Разработка урока
Тема: На пути к Победе.
Место урока в изучаемой теме: Изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить учащихся с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная: узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 года, познакомиться с решениями Крымской конференции.
Воспитательная: подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй Мировой войне.
Развивающая :продолжить формирование умений работать с исторической картой, датами, историческими источниками, анализировать их, делать выводы.
Подходы: системно-деятельный подход.
Основные виды деятельности:
- самостоятельная деятельность учащихся;
- выполнение учебных заданий;
- знание задач своей деятельности;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки (на основе использования технологической карты урока).
Планируемые результаты:
- Знать хронологию и исторические факты Великой Отечественной войны, работать с хронологией и фактами.
- Работать с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).
- Уметь анализировать, объяснять и различать факты (события) заключительного этапа Великой Отечественной войны, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий по данной темы.
- Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям данного исторического периода.
Основные понятия: капитуляция, антигитлеровская коалиция, «второй фронт».
Основные персоналии: И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Г. К. Жуков.
Используемая техника: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: с географией, обществознанием.
Организация пространства: фронтальная и индивидуальная.
Ресурсы:
- учебник Загладин Н.В. История России. XXв. 9 класс. М., 2014;
- карта «Вторая мировая война»;
- мультимедиа-презентация по теме урока (Приложение 1);
- технологическая карта (Приложение 2);
- аудио материал;
- фотодокументы.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня мы будем изучать тему «На пути к Победе».
Сначала давайте вспомним пройденный материал.
Слайд 1.
- Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме.
- Какие наступательные операции проводились Красной Армией в 1944 году (показать по карте).
- Какой была задача операции «Багратион»?
- Перечислите страны Восточной Европы, которых освободила Красная Армия к 1945 году.
Слайд 2.
Изучение новой темы.
План:
- Военные операции конца 1944- начала 1945 годов
- Крымская (Ялтинская) конференция.
- Штурм Берлина.
- Победа. Окончание Великой Отечественной войны
Слайд 3.
1. Рассказ учителя с элементами беседы, показ презентации
1945 году происходили крупные военные операции на фронтах войны, а также встречи глав держав антигитлеровской коалиции.
На фронтах войны происходили следующие военные операции
Слайд 4-5.
Вопросы для беседы с учащимися: Что такое второй фронт, когда и где он был открыт? Почему Советское командование придавало его открытию важное значение?
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по технологической карте
Вопросы для беседы с учащимися: Что такое антигитлеровская коалиция? Какую конференцию лидеров трех стран антигитлеровской коалиции вы уже знаете? Когда и где она проходила?
Слайд 6.
Выступление учащихся с рассказом об итогах Крымской конференции. Задание для учащихся: Записать в тетрадь итоги конференции.
Слайд 7.
3. Рассказ учителя о Берлинской операции (в объеме учебника).
Слайд 8-11.
Задание для учащихся: работа с учебником (стр. 177).
Слайд 12-14.
4. 2 мая 1945 г. – капитуляция Берлина (прослушивание объявления Ю.Б. Левитана по радио о захвате Берлина).
Вопросы для беседы с учащимися: Когда произошло взятие Берлина? Какие командующие командовали штурмом Берлина?
Слайд 15.
Что вы знаете о Г.К. Жукове? В каких военных операциях он принимал участие?
Слайд 16.
Беседа с учениками о хронологических рамках Великой Отечественной войны.
Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? Сколько дней она шла?
Слайд 17.
Работа с историческим источником. (Приложение 2)
И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле 24 мая 1945 год.
Товарищи, позвольте поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа!
(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.
Книга для тех, кто изучает историю Отечества.
Пермь, ПГУ, 1993. С. 59-60.)
Беседа по прочитанному.
— В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.
— Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?
Слайд 18.
IV. Рефлексия (ученики письменно отвечают на вопросы (задание 5 Приложение 2), затем проверяют свои ответы с правильными ответами, которые выставлены на слайде)
Слайд 19.
V. Подведение итогов урока.
Слайд 20.
Домашнее задание: Прочитать § 27 (С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С. 180.
Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:
Подготовить сообщения по следующим темам:
- Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории
- Депортация народов CCCP
скачать презентацию и приложения
Автор: Грязнова Елена Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Место работы: МОБУ СОШ № 5
Месторасположение: Республика Башкортостан, город Сибай
Дата изменения: 06.07.2016
Дата публикации: 06.07.2016