«Экологические игры как средство развития познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста»
Лесникова Елена Дмитриевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №16 «Ёлочка» г. Кудымкара
Природа — это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
И. В. Гете
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Среди проявлений познавательного интереса детей дошкольного возраста одно из основных мест занимает его содержательная сторона, которая находит прямое отражение в детских вопросах. Однако наблюдения показали, что количество познавательных вопросов (всего 20 %) значительно уступает другим. Дети не проявляют активность в общении к взрослым с познавательными вопросами.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой, так как экология — простор для детской деятельности.
Учитывая то, что игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста и ведущим видом детской деятельности мною была поставлена цель: способствовать развитию познавательного интереса детей через использование дидактических игр экологического содержания.
В рамках организации воспитательно-образовательного процесса мною были разработаны новые и систематизированы уже существующие дидактические игры для решения данной задачи:
Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира (игра «Что где растет?», «Кто где живет?», «Зоологическая столовая», «Волшебный поезд», «Две корзины», «Цветочные часы»);
Игры на ознакомление с явлениями природы («Времена года», «Где снежинки?», «Когда это бывает?»);
Игры на формирование осознанного отношения к деятельности человека в природе («Хорошо – плохо», «Назови правильный ответ», «Береги природу»).
Систематизированные дидактические игры экологического содержания были использованы с детьми старшего возраста в различных видах деятельности: во время совместной образовательной деятельности, на прогулках, экскурсиях, в свободной деятельности, а так же дома.
Следует отметить, что экологические игры использовались с учетом принципа интеграции различных видов детской деятельности. Так, например, данные игры способствовали формированию математического мышления детей – ребенок отсчитывал необходимое количество предметов («Собери шишки в корзину»), сравнивал их по величине и форме, совершенствовалась ориентировка во времени и пространстве («Что сначала, что потом?»). Дети учились рассуждать, делать выводы, обобщать.
В процессе знакомства с экологическими играми обогащался словарный запас: дети узнавали названия животных, птиц, растений, насекомых, учились описывать их внешний вид, характерные особенности. («Угадай, что за растение?»), упражнялись в образовании однокоренных слов («У кого какая мама?»).
В ходе экологических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений не только усваивали объем знаний, предусмотренные образовательной программой ДОУ, но и при помощи этих знаний научились регулировать и направлять свое поведение и деятельность в природе.
Анализ результативности работы
В начале и в конце учебного года мною была проанализирована познавательная активность детей как в организованной совместной деятельности со взрослым, так и в самостоятельной деятельности. В качестве критериев были взяты:
Составляющие познавательной активности | Показатели проявлений |
Интеллектуальная | — возникновение познавательных вопросов; — обращенность к изучаемому объекту; — представления об окружающем. |
Эмоционально-волевая | — проявление эмоций, связанных с познанием; — активность и самостоятельность в преодолении трудностей; — сосредоточенность и внимание к познавательной информации. |
Процессуальная | — исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач; — проявление умений вступать в диалог со сверстником, взрослым по поводу познания. |
Выделенные критерии определили дальнейшую работу, направленную на изучение особенностей развития познавательного интереса. Мониторинговые исследования проводились с 28 детьми в течение двух лет (старший дошкольный возраст). В качестве методов использовались: опрос (анкетирование педагогов и родителей); беседы с воспитателями; беседы с детьми; мониторинг детских вопросов; серия наблюдений за деятельностью детей и воспитателей; диагностические методики; анализ периодической печатной продукции.
Мониторинговые исследования выявили:
Обобщая результаты исследования, я пришла к определённому выводу. Возможность использования в воспитательно-образовательном процессе экологических игр способствовало развитию памяти, внимания, наблюдательности старших дошкольников. Дети научились применять имеющиеся знания в новых условиях, активизировались разнообразные умственные процессы, обогатилась речь детей. Увеличилось количество познавательных вопросов поискового характера, что является критерием развития познавательной активности детей.
Название: Стендовый доклад на тему: «Экологические игры как средство развития познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары…
Автор: Лесникова Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №16 «Ёлочка»
Месторасположение: Пермский край, г. Кудымкар
Дата изменения: 03.06.2016
Дата публикации: 03.06.2016