Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними.
С первых дней своей жизни ребенок интенсивно подготавливает свой артикуляционно-голосовой аппарат к речи. Вначале звуки, которые он издает, произносятся рефлекторно. Возраст до одного года называют также периодом до речевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью.

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи и расширению ориентировки в окружающем должно быть уделено особое внимание. Решение этой задачи осуществляется не только на занятиях, но и в ходе всех режимных процессов, в повседневном общении.
На втором году жизни происходит постепенное увеличение словарного запаса, при этом слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь. Ребенок учится оперировать словами – усложняет их, пробует различные сочетания, овладевает фразой, логико-грамматическими построениями. Однако активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи, поэтому количество слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
Следовательно, важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи. Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную речь, узнавать названия многих вещей и картинок, выполнять простые бытовые просьбы — инструкции.
Для успешного развития активной речи ребенка необходимо разговаривать обо всем, что они видят: общаться во время еды, одевания, совместно выполняемых действий. Поэтому важно, чтобы речь взрослого была адресована каждому ребенку. Взрослый должен так строить свои отношения с малышом, чтобы у него возникало желание общаться.
Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в моменты сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально. Работа по развитию речи и ориентировки в окружающем должна проводиться одновременно: расширяя ориентировку в окружающем, взрослый развивает и речь ребенка.
Если воспитатель не называет предметы, с которыми малыш действует изо дня в день при проведении режимных процессов, не показывает знакомые предметы в различных новых взаимосвязях, то познавательная активность снижается вместе с угасанием ориентировочной реакции на новизну ситуации: у ребенка возникает пассивное отношение к происходящему.
Овладевая действием быстрее, чем словом, малыш приучается обходиться без речевого общения со взрослым, не интересуется его действиями, безучастен к происходящему. Он пассивно участвует в режимных процессах, подчиняясь авторитету взрослого и установленному распорядку. Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание и т. д.), чтобы каждая из них носила развивающий характер.
Называя все предметы, окружающие ребенка, целесообразно выделить из них основные, с которыми следует не только ознакомить детей, но и постоянно привлекать к ним внимание, показывая их в различных взаимосвязях.
Вначале детей следует ознакомить с предметами первой жизненной необходимости, в частности с предметами домашнего обихода. Целесообразно не давать сразу большое количество новой информации, а постепенно расширять и обогащать знания ребенка через практическое освоение предметной действительности. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением.
Во время кормления детям необходимо называть не только предметы посуды, но и блюдо, которое приготовлено, например: «Оля возьмет в одну руку ложку, а в другую хлеб. Оля кушает ложкой суп. Суп в тарелке. Вот какой вкусный суп! Хорошо кушает Оля».
В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. Систематически следует устраивать экскурсии по группе, в ходе которых воспитатель знакомит детей с предметами мебели, оборудования, их назначением; останавливает внимание детей на макете, цветущем растении, птичке в клетке, выставке игрушек. В ходе нгаблюдений дети начинают отвечать на вопросы: «Что это? Что делает?». Они знают, где находятся окно, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, столовой, игровой, раздевалки, ванной комнаты, замечают перестановку мебели. Малыши начинают лучше ориентироваться в предметах посуды: отличают тарелку от миски, чашку от стакана, знают чайник, кастрюлю, сковороду.
К 2 годам они усваивают назначение однотипных предметов — шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка для игрушек, для цветов и т. д. Ориентировка в предметах мебели расширяется за счет уточнения их назначения и усвоения отличительных свойств однотипных предметов, имеющих разные внешние признаки: взрослый стул и детский; стол для ребенка и для взрослого; шкаф для детской одежды и для одежды взрослого. К двум годам легко находят предметы одежды для мальчика (рубашка, брюки), для девочки (платье, юбка, кофта) и знают назначение основных постельных принадлежностей (подушка, одеяло, матрац, простыня).
Многое можно увидеть и во время прогулок. Дети с удовольствием играют с песком, водой, камешками, видят солнце, дождь, снег. На участке с удовольствием выполняют просьбы взрослого: «Покажите, где у нас песочница? А где качели?», отвечают на его вопросы: «А что мы делаем на качелях? На веранде?», называют подделки (из снега, песка) и их назначение. Наблюдают дети и домашних животных. Успешно в детских садах проходят наблюдения за певчими птицами, голубями, воробьями, рыбками, домашними животными — собакой, кошкой, кроликом и др. Детей очень привлекают животные. Чтобы малыши не пугались, важно выбрать более спокойное животное (например, лучше показать взрослую спокойную собаку, чем щенка, поместить ее за какую-нибудь загородку на участке и вести наблюдения, расположив детей на достаточном от нее расстоянии). Некоторых малышей во время занятия приходится брать на руки, тогда они чувствуют себя спокойнее и с интересом наблюдают. В ходе наблюдений за животным и растительным миром дети учатся бережно относиться ко всему живому (ласково, осторожно гладят котенка, не рвут цветы), заботятся о живых существах (поливают растения, кормят зимующих птиц).
На прогулке малыши не только наблюдают за работой взрослых, но и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, помогают сгребать снег и т.п. Труд окружающих взрослых привлекает внимание ребенка и оказывает на него воспитательное воздействие. Интересуясь действиями взрослых, дети в игре стараются им подражать. Так зарождается, пока еще в чисто эмоциональном плане, положительное отношение к труду. Яркие впечатления после прогулки могут оформляться в беседу (Где были? Что видели? Что клевали голуби?), помогая детям удерживать в памяти яркие образы. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирования его речи, воспитания, чувств.
Таким образом, в процессе ознакомления детей с окружающими предметами происходит активное развитие речи детей, обогащается словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия, прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов, наречиями (высоко, низко). Следовательно, ознакомление с окружающим миром – является одним из важнейших средств развития речи детей раннего возраста.

Автор: Воробьева Татьяна Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 16» «Кроха»
город Чебоксары, Чувашская Республика

Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 30.01.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *