«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского возраста
и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан
с детским бытом, с повседневной детской жизнью,
который возник, и вырос и развился из исканий
высокой радости детской народной массы.
Это детский фольклор»
Г. С. Виноградов.
Одним из наиболее эффективных путей обучения детей, является умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной, мыслительной деятельности детей. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, потешки позволяют расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт русского народа, его мудрость, помогает формировать чувство патриотизма и любовь к родному краю.
Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
«Суждение ребенка, — писал К. Маркс, — как и его практическое мышление, имеет характер всего практически — чувственный.
Чувственная природа организма ребенка — это первая связь, которая соединяет его с миром. Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-художественная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
Фольклор помогает приобщить детей к культуре русского народа, знакомя их с богатым, образным родным языком, дать возможность ярче и полнее передать свои чувства. К детскому фольклору, как средству языковой характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, Т.Тиханов, А. Молотилов и многие другие.
Истоки умственных способностей лежат в общем уровне умственного развития, достигаемом в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст — самое благоприятное время для умственного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Этот же период важен для представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей ребенка, развитие мыслительной деятельности, умственной активности и самостоятельности. Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасами знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Разработка методов, направленных на формирование познавательных интересов (в том числе и интересов к учению) у детей дошкольного возраста, является ключевым звеном совершенствования воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Формирование интереса к учению — это важнейший момент подготовки детей к школе.
Как пишет Е.И. Радина «Довольно обширный круг конкретных представлений о единичных явлениях создает благоприятные предпосылки для выработки в школе способности к элементарным логическим рассуждениям, обобщениям».
Русская культура может быть только результатом свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Очень важно передать детям культуру населения предков, знакомя их с родной культурой. Многие традиции утеряны и утрачены. Надо знакомить детей с важнейшими датами народного календаря, дополняя их по возможности различными сведениями из русской истории, этнографии, филологии, нотным материалом и методическими рекомендациями по организации работы с детьми. В родной культуре очень много традиций. В каждом районе, а раньше и в каждой деревне, существуют свои особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности, там где живешь.
«Что-то должно стать в жизни особенным», как говорил Маленький Принц «какая то роза должна быть одной в целом свете, иначе человек не поймет в чем суть розы».
Народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Фольклор прошлых веков-величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей художественной культуры, совершенное творение многих веков. Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Искусство народа внушает уверенность в совершении самых дерзновенных мечтаний. Оно учит человека ценить жизнь и делает стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.
Выдающиеся русские и советские педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности фольклора, как средства воспитания культуры речи детей. Так К.Д. Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки помогают развить в детях чутьё к звуковым красотам русского языка. Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина так же считали, что фольклор даёт прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.
В огромной сокровищнице советской культуры, почетное место занимает устное народное творчество, оно является достоянием каждого народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
В фольклорных произведениях — пословицах, сказках, былинах и песнях — нашли свое выражение народные воззрения на природу, общество и человека. Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни, более всего жизни народа, и дает богатые знания об общественных отношениях, труде и быте народа, а так же о его высоких моральных качествах, о природе страны и т. д.
Устное народное творчество имеет большую ценность. Она состоит в его познавательном, идейно-воспитательном, и эстетическом значении. Они связаны между собой неразрывно: чем ярче и полнее проявляется одна из них, тем ярче и полнее проявляются другие (писала Н.И. Кравцова)
Флерина Е.А., Усова А.П. отмечали, что пословицы и поговорки нельзя искусственно «привязывать к процессу речевого общения с детьми. Пословицы и поговорки должны сами вытекать из содержания художественного текста или рассказа. Они так же писали, что загадки, пословицы, поговорки — образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.
Важное значение для развития речи детей имеют загадки. Это полезное упражнение не только для умственного развития, но и для развития образности речи.
Каждая загадка представляет собой картинное, образное списание предмета, его характерных особенностей. Загадки построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия «Зимой и летом — одним цветом» и так называемые метафорические, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет: «Под соснами, под ёлками бежит подушка с иголками». Нужно учить видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не запоминать отгадки к загадкам (наглядность, словесный образ, ответ — расшифровка).
Загадка состоит из двух частей: загадки (вопрос) и отгадки (ответ). Иногда она начинается словами: «А что такого?» Но даже если прямого вопроса нет, загадка заключает в себе вопрос: «Кто это? Что это?» Например: «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей», отгадка: огурец. Загадки и отгадки органически связаны между собой. Загадка является как бы диалогом: один загадывает, другой отгадывает. Всегда они вызывают радостные эмоции, желание самим загадывать. Загадки по своей форме близки другим жанрам русского фольклора. Поэтому загадки переходят в разряд пословиц и наоборот — пословицы переходят в загадки.
Немалое значение имеют пословицы и поговорки. Важным условием их использования является уместность: именно эти слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Часто они помогают лучше осознать содержание сказок, в то же время — понять образное и обобщенное значение пословиц и поговорок. Эти все фольклорные формы обогащают речь своей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. В них все предметы изображаются с помощью сравнений наглядно, просто и метко. Так же русские пословицы и поговорки учат детей правилам поведения, нормам взаимоотношения. В русских народных играх широко используются считалки, при помощи которых дети распределяют роли в игре. Потешки помогают закрепить навыки интонационной выразительности речи.
Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется, прежде всего, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях знания и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
Большую ценность для умственного воспитания и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представление детей о каком то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию. «Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное». Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмыслить мир.
Например, чтобы отгадать загадку о лисе — «Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом», дети должны иметь достаточно четкое представление об этом животном. Ребенок, не имеющий четкого представления о лисе, не сможет отгадать эту загадку: ведь у белки тоже пушистый хвост, живет она в лесу, летом рыжая. Но лиса живет под кустом, а белка в дупле на дереве, и поэтому дополнительному признаку, сопоставляя и сравнивая двух животных, ребенок выбирает правильный ответ. Таким образом, чтобы правильно отгадать загадку, недостаточно иметь разрозненные знания о животном, нужно иметь целостное представление о нем, а это возможно лишь в том случае, если ребенок умеет систематизировать имеющиеся знания и правильно их использовать.
Простые загадки можно предлагать детям уже на третьем году жизни, но при этом необходимо учитывать, хорошо ли они знают те предметы, фрукты, овощи, животных, о которых идет речь в загадке. Чтобы облегчить их отгадывание, в качестве опоры используются предметы, игрушки. Например, после знакомства детей с уткой и курицей, воспитатель может загадать такую загадку: «По водичке плавает, громко крякает: „кря-кря-кря“ Кто это?»
Некоторые загадки заучиваются детьми наизусть, с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития четкой дикции. При этом, содержание загадок необходимо объяснять. Например, предлагая для заучивания загадку о петухе- «хвост с узорами, саоги со шпорами», воспитатель объясняет непонятные детям слова «узоры», «шпоры», т.е. ведет работу не только по обогащению словаря, но и по ознакомлению с некоторыми особенностями данной птицы.
При заучивании загадок про кошку, дети узнают ряд новых дополнительных сведений о хорошо знакомом животном:
1. «Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит».
2. «Мягкие лапки,
А в лапках — цап-царапки», —
т.е. что у кошки есть подушечки на лапках, усы жесткие, как щетина, и т. д. (в первой загадке), на лапках есть коготки, которые могут царапаться (во второй загадке).
Знакомя детей с временами года, воспитатель обращает внимание на те изменения, которые происходят в природе, в частности указывает на то, что осенью с деревьев опадают листья, что у некоторых деревьев (сосна, ель) вместо листьев имеются иголки. Такие деревья в любое время года стоят в лесу зелеными. Предлагает отгадать загадку о ёлке: «Зимой и летом одним цветом» и определить, есть ли в названии отгадки звук «л» — (это для средней группы)
При выборе загадок, как и чистоговорок, желательно учитывать их значимость для умственного воспитания дошкольников. Прежде чем дать детям некоторые чистоговорки, надо уточнить понимание отдельных слов, так же объяснить значение незнакомых, раскрыть содержание чистоговорки. Например: прежде чем заучить скороговорку: «Ткач ткет ткани на платье Тане», спросить детей: «Из чего шьют платья? Как называется человек, который шьет ткани?» и т. д. Расширяя представления детей о животном мире, развитие мыслительных навыков можно показать на примере чистоговорки: » Лежит ёжик, у ёлки, у ежа иголки«. Спросить детей: «Чем покрыто тело ежа?» — «Колючками» — некоторые дети могут ответить так. После заучивания этой чистоговорки, на этот же вопрос дети скажут «не колючками», а «иголками». В конце занятия можно предложить воспитателю прочитать загадку: «Кто иглы при себе носит, а шить не умеет?» детям легко будет отгадать.
Перед загадыванием загадок полезно проводить беседы о тех предметах или животных, о ком они составлены.
Самостоятельное составление загадок — довольно трудная задача для дошкольников. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее, При составлении загадок, дети учатся излагать свои мысли.
На первоначальных этапах обучения, составление загадок проходит при активной помощи воспитателя. Например: предлагая составить загадку о яблоке, воспитатель сначала уточняет знания детей о данном фрукте, спрашивает, какой он формы, цвета, вкуса, где растет. После этого говорит: «Красное, твердое, круглое, сладкое, растет на дереве. Что это?» Дети быстро называют правильную отгадку.
Не менее полезно для речевого и умственного развития — это заучивание пословиц и поговорок. Не большие по объему, они заключают в своем содержимом ясную, четкую, краткую мысль, а в процессе высказывания обогащают речь говорящего. Русские пословицы и поговорки учат детей правилам поведения, нормам взаимоотношения. Например: «Неправый, постоянно во всем оправдывается», «Кто не сознает ошибку, делает другую», «Правда в огне не горит и в воде не тонет». Это очень богатый и ценный фольклорный материал, который надо использовать в работе с детьми. Тематика пословиц и поговорок разнообразна, многие из них имеют назидательно — воспитательное значение. В них отражен огромный опыт народа, выработанный в течении длительного времени. («Апрель с водою, май с травою»; «Ласточка весну начинает — соловей кончает»; «Много снега — много хлеба, много воды — много травы» и др.). Некоторые поговорки отражают те или иные стороны жизни человека: «Где вода есть, там саду цвести» пословицы и поговорки помогают бороться с такими недостатками характера, как трусость: «Трусливому зайке-и пенек-волк»; «У страха глаза велики». Лень: «Труд человека кормит, а лень — портит»; «Умелые руки не знают скуки»; «Долог день до вечера, если делать нечего»; «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Ложь: «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят». Так же они способствуют и нравственному воспитанию.
Очень полезными являются пословицы и поговорки, которые учат правильно решать жизненные вопросы. Например: «Семь раз отмерь-один отрежь». Важное место в этой работе отводиться обучению детей понимания образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно выразить свои мысли.
При обсуждении названия сказок, так же необходимо учить правильному пониманию идеи произведения, знания пословиц. После составления рассказа, можно предложить детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к этой истории. Например: «Сам себя губит, кто других не любит». — о ком в сказке так можно сказать? (так можно сказать о волке, потому что он зверей не любит и сам себя погубил). Погубить то себя он не погубил, а наказал. На лбу шишка выросла.
Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми — сказки. У русского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста. Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежду, обстановку, в которой действуют герои. Систематическое и планомерное использование различных видов сказок, формирует у детей интерес к народному творчеству. Впечатления, полученные от сказок, дети отражают в играх, рисунках. И значительно обогащается речь детей. Разговаривая между собой, они часто употребляют образные выражения, эпитеты сказок.
Малые фольклорные жанры сложились у каждого народа на основе огромного жизненного опыта.
Из всего многообразия жанров и форм детского устного творчества, наиболее завидная судьба у считалок. Считалки обычно построены в виде вопросов и ответов, с четким ритмом. Считалки воздействуют на поведение ребенка, воспитывают выдержку, развивают его речь. При выборе считалок надо стремиться подбирать такие, чтобы их содержание шире раскрывало некоторые представления детей об окружающей действительности. При разучивании считалок, дети упражняются не только в отчетливом, громком, неторопливом их произнесении, но и закрепить или уточнить некоторые знания, полученные на других занятиях, например навыки использования порядкового счета. Так, в средней группе можно предложить для заучивания такую считалку: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…»
При разучивании потешек, стихотворений, дети не только узнают что то новое, но и задумываются над некоторыми строками жизни животных, проявляют любознательность, желание больше знать о жизни. У детей развивается память.
«Формирование у детей «интереса к русскому фольклору»
Народ существует, пока существует его язык. Ознакомление детей с богатством устного народного творчества проходит поэтапно, постепенно, отличается бережным отношением к национальным традициям праздников, песен, обрядов. Дети должны узнать о культуре своего народа, а так же знать русские народные приметы. В детском саду должны проводиться праздники, вечера-развлечения, игры на разнообразных старинных музыкальных инструментах, ярко и образно использовать народные сказки, песни, потешки. Народная мудрость, доброта, юмор предстают перед детьми в доступном, самобытном исполнении этих талантов. Параллельно знакомя детей с народными традициями и детским фольклором в беседах: на занятиях — где особое внимание уделять русскому прикладному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах: прослушивание народной музыке, и обучение на музыкальных инструментах. Детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. Нужно не только дать детям знания, но и в большей степени — организовать непосредственное их участие в использовании детских народных песен, закличках, колядок. Обряды отражают быт крестьянской деревни, и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения врослых и детей, наиболее ярко представлены именно в празднике. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступающие скоморохи и сказительницы, бабушка-загадушка, постепенно приобщают детей к русским народным традициям.
В старших группах провести праздники «Иванов день», «Осенний спас», праздник «Осенины — именины» и др. А к концу года провести литературные вечера, викторины, фольклорные праздники, которые будут являться итогом проведенной работы.
Автор: Сухорукова Галина Витальевна
Должность: воспитатель
Место работы: «БДОУ г. Омска
«Детский сад № 26 общеразвивающего вида»»
Месторасположение: г. Омск, Россия
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 16.04.2014