: «Почему сегодня нельзя гулять в туфлях?», прочитать стихи о погоде.

В дождливую погоду наблюдение ведут из окна. Можно послушать, как стучит по крыше и окну дождь, посмотреть, как струйки воды стекают по стеклу.

Дети узнают о ветре: можно послушать, как шуршат бумажные ленточки на ветру, кружатся вертушки. Для выяснения причины движения ленточек можно задать вопрос: «Почему шуршат ленточки?» (Это ветер дует, и они шуршат). Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят далеко, Когда нет ветра, обратить внимание на то, что бумажные ленточки опустились, не колышутся и не шуршат, а листья тихо падают на землю. Спросить малышей, почему это происходит, есть ли теперь ветер.

Во время осеннего расцвечивания листьев предоставляется возможность упражнять детей в различении листьев по цвету, величине, форме. Проводятся упражнения: «Принеси такой же лист (показать какой)»; «Принеси мне красные (зеленые, желтые, оранжевые) листья»; «Принеси 2 больших и 2 маленьких листа»; «Покажи мишке (кукле) круглый (длинный) лист» и т. д. Листья используются в сюжетно-ролевых играх вместо посуды и как угощение для кукол. Дети принимают посильное участие в уборке сухих листьев (например, собранные детьми старшего дошкольного возраста и взрослыми листья дети отвозят в игрушечных грузовиках в определенное место на участке).

Одну из прогулок посвящают рассматриванию деревьев. Показывают ствол, ветки, листья. Рассказывают о том, что стволы бывают толстые и тонкие. Детям поочередно предлагают обхватить ствол толстого дерева, затем сделать это вдвоем, втроем. Воспитатель показывает, что тонкий ствол можно обхватить одной или двумя руками. Дети учатся различать деревья и кустарники по высоте и количеству стволов. Проводятся упражнения: «Встань у дерева (куста)»; «Зайчики от волка прячутся под кустом» и т. д. Осенью необходимо учить детей различать растения в цветнике, обращая внимание на их разнообразную окраску, разную высоту, величину соцветий:

флоксы
высокие, белые, розовые, а бархатцы — низкие, желтые, оранжевые. У всех цветов есть листья, они зеленые. Есть листья большие, длинные, есть маленькие, круглые, короткие. Дети запоминают названия 2-3 растений, учатся находить знакомые растения («Покажи мишке, где растут флоксы (ноготки)».)

С детьми проводят наблюдение за работой взрослых и старших дошкольников: перекапывание огорода, рассаживание многолетников, обрезкой кустарников и т. п. Дети получают представление о том, как нужно работать, какой инвентарь необходим.

Проводятся наблюдения за птицами. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок прилетают разные птицы. Воробей маленький, серенький прыгает, чирикает. Голубь больше воробья, ходит. Воробьи и голуби клюют зерна, хлебные крошки. Дети учатся различать и называть некоторых птиц.

ЗИМА.

Знакомство детей с зимними явлениями природы. Детям показывают, как много выпало снега: на снегу хорошо видны следы, он скрипит. Зимой холодно, поэтому надевают варежки. Дети и взрослые зимой тепло одеты. Детей знакомят со свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить. Проводятся игры со снегом: на определение легкости «Сдуй снег с веточки, варежки, со скамейки»; определение — холодный: «Подержи в руке», «У куклы нет рукавичек», «Потрогай и скажи…»; игры со снегом лопаткой. Можно наблюдать, как снег падает на пальто, шапки, рукава, прочитать стихотворения М.Познанской «Снег идет», А.Барто «Снег, снег».

Собираясь на прогулку, дети берут с собой метелки, лопатки, формочки, ведерки для игры со снегом, фигурки животных и т. д. В теплую погоду лепят снеговика, Деда-Мороза, зайчика (знакомятся со свойством снега — пластичность).

Проводятся трудовые действия: расчистка от снега дорожек на участке. Педагог объясняет и показывает, как лучше держать лопатку, куда грести снег.
Дети знакомятся со свойствами льда (скользкий, твердый). Для катания кукол делают маленькие горки, поливают водой для того, чтобы они стали скользкими и твердыми. Дети вместе с воспитателем рассматривают цветные льдинки, украшают ими постройки из снега, экспериментируют (лед выскальзывает из рук, холодный, мокрый; по льду можно кататься).

Воспитатель организует рассматривание деревьев (ствол толстый, тонкий; нет листьев; на ветках лежит снег); елочек (рассмотреть, понюхать душистую хвою, полюбоваться красотой на фоне белого снега).

Дети вместе с воспитателем подкармливают птиц, одновременно ведут наблюдения (синицы, снегири — подвижны, имеют красивое оперение). Детей знакомят с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида. Свои впечатления дети отражают в играх, организованных воспитателем: ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями.

ВЕСНА.

Проводятся наблюдения ярких весенних явлений: потепление, таяние снега, появление травы, листьев, насекомых. Дети узнают, что солнце стало греть сильнее; убеждают их в этом предметы, нагретые лучами солнца: скамейка, подоконник, рукав пальто. Обращается внимание на то, что дети сменили шубы и теплую обувь на более легкую одежду, уточняется почему. Педагог организует игры с водой: в ручейки или лужи пускают бумажные или пластмассовые, деревянные лодочки, кораблики (продвигать их по ручейку надо палочкой, иначе можно простудиться). Наблюдение отражений в лужах предметов (облака, деревья). Воспитатель вместе с детьми подходит к луже и спрашивает: «Посмотрите, что вы там видите?». Затем держит куклу над водой и говорит: «А я вижу куклу. Посмотрите, кто видит куклу?» Лопаткой шлепает по воде, образуя волны: «Почему теперь нет отражения?» (потому что отражение предметов возможно только в спокойной воде). В конце весны детей знакомят со свойствами песка: сухой песок рассыпается, сыплется; сырой — не рассыпается, остаются комочки — можно лепить; на нем остаются отпечатки — можно рисовать.

Проводятся наблюдения за растениями: появляется зеленая трава, листья на деревьях и кустарниках, первые цветущие растения (мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы). Воспитатель учит детей узнавать и называть знакомые растения, любоваться ими, беречь, не рвать.

Организуется работа в огороде: рыхление земли маленькими граблями на заранее вскопанных грядках (педагог показывает, как это делается), посадка крупных семян овощных культур (горох, фасоль, лук, свекла). Воспитатель объясняет и показывает, как сажать семена, малыши помогают.

Во время работы педагог знакомит их с названиями садовых инструментов, терминами, обозначающими способы работы. По окончании работы воспитатель ставит на грядке табличку с изображение культуры.

Как только потеплеет и просохнет земля, появляются насекомые, На прогулку следует выносить стеклянные банки, коробочки, в которые можно поместить насекомых. После наблюдения их надо обязательно выпустить. Воспитатель учит детей различать насекомых по внешнему виду, отличать характерные особенности (цвет, величину), некоторые особенности движения (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

Во время наблюдений за птицами рассматривают грачей, скворцов; обращают внимание на то, как звонко чирикают воробьи, как они купаются в лужах. Весной прилетает много птиц: они садятся на высокие деревья, строят гнезда, ходят или прыгают по земле, собирая корм.

ЛЕТО.

Проводятся наблюдения за состоянием погоды: жарко, светит солнце. Воспитатель обучает детей определять состояние погоды по определенным признакам ( почему вы разделись? Как ты узнал, что сегодня жарко? Потрогай, нагрелись ли камешки (песок, скамейка)? Почему нагрелась скамейка (камешки)? Проводятся игры с вертушками, бумажными ленточками, ведут наблюдение за ветром (шумят, шелестят листья, качаются ветки). В играх и упражнениях уточняются и углубляются знания детей о воде и песке (свойства песка: рассыпается, лепится, сыпучий, пластичный; признаки воды: прозрачная). Воспитатель предлагает детям спрятать камешек (ракушку) в воде, спрашивает: «Хорошо ли видно?». Предлагает построить домик для игрушек из песка, спрашивает из какого песка нужно строить и почему?

Наблюдая и ухаживая за растениями в течение всего сезона, дети получают представление о том, какие этапы проходит та или иная культура в своем развитии, оформляют паспорта наблюдений. Знакомятся с правилами уборки урожая и принимают в этом посильное участие. В процессе работы педагог читает небольшие стихотворения, песенки цветах, овощах, труде взрослых на огороде ,в цветнике и саду, предлагает вспомнить русские народные сказки, в которых говорится об уборке овощей («Репка», «Мужик и медведь»),

Вводится понятие «оставить на семена». Дети наблюдают, как развивается растение, оставленное на семена (редис, свекла).

Сбор семян овощных и цветочных культур проводится под руководством педагога. Взрослый объясняет, как определить время сбора семян.

Продолжаются наблюдения за насекомыми и птицами

Во время прогулок воспитатель постоянно обращает внимание детей на красоту окружающей природы, вызывает радость от общения с ней, формирует умение видеть красивое и любоваться им. Учит детей беречь цветы, не мять их и не рвать.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

Развивать интерес к объектам природы, наблюдая за поведением птиц, жизнью насекомых, сезонными изменениями растений и т. д., учить вести дневник наблюдений. Учить видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формировать первые элементарные обобщения, устанавливать простейшие связи между некоторыми явлениями. Формировать элементарные навыки работы с садово-огородным инвентарем. Воспитывать умение трудиться сообща, помогать товарищам, ответственно выполнять порученное дело. Воспитывать чувство бережного и заботливого отношения к природе.

СОДЕРЖАНИЕ:

ОСЕНЬ: Наблюдение за состоянием осенней погоды: солнечная, пасмурная. Педагог предлагает отыскать предметы, освещенные солнцем; уточняет, где больше солнца утром, днем, вечером. Проводятся наблюдения за небом (покрыто серыми облаками), тучами, дождём, (холодно, на земле лужи). Можно предложить детям обойти их и убедиться, какие они большие. Лужи осенью долго не высыхают (где раньше высохнут лужи — в тени или на солнце? почему?).

Наблюдение за ветром, движением облаков по небу, раскачиванием веток деревьев (игры с вертушками, султанчиками). Наблюдение за изменениями в растительном мире (листья желтеют, краснеют, опадают). Дети учатся узнавать и называть известные им деревья: березу, клён, тополь, каштан. Рассматривают листья на них, находят опавшие, сравнивают между собой (игры-упражнения «Раз, два, три — к тополю (липе) беги!», «Найди по описанию», «Отыщи три листика с разных деревьев» и т. д.). Наблюдают во время листопада, как падают листья. Воспитатель приглашает детей покружиться, как листочки, походить по листьям, понюхать их, сплести из листьев шапочки, гирлянды. Организуется уборка опавших листьев. Предварительно педагог проводит беседу о том, что в природе все целесообразно, нет ничего лишнего. Например, сухие листья защищают зимой корневую систему деревьев и многолетних растений, а, перегнивая, удобряют землю. Вводится понятие «компост».

Проводятся наблюдения за растениями цветника. Дети находят знакомые растения, рассматривают их состояние (цветущих растений становится всё меньше). Проводятся разнообразные игры («Найди цветок по описанию», «Найди такой же», «Расскажи обо мне»).

Организуется сбор семян (под руководством педагога). Необходимо показать, как собирать семена, научить отличать спелые от не спелых.

Дети принимают участие в сборе овощей на огороде. После этого нужно провести игры на узнавание овощей, загадать о них загадки. Проводятся наблюдения за тем, как взрослые готовят растения к зиме — укрывают их, перекапывают землю под кустарниками, в скверах и парках убирают опавшие листья.

Проводятся наблюдения за изменениями в жизни животных, птиц и насекомых: их стало мало, перелётные птицы улетели, появились галки, сороки, вороны, очень трудно найти корм. Организуются наблюдения за поведением птиц в кормушке, воспитатель учит детей различать их по внешнему виду, повадкам.

ЗИМА.

Организуются наблюдения за состоянием погоды зимой. Детей знакомят с зимними явлениями природы (выпал первый снег: полюбоваться им, прочесть стихи). Организуются разнообразные игры для ознакомления детей со свойствами снега: белый, холодный, снег скрипит в сильный мороз, блестит на солнце, когда тепло — тает, лепится («Найди по следу», » След в след«, «Картины на снегу»). Воспитатель вместе с детьми создает разнообразные постройки, валы, фигуры из снега. Обыгрывает их. В сильные морозы рассматривать узоры на окнах, слушать, как скрипит снег. Во время снегопада рассматривают снежинки, поймав на рукавичку или рукав, любуются тем, как снег украсил деревья, кустарники, как сверкает он на солнце.

Проводится работа по экспериментированию: набрать в миску снег, принести в группу, в течение некоторого времени понаблюдать за тем, что с ним произойдёт. Когда снег растает, воспитатель вместе с детьми выяснит причину этого явления. Проводится работа по ознакомлению со свойствами льда. Лёд твердый, по нему можно ходить и кататься на коньках, ногах. Он гладкий. На участке можно сделать ледяную дорожку. В конце зимы появляются сосульки (твердые, холодные, от тепла тают).

Организуются наблюдения за деревьями, кустарниками, находят известные им, называют признаки, по которым они узнали дерево (игры, загадки, стихи). Детям напоминают, что деревья и кустарнику нужно беречь, не ломать веток. Весной они порадуют зелёной листвой и взрослых и детей.

Проводятся наблюдения за птицами: воронами, голубями, воробьями. Дети устанавливают, где эти птицы чаще встречаются, как передвигаются, какие издают звуки. Организуются наблюдения за снегирями, синицами (внешний вид, сравнения с другими птицами).

Педагог рассказывает, что подкормка птиц проводится с поздней осени до ранней весны. Демонстрирует изображения разных видов кормушек, привлекает дошкольников к изготовлению простейших кормушек. Обсуждает с детьми, какие виды корма необходимы для разных птиц. Организуется расчистка дорожек и участка от снега.

ВЕСНА.

В течение весны по мере нарастания сезонных явлений воспитатель привлекает внимание детей к ярким изменениям в неживой природе, в жизни растений и животных. Отмечают изменения погоды: становится всё теплее, тает снег, появляются ручьи, организуются игры с водой: делаются запруды, пускаются кораблики, лодочки в ручьях. Организуются наблюдения за деревьями (набухают почки, появляются листочки, цветут фруктовые деревья); травой; появлением первоцветов (мать и мачеха, гусиный лук).

Педагог обращает внимание детей на то, что взрослые окапывают землю вокруг деревьев и кустарников. Объясняет, что это необходимо для доступа к корневой системе воздуха, так как растения, как и все живые существа, дышат, пьют воду, растут и развиваются.

Дети привлекаются к первичной перекопке земли на огороде, к равнению грядок. Педагог показывает, как рыхлить землю тяпкой, не задевая корневую систему растений, приучает дошкольников к аккуратному выполнению заданий, к тому, что инвентарь после работы должен быть приведен в порядок.

Дети высаживают на грядке семена овощных культур (редис, кабачки, свеклу, капусту, огурцы, кукурузу), а педагог выращенную ими рассаду.

Организуется наблюдение за перелётными птицами — грачи, скворцы. Дети слушают гомон, который стоит в грачовнике, наблюдают за поведением птиц — как они старательно носят ветки и сучья, поправляют гнёзда. Проводится сравнение: грач — воробей. Организуется наблюдение за скворцом (рассматривание скворечника, слушание пения, внешний вид, повадки), ласточкой (рассказ о жизни этих птиц, внешнем виде птиц и гнезда). Проводится наблюдение за насекомыми (пчелы, кузнечики, муравьи, жуки).

ЛЕТО.

Проводятся наблюдения за состоянием погоды (тепло, ярко светит солнце). Дети определяют цвет неба в яркий солнечный день, рассматривают темные тучи, затянувшие небо во время грозы, любуются радугой. Наблюдают, как во время дождя плавают пузыри в лужах, слушают шум проливного дождя, как он весело стучит по крыше веранды. Играют с тенью. В ветряную погоду наблюдают, как ветер колышет траву, кусты, деревья, гонит по воде волны. Во время игр с водой, песком, углубляются представления детей о свойствах воды, глины, песка. Для игр используются формочки, фигурки животных и кукол, флажки, кора и т. д.

Проводится экспериментирование: какие предметы тонут, плавают, почему?

Организуются наблюдения за деревьями и кустарниками, используются игры на узнавание деревьев, кустарников (внешний вид, форма листа, размер).

Проводится наблюдение в цветнике и огороде (рассматривание, узнавание и название растений). Проводятся игры: «Найди по описанию», «Покажи, что назову», «найди такой же» и т. д.

Воспитатель знакомит детей с растениями луга. Дети называют им известные им растения — ромашка, колокольчик, луговой василёк. Проводят игры: «Найди и покажи такой же цветок», «Найди белые, синие цветы», «Составь букет» (по воображению), читают стихи о цветах. Сбор растений для гербария.

Организуются наблюдения за птицами (они кричат, распевают на разные голоса, хлопочут о птицах), их поведением, повадками, внешним видом.

Проводятся наблюдения за насекомыми (окраска, величина, поведение, значимость в природе).

Организуется работа по прополке сорняков, поливу овощных и цветочных культур. Педагог показывает, как правильно выполнять эти операции, руководит деятельностью детей.

Автор: Козулина Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Дата изменения: 08.07.2015
Дата публикации: 08.07.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *