Разработка урока по истории для 9 класса «На пути к Победе»

Разработка урока

Тема: На пути к Победе.

Место урока в изучаемой теме: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить учащихся с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательная: узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 года, познакомиться с решениями Крымской конференции.

Воспитательная: подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй Мировой войне.

Развивающая :продолжить формирование умений работать с исторической картой, датами, историческими источниками, анализировать их, делать выводы.

Подходы: системно-деятельный подход.

Основные виды деятельности:

  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • выполнение учебных заданий;
  • знание задач своей деятельности;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки (на основе использования технологической карты урока).

Планируемые результаты:

  1. Знать хронологию и исторические факты Великой Отечественной войны, работать с хронологией и фактами.
  2. Работать с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).
  3. Уметь анализировать, объяснять и различать факты (события) заключительного этапа Великой Отечественной войны, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий по данной темы.
  4. Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям данного исторического периода.

Основные понятия: капитуляция, антигитлеровская коалиция, «второй фронт».

Основные персоналии: И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Г. К. Жуков.

Используемая техника: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи: с географией, обществознанием.

Организация пространства: фронтальная и индивидуальная.

Ресурсы:

  • учебник Загладин Н.В. История России. XXв. 9 класс. М., 2014;
  • карта «Вторая мировая война»;
  • мультимедиа-презентация по теме урока (Приложение 1);
  • технологическая карта (Приложение 2);
  • аудио материал;
  • фотодокументы.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы будем изучать тему «На пути к Победе».

Сначала давайте вспомним пройденный материал.

Слайд 1.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме.
  2. Какие наступательные операции проводились Красной Армией в 1944 году (показать по карте).
  3. Какой была задача операции «Багратион»?
  4. Перечислите страны Восточной Европы, которых освободила Красная Армия к 1945 году.

Слайд 2.

Изучение новой темы.

План:

  1. Военные операции конца 1944- начала 1945 годов
  2. Крымская (Ялтинская) конференция.
  3. Штурм Берлина.
  4. Победа. Окончание Великой Отечественной войны

Слайд 3.

1. Рассказ учителя с элементами беседы, показ презентации

1945 году происходили крупные военные операции на фронтах войны, а также встречи глав держав антигитлеровской коалиции.

На фронтах войны происходили следующие военные операции

Слайд 4-5.

Вопросы для беседы с учащимися: Что такое второй фронт, когда и где он был открыт? Почему Советское командование придавало его открытию важное значение?

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по технологической карте

Вопросы для беседы с учащимися: Что такое антигитлеровская коалиция? Какую конференцию лидеров трех стран антигитлеровской коалиции вы уже знаете? Когда и где она проходила?

Слайд 6.

Выступление учащихся с рассказом об итогах Крымской конференции. Задание для учащихся: Записать в тетрадь итоги конференции.

Слайд 7.

3. Рассказ учителя о Берлинской операции (в объеме учебника).

Слайд 8-11.

Задание для учащихся: работа с учебником (стр. 177).

Слайд 12-14.

4. 2 мая 1945 г. – капитуляция Берлина (прослушивание объявления Ю.Б. Левитана по радио о захвате Берлина).

Вопросы для беседы с учащимися: Когда произошло взятие Берлина? Какие командующие командовали штурмом Берлина?

Слайд 15.

Что вы знаете о Г.К. Жукове? В каких военных операциях он принимал участие?

Слайд 16.

Беседа с учениками о хронологических рамках Великой Отечественной войны.

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? Сколько дней она шла?

Слайд 17.

Работа с историческим источником. (Приложение 2)

И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле 24 мая 1945 год.

Товарищи, позвольте поднять еще один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.
Книга для тех, кто изучает историю Отечества.
Пермь, ПГУ, 1993. С. 59-60.)

Беседа по прочитанному.

— В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.

— Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?

Слайд 18.

IV. Рефлексия (ученики письменно отвечают на вопросы (задание 5 Приложение 2), затем проверяют свои ответы с правильными ответами, которые выставлены на слайде)

Слайд 19.

V. Подведение итогов урока.

Слайд 20.

Домашнее задание: Прочитать § 27 (С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С. 180.

Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:

Подготовить сообщения по следующим темам:

  1. Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории
  2. Депортация народов CCCP

скачать презентацию и приложения

Автор: Грязнова Елена Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Место работы: МОБУ СОШ № 5
Месторасположение: Республика Башкортостан, город Сибай

Дата изменения: 06.07.2016
Дата публикации: 06.07.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *