Автор: Остапенко Лариса Михайловна
Должность: учитель – дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 38»
Месторасположение: город Краснодар, Краснодарский край, Россия
В отечественной науке и практике в последнее время уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей в работе с родителями, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Это положение закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании» в статье № 18. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Важно понимать, что период детства значим тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Совместная работа дефектолога с родителями предполагает достижение успеха в коррекционной работе по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями. Взаимосвязь участников образовательного процесса обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия и решения общих задач дошкольного учреждения и частных задач каждого специалиста (рис.1). Так, для дефектолога такими задачами являются:
— установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в познавательном развитии каждого воспитанника группы «Особый ребенок»
— включение родителей в коррекционно-педагогический процесс и оказание им необходимой консультативно-методической помощи;
— организация и проведение работы с педагогическим коллективом и родителями по совершенствованию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна;
— анализ познавательного развития каждого ребенка и определение эффективности усвоения программного материала ребенком за полугодие, учебный год
— подведение итогов проведения коррекционной работы дефектолога и родителей с детьми за учебный год и определение путей ее оптимизации на следующий учебный год.
Составители коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением интеллекта Е. А Екжанова и Е.А. Стребелева рассматривают коррекционное воздействие как два взаимосвязанных процесса — процесс организации различных форм помощи родителям и содержательно — педагогической работы с ребенком [4].
Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.
Группу «Особый ребенок» посещают воспитанники 3-8 лет с синдромом Дауна. За три года работы с дошкольниками в этой группе могу сказать, что дети быстро вступали в контакт со сверстниками и взрослыми. Адаптация у них проходила без осложнений не более двух недель при постоянном посещении детского учреждения. Все вновь прибывшие дети нуждались в помощи взрослых при самообслуживании. В предметно-практической деятельности дошкольники испытывали большие трудности. Они манипулировали отдельными предметами. Выполнять соответствующие действия с той или иной игрушкой не умели. Куклу брали за волосы, бросали игрушки, а не клали на определенное место. Не все дети умели и хотели пользоваться карандашом, пластилином, кисточкой, салфеткой. Понятия о количестве и счете у них отсутствовали. Многие дети и в настоящее время имеют отставание в физическом развитии: неустойчивая походка, неумение управлять своим телом, нарушение координации движений, слабость тонкой моторики рук, парезы, стереотипные и навязчивые движения в жестах и мимике. Солнечные детки все разные по поведению, темпераменту, умениям и взаимоотношениям с родителями и близкими. Они любят посидеть на руках у взрослых, поиграть с мячом, лазать по спортивным сооружениям, кататься на самокате. Объединяет их то, что они эмоционально отзывчивы, дружелюбны. Их речь состоит из аморфных слов- корней, отдельных звукопроизношений, редко речевых фраз. У них ограниченный словарный запас (до 10-15 слов). Грубое нарушение понимания речи. Преобладает механическая память, повышенная отвлекаемость и слабая переключаемость с одной деятельности на другую, восприятие фрагментарное, познавательная активность снижена, причинно — следственные связи не устанавливают.
При поступлении ребенка в группу мы узнаем от родителей сведения социального характера, факторы развития ребенка, состояние здоровья малыша. Беседуем об индивидуальных особенностях и привычках ребенка (культурно — гигиенические умения, самообслуживание, излюбленные занятия, дистанция общения, поведение). Знакомим семью с режимом дня в группе на протяжении пяти часов и в период адаптации ребенка к новым условиям в дошкольном учреждении. В течение адаптационного периода родители по — новому знакомятся со своим малышом. Узнают о его взаимоотношениях с другими детьми, об умении (порой нежелании) выполнить поручения, о культурно- гигиенических навыках, об опрятности и поведении своего ребенка в разных видах деятельности и новых условиях. В этот период мы знакомим родителей с Портфолио группы «Особый ребенок», в котором помещены фото детей в разных видах деятельности с описанием, предлагаем папку консультаций на злободневные темы по воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Показываем игрушки, пособия, наглядный и дидактический материал для подгрупповых и индивидуальных занятий, которыми будет пользоваться вновь прибывший ребенок [Рис.1.] Предлагаем познакомиться с информационными материалами, который есть на сайте детского сада.
С первых дней посещения ребенком группы наблюдаем за ним, уточняем необходимые сведения у родителей. Заполняем Паспорт сопровождения ребенка. В адаптационный и организационный периоды (сентябрь — октябрь) родители присутствуют в группе. При желании и необходимости они также посещают индивидуальные и подгрупповые занятия в течение года. При заполнении Паспорта сопровождения выявляем психолого- педагогический статус дошкольника (особенности психических процессов, эмоционально — волевой сферы, поведения), особенности протекания адаптационного периода, его продолжительность, познавательное развитие на начало поступления ребенка в детский сад, уровень усвоения содержания материала образовательной программы Екжановой Е. А. и Стребелевой Е. А. «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание» для дошкольного учреждения VIII вида (если ребенок уже посещал группу).
Работа дефектолога с родителями подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, представляет организационный, основной и заключительный этапы, которые реализуются в строго определенной последовательности. Важность организационного этапа значима как для дефектолога, так и для ребенка. При правильном решении этого этапа дальнейшая работа будет проходить успешно (таблица 1).
Первый этап коррекционно-образовательного процесса:
организационный (сентябрь — октябрь).
Цели этапа: 1.Изучение уровня познавательного, социально — личностного, физического развития и индивидуально — типологических особенностей детей.
2. Подготовка родителей и воспитанников к непосредственно образовательной деятельности.
Несмотря на то, что комплектование компенсирующих ДОУ происходит на основании решения ПМПК города, в котором дано заключение для каждого ребенка, дефектолог начинает учебный год с тщательного психолого-педагогического и речевого обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в интеллектуальном и речевом развитии. Изучение уровня познавательного, речевого, социально — личностного, физического развития и индивидуально — типологических особенностей детей позволяет определить основные направления и содержание работы с каждым дошкольником группы «Особый ребенок» и наметить индивидуальный план коррекционной работы с воспитанником на полгода, учебный год.
Как только составлен индивидуальный план коррекционной работы с каждым ребенком, сетка непосредственно образовательной деятельности и циклограмма организации деятельности дефектолога в течение дня, приглашаю родителей ребенка для индивидуальной беседы. Знакомлю их с результатами диагностики познавательного развития ребенка на начало учебного года, с перспективным планом коррекционной работы с воспитанником на учебный год.
Вместе с родителями ребенка обсуждаем содержание перспективного плана коррекционной работы, раскрываю ближайшие перспективы по улучшению познавательного развития ребенка. Советуюсь о планировании содержания работы с родителями на учебный год и проведении ее в тех или иных формах, которые бы оказали положительную роль в работе с ребенком в семье. Предлагаю перечень консультаций. Заранее договариваюсь о выступлении родителей по обмену опытом среди родителей на семинарах, круглых столах.
Алгоритм первого этапа коррекционно- образовательного процесса
Этап | Основное содержание | Результат |
1. Организационный | Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг познавательного развития детей на начало учебного годаФормирование информационной готовности специалистов, воспитателей МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно- педагогической работы с каждым ребенком.Заполнение Паспорта сопровождения ребенка | Создание индивидуальных планов коррекционной работы на год с воспитанником в ДОУ и семье.Планирование содержания работы дефектолога с родителями на учебный год.Календарно — тематическое планирование работы по разделам программы с подгруппами дошкольников в соответствии с психофизическими возможностями, возрастом и уровнем речевого развития. Составление мониторинга познавательного развития воспитанников на начало учебного года Составление расписания непосредственно образовательной деятельности и согласование его с педагогами МБДОУ и родителями. |
Таблица 1.
Помимо этого родителей вновь прибывших детей ориентирую в видах и причинах речевых нарушений у ребенка. Для уточнения причин речевых нарушений у детей использую результаты медицинского обследования, данные бесед с воспитателями и родителями. Родители (в основном мамы) рассказывают о речевом анамнезе ребенка, о его развитии и воспитании в семье, трудностях, с которыми встречаются они, занимаясь с ребенком дома. Родители заполняют анкеты, которые помогают мне определить компетентность родителей в вопросах обучения. Узнаю отношение членов семьи к отклонениям в психо—физическом развитии, речевым трудностям ребенка, результаты проведения занятий родителями с ребенком в будние и выходные дни и т. д. При необходимости провожу частичное речевое обследование ребенка, дидактическую игру с ним для родителей.
В начале октября месяца на групповом родительском собрании провожу тематическое консультирование, знакомлю с планом работы с родителями на учебный год, с утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности, с выставкой детских книг и дидактических пособий.
Определенной подготовки к предстоящим коррекционным занятиям требуют и воспитанники ДОУ, зачисленные в группу «Особый ребенок».
Для формирования позитивной установки на участие вновь прибывших детей в непосредственно образовательной деятельности необходимо определенное время и усилия со стороны дефектолога, воспитателя, психолога и родителей. Отдельные негативные особенности в поведении и общении у части детей могут быть вызваны трудностями адаптации к новым условиям жизнедеятельности и к незнакомым взрослым. Поэтому от того, насколько верный тон выберут все участники образовательного процесса в общении с ребенком с первых дней зачисления в детский сад, зависит его дальнейшее эмоциональное и психофизическое благополучие.
Итог работы на организационном этапе —
— составление индивидуальных планов коррекционной работы с воспитанником, расписания непосредственно образовательной деятельности, плана работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями;
— повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по созданию в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
Литература:
1. Баранова, А. Г., Черных, В. И. Коррекция речевого и
психического развития детей 4-7 лет [Текст] / под ред. П. Н.
Лосева — М., 2005.
2. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст]/ под ред. Д. Б. Эльконина/ Собр. Соч. Т. 4. — М., 1982.
3. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно — развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]. / Е. А Екжанова, Е. А. Стребелева. — М., 2003.
4. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Организация коррекционно — развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст]. // Дефектология. — 2000 .- № 3.- С.66 — 77.
5. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников [Текст]. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М., 1990.
6. Закрепина, А. В.Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье [Текст]. // Дефектология. — 2003. — № 1.- С.60 — 66.
7. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]./ Г. А. Каше — М.,1985.
8. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. — М., 2003.
9. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст]./ Е. Ф. Соботович — М., 2003.
10. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений [Текст]./ В. В. Ткачева.- М., 2000.
11. Хайртдинова Л. Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта [Текст]. // Дефектология. — № 1-2005. — С. 11- 13.
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 11.08.2014