Актуальность
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка , стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума , а патриотизм «от ума» не бывает , он бывает только от «сердца». Ум как – бы способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Исходя из национально – культурных особенностей нашей республики в детском саду села Большой Куганак ведется большая работа по поликультурному воспитанию дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей, бытом, традициями, культурой и искусством.
Цель нашей работы: совершенствование нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине (слайд).
Задачи:
- Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине.
- Формирование интереса дошкольников к настоящему и прошлому своего края, разнообразию природного и растительного мира.
- Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений (слайд).
Формы работы с детьми: образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов; проведение мероприятий, посвященных республике Башкортостан (слайд).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная (слайд).
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента необходим ряд педагогических условий (таблица) (слайд).
1. Подготовка педколлектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования (слайд)
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся мастер-классы (слайд), тренинги (слайд), педсоветы, консультации (слайд), дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада.
Педагоги участвуют во всероссийских конкурсах с публикацией методических разработок с внедрением регионального компонента (слайд).
Проводятся недели открытых дверей в соответствии с тематикой «региональный компонент», где каждый педагог может посетить ОД в любой возрастной группе и перенять опыт других педагогов (слайд).
В помощь педагогам нашим старшим воспитателем была разработана методическая копилка по внедрению регионального компонента в образовательный процесс, где представлены следующие материалы (слайд):
- подборка легенд и преданий башкирского народа;
- подборка национальных игр башкир;
- сказки башкирского народа;
- методические рекомендации по организации народных игр и т. д.
2. Оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ
В нашем ДОУ в каждой группе функционируют уголки краеведения (слайд). Имеется большое количество методических разработок по региональному компоненту (слайд), которые дают детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех народов, населяющий Башкортостан. Это
- папки: Мой край родной – Башкортостан»; «Москва –столица России»; «Башкирский фольклор»; «Мой родной поселок- Б. Куганак» и др.;
- репродукции картин к башкирским сказкам;
- писатели Башкортостана;
- народное декоративно-прикладное искусство.
Наглядно-дидактический материал:
- юрты;
- различная башкирская утварь;
- куклы в национальных башкирских костюмах;
- матрешки русская и башкирская;
- настольные игры, сделанные своими руками т покупные;
- методические пособия, с помощью которых мы знакомим детей с культурой, традициями, обычаями народов Республики Башкортостан.
3. Реализация регионального компонента в образовательную деятельность
Ознакомление воспитанников с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Так в нашем саду в образовательную деятельность включается 1 занятие в ОД и 2 в совместную деятельность в неделю, тем самым выполняя требования ФГОС.
На занятиях по познавательному развитию дети рассматривали кукол в национальных одеждах, башкирский ковер, его орнаменты (слайд).
Региональный компонент использовали и в продуктивной деятельности: дети рисовали национальные костюмы, лепили из теста национальное башкирское блюдо чак-чак, украшали башкирским узором платок, ковер (слайд).
Организуются выставки детских рисунков и поделок (слайд).
Активно традиции Башкортостана изучались во время недели «Моя родина-Башкортостан. Яркими мероприятиями в это время стала выставка кукол в национальных костюмах (слайд), обрядовые песни, хороводы, чаепитие с башкирским медом (слайд).
В течение всех режимных моментах воспитанники знакомятся с историей Республики Башкортостан, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей республики, обогащают знания о животном и растительном мире родного края, знакомятся с башкирскими сказками (слайд). Играют в дидактические настольные игры такие, как «Собери башкирский ковер», «Собери башкирский орнамент», «Наша Родина», в традиционные башкирские игры такие, как «Юрта», «Курай» (слайд) и в сюжетно-ролевые игры такие, как «В аул к бабушке и дедушке», игры по сюжету башкирской сказки «Хозяин горы».
4. Работа с родителями
Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
- проводятся родительские собрания (слайд);
- организуются праздники, такие, как мероприятие, посвященное дню республике Башкортостан «Цвети, Республика моя», где играем в башкирские игры, танцуем башкирские танцы, поем песни и угощаемся башкирскими блюдами (слайд).
С целью выявления отношения родителей к вопросам патриотического воспитания их детей, его реального осуществления в семье, проводятся анкетирования и тестирования (слайд), беседы и индивидуальные консультации.
5. Организация эффективного взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и социума
Но современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
В рамках реализации регионального национального компонента мы с детьми посещали сельскую библиотеку, где проходило мероприятие, посвященное республике Башкортостан (слайд).
Перспективы дальнейшей работы мы видим:
- в разработке программ по культурному образованию дошкольников,
- в поиске новых педагогических условий реализации регионального компонента,
- в создании переносного музея «Краеведческий».
От администрации сайта: Презентацию не разместили, так как она содержит фотографии детей.
Автор: Мичурина Екатерина Митрофановна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад
Месторасположение: РБ, Стерлитамакский р-н, с. Большой Куганак
Дата изменения: 01.04.2020
Дата публикации: 01.04.2020