На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов всегда отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, она никогда не стояла так остро, как в наши дни.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
Считаю, знания, которые дети приобретают в процессе экологического воспитания – необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру. Оно должно носить эмоционально – действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей – то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В течение трех лет приоритетным направлением в моей работе является «Исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников». В качестве основных форм работы с детьми я использовала следующие:
- игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо — плохо», «Что будет, если», «Если бы я был» и др.;
- беседы: «Космос. Вселенная. Звезды», «Лес в жизни человека», «Пожар – стихийное бедствие» и др.;
- занятия («Царица – водица», «Хозяйка Медной горы», «В гостях у золотой рыбке» и др.);
- наблюдения (не только в природе, но и за деятельностью человека, обращая внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений);
- труд в природе: общественно-полезный труд детей по уходу за растениями и животными организовывался и в группе, на участке повесили кормушку, собирали корм для птиц и подкармливали их зимой, помогали дворнику в уборке территории, работали на огороде, собирали семена садовых цветов, выращивали рассаду для клумб;
- свободная деятельность детей. Игровая деятельность в песочнице, дети с удовольствием делают «пирожки», « башни», «домики» из мокрого песка, пересыпают песок из одной формочки в другую. Осенью, дети бегают по опавшим листья, прислушиваются, как они шуршат под ногами, рассматривают их. Зимой рассматривают снежинки, лепят разные фигуры из снега….
- опыты и эксперименты. Считаю, что наиболее эффективным методом формирования интереса дошкольников к природе является экспериментирование. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты позволяют познать их свойства, качества и возможности. В уголке природы проводились эксперименты с разными растениями. В процессе таких экспериментов ребята заинтересовались, как разные растения реагируют на недостаток воды и света. Они с интересом обсуждали результаты своих наблюдений и решили сделать паспорта на разные комнатные растения.
Прежде чем приступить к какому-либо эксперименту, мы вместе с детьми выбирали объект исследования, затем подбирали оборудование, выдвигали различные версии, что получится. Затем проводили непосредственно эксперимент и сравнивали то, что получилось, с тем, что прогнозировалось.
Результаты познавательной активности детей проявились в том, что их очень увлекали такие формы работы, они приносили разные энциклопедии, в которых были показаны опыты, и мы проводили их по этим книгам. Приносили с прогулки различные предметы, кору деревьев, сережки от дерева и др., для того, чтобы рассмотреть в микроскоп. В нашей мини-лаборатории мы проводили эксперименты с воздухом, водой, песком.
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет работа с природным и бросовым материалом. С большим удовольствием дети изготавливали разные поделки. Мы делали рамки для фотографий, смешных человечков из пробок, волшебный город из пластиковых стаканчиков, необычных животных из природного материала. Из соленого теста мы сделали макеты «Вулкан», «Пустыня». Ребятам очень нравились поделки, созданные своими руками.
Мною были составлены серии занятий познавательного цикла, где термин “экспериментирование” понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях и ситуациях. На этих занятиях детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твердых тел во время экспериментирования – это грандиозные открытия для детей, неиссякаемый источник новой информации. Экспериментальная деятельность, организованная в уголке природы, способствовала формированию понятий, выработке умений сравнивать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.
Игры, эксперименты с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы используем песочницу в развивающих занятиях, в свободной деятельности в любое время года. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получали знания о физических свойствах песка (в сухом, мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой). Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в трех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда и в виде подвижного летучего пара, получали начальное представление о круговороте воды в природе. Маленькие исследователи, играя с воздухом и водой, открывали для себя элементарную закономерность: воздух есть везде, им дышит все живое, он легкий, невидимый, его можно увидеть в воде в виде пузырьков, и т. д.
Наблюдения за явлениями в окружающей природе — это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования. Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки. На практическом опыте дети убеждались, что намоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова-сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег — это вода. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — необходимое условие успешного становления личности дошкольника, оно способствует развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. В результате целенаправленной работы, у детей появились предпосылки для реализации второго этапа исследовательской деятельности: расширился словарный запас, появилась восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, значительно обогатилось начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Исследовательская работа повлияла на развитие таких психических процессов, как умение обобщать, сравнивать, классифицировать, способствовала развитию мышления, ускоренному развитию восприятия. Познавательный характер занятий стимулировал у детей развитие эмоционально положительного отношения к природе, способствовал становлению природоведческого сознания.
В процессе исследовательской деятельности дети научились слушать, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать. Мною поддерживался познавательный интерес детей, стимулировала их к дальнейшему исследованию предметов и восприятию окружающего мира.
Литература:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
/Под общ. ред. Прохоровой Л.Н.- М.: АРКТИ.
2. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М.:И. Д. «Воспитание дошкольника».
Автор: Прокофьева Наталья Михайловна ,МАДОУ центр развития ребенка — детский сад№ 82 г. Томска
Дата изменения: 24.02.2021
Дата публикации: 17.12.2013