Занятие для дошкольников. Цель: Формирование грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря, четкое произнесение звука «П».
Коррекционные задачи:
1. Образовательные:
— закрепить знания дней недели, их последовательность;
— учить детей составлять сюжетный рассказ на заданную тему, выделять существенные признаки, соблюдая точность и выразительность;
— закрепить знания о зиме;
— учить подбирать к существительному слова, обозначающие признаки предметов;
— обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: морозная, снежная, суровая, лютая, хрустящий, сверкающий, блестящий;
— упражнять детей составлять предложения из 2,3,4 слов, рисовать схему предложений.
— учить составлять ряд по величине в соответствии с заданием воспитателя.
2.Развивающие:
— Развивать сенсорный опыт детей;
— развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание.
3.Воспитательные:
— воспитывать организованное поведение во время занятия;
— формировать активность и самостоятельность на занятии;
— прививать внимание к красивой и правильной речи;
— воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, снежинки, карандаши.
Ход занятия.
Стук в дверь.
— Кто к нам стучится?
Входит девочка.
— Здравствуйте, ребята!
— Здравствуй, девочка!
— Зовут меня Маша- растеряша. Я все время ошибаюсь, все путаю.
— А это детский сад?
— Да.
— А вы уже занимаетесь?
— Да.
— Опять я опоздала! Проснулась я и вспоминала, что сегодня воскресенье и бегом в детский сад заниматься.
— Подожди Маша, ты ничего не спутала? Разве сегодня воскресенье?
— Да.
— Ребята, а вы как думаете, какой сегодня день недели?
— Пожалуйста, Настя. Правильно, четверг.
— Маша, а ты знаешь, сколько дней в неделе?
— Знаю, семь, но ошибаюсь, когда называю их по- порядку.
— Ребята, давайте поможем Маше- растеряше выучить дне недели.
— Назови, Саша, все дни недели по- порядку!
— А ты Маша, запоминай.
— Повтори, Юля.
— Таня, а каким по счету будет понедельник?
— А четверг?- Максим назови.
— Вторник?- Кристина.
— А чтобы Маша тебя не звали растеряшей- запомни, в выходные дни мы находимся дома, отдыхаем. В рабочие дни ходим в детский сад.
— Лиза, назови нам рабочие дни недели.
— Таня, повтори.
— А Настя назовет нам выходные дни.
— Помогли мы тебе Маша?
— Спасибо, ребята! Я все запомнила, а сейчас пойду в свой детский сад.
— До свидания ребята!
— До- свидания Маша!
— Ребята, а какое сейчас время года?
— Пожалуйста, Владик.
— Правильно, зима.
— Ребята, отгадайте мою загадку:
Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз два уголька,
Там где нос- морковка.
Кто он наш Егорка?
— Правильно, ребята! Это снеговик (воспитатель ставит игрушку на стол).
Снеговик Егорка приготовил для вас свою загадку.
Шубу снежную надела,
Закружила, завертела.
Заковала речку в лед,
Встать на лыжи нас зовет.
(Зима)
— Что это за пора?
— А какие еще времена года вы знаете?
— Пожалуйста, Ксюша, Кирилл.
— Ребята, а как вы думаете, какое время года самое лучшее для снеговика?
— Как ты думаешь, Алеша?
— А почему зима (холодно, не растает, можно слепить много снеговиков- друзей Егорке).
— Самое волшебное время года- это зима.
— Послушайте, как описывает зиму русский поэт Суриков в своем стихотворении:
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо, падает, ложится.
И под утро снегом, поле заблестело,
Точно пеленою, все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся
Чудной, и заснул под нею
Крепко, беспробудно.
Зима нам дарит веселые забавы. Я хочу вам показать картинки о зиме, а вы составите предложения по ним и нарисуете схемы этих предложений.
Посмотрите на эту картину и расскажите, что вы здесь видите?
— Правильно, девочку. Чем она занята?
— Катается на санках. Придумайте девочке имя и составьте предложение.
— Пожалуйста, Лиза. Сколько слов в твоем предложении.
— Назови первое слово, второе, третье. Повтори еще раз это предложение.
— Ребята, возьмите карандаши, и нарисуйте схему этого предложения.
Аналогично рассмотреть остальные картинки.
— Ребята, подумайте и скажите, а как зверям зимой живется?
— Правильно, зверям холодно, голодно, зябко, трудно, невесело. А вот в одной сказке зверям повезло, они нашли себе домик, в котором и тепло и уютно.
— Что это за сказка? (теремок)
— Где находился теремок? (в поле)
— Кто первым стал жить в теремке (мышка- нарушка).
— Кто из зверей жил в теремке (мышка- нарушка, лягушка- квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка- сестричка, волчок- серый бочок).
— Почему медведь полез на крышу? (он очень большой, не мог влезть в теремок)
— А теперь встали и построились в круг. Это будет наш теремок. Сейчас мы выберем зверей, которые выйдут из круга ( выбор зверей).
Воспитатель предлагает детям взяться за руки.
«В чистом поле теремок, теремок (идем по кругу), он не низок, не высок, не высок (попеременно дети опускают руки вверх, вниз)».
Подходит мышка (ребенок) говорит: «Стук, стук, стук! Кто в домике живет?» Ответа нет. Мышка входит в круг. Дети хором говорят: «И стала мышка жить одна!»
Подходит лягушка и говорит: «Стук, стук, стук! Кто в домике живет?»
— Я мышка- нарушка. А ты кто?
— А я лягушка- квакушка.
Дети хором говорят: «И стали они жить вдвоем!»
Снова идем по кругу. В чистом поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок». Подходит заяц: «Стук, стук, стук! Кто в домике живет?»
— Я мышка- нарушка, я лягушка- квакушка. А ты кто?
— А я зайчик- побегайчик.
Дети хором говорят: «И стали они жить втроем!»
Ходьба по кругу. Подходит лиса: «Стук, стук, стук! Кто в домике живет?»
— Я мышка- нарушка, я лягушка- квакушка, зайчик- побегайчик. А ты кто?
А я лисичка- сестричка.
Дети хором говорят: «И стали они жить вчетвером!»
Ходьба по кругу. Подходит волк: «Стук, стук, стук! Кто в домике живет?»
— Я мышка- нарушка, я лягушка- квакушка, зайчик- побегайчик. А ты кто?
— А я волчок- серый бочок.
Дети хором говорят: «И стали они жить впятером!»
Ходьба по кругу. Подходит медведь: «Стук, стук, стук! Кто в домике живет?»
— Медведь лез, лез, лез (дети крепко держатся за руки, не пускают в круг). Не залез.
Дети хором говорят: «И стали они жить впятером!»
Снова ходьба по кругу. «В чистом поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок».
Предложить детям занять свои места за столами.
— Возьмите конверты и достаньте картинки, здесь вы видите зверей из сказки теремок.
— Разложите животных в ряд от самого маленького до самого большого. А теперь наоборот- от самого большого зверя до самого маленького.
Физкультминутка:
Мы по улице гуляли,
По ступенькам шагали,
Помахали ветерку,
Что летает наверху.
Вправо, влево- повернулись:
Раз- присели, два- нагнулись,
А потом домой вернулись.
— Ребята! «Знаете ли вы приметы зимы? И какие слова к существительным вы сможете подобрать?» За правильные ответы дети получают снежинки.
— Что сделала зима? (пришла, наступила)
— Какая зима? (холодная, снежная, веселая, длинная, суровая, лютая)
— А какой снег? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, хрустящий, рассыпчатый)
Воспитатель предлагает послушать скороговорку.
«Расскажите про покупки, про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про крупу и про подкрупки».
— Какой звук чаще всего встречался в этой скороговорке?
— Назовите слова в которых есть звук «П».
Итог занятия. На это наше занятие закончилось, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня (дети вспоминают задания, которые выполняли). Отметить тех, кто особенно был внимательным и активным на протяжении всего занятия.
— Ребята, кому понравилось заниматься нарисуйте у себя на листочке солнышко, кому нет, кто затруднялся- дождик.
Название: Конспект зимнего открытого комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи «Звук «П»»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи , подготовительная
Автор: Тишина Любовь Степановна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сурский детский сад №3 общеразвивающего вида
Месторасположение: р.п. Сурское, Сурский район, Ульяновская область
Дата изменения: 13.02.2016
Дата публикации: 13.02.2016