Из опыта работы старшего воспитателя: управление образовательными системами

Государственно-общественный характер управления системой образования.

Сластенин В. А. под управлением понимает деятельность, направленную на выработку решений, организацию. Контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. [1] (См. схема № 1.)

Управление образовательными системами, схема № 1
Управление образовательными системами, схема № 1

Объектами управления могут быть следующие системы: биологические, технические, социальные.

Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области города или района.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают:

  • Министерство образования РФ;
  • Управления образования края, области, города;
  • Отделы образования районов. (См. схему № 2.)
Управление образовательными системами, схема № 2
Управление образовательными системами, схема № 2

Общеобразовательная школа как сложная динамичная социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными подсистемами:

  • Целостный педагогический процесс;
  • Классно-урочная система;
  • Система воспитательной работы школы;
  • Система эстетического воспитания учащихся;
  • Система профориентационной работы и др.

Сластенин В. А. рассматривает внутришкольное управление как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. [1]

Взаимодействие складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций:

  • Педагогического анализа;
  • Целеполагания и планирования;
  • Организации;
  • Контроля;
  • Регулирования и корригирования.

Сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления».

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно – общественному управлению образованием.

Основная идея государственно – общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране производится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Федеральном Законе «Об Образовании в РФ» № 273от 29.12.2012 г.

В соответствии с законом сфера образования в российской Федерации провозглашается приоритетной, то есть успехи России в социально- экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования.

Приоритетность сферы образования предполагает решение таких первостепенных задач, как решение материальных, финансовых проблем системы образования.

Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ:

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
  2. Единство федерального, культурного, образовательного пространства.
  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников.
  4. Светский характер образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях.
  5. Свобода и плюрализм в образовании.
  6. Демократический, государственно – общественный характер управления образованием.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения Государственных Образовательных Стандартов.

Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие Государственные Органы Управления Образованием: Федеральные (Центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, автономных областей, автономных округов.

Для современного состояния системы управления образованием характерен процесс децентрализации, то есть передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой Федеральные органы- разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы – решают конкретные финансовые, кадровые, материальные, организационные проблемы.

Основные признаки общественного управления.

 

Как отмечает Сластенин В. А. общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются Общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родители, общественность. [1] Их участие в управление создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного климата в коллективе школы.

В школах действуют Советы Школы. Функции и содержание работы Совета Школы определяются «Временным положением о государственных образовательных учебных заведениях в РФ».

Высшим руководящим органом школы является КОНФЕРЕНЦИЯ, которая проводится не реже одного раза в год. На общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Совет школы, как коллегиальный орган, утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно – воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права , обязанности, границы полномочий.

Деятельность Совета Школы осуществляется по следующим основным направлениям:

  • организует выполнение решений конференций;
  • наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органов вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;
  • устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы;
  • рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
  • заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;
  • совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является:

  1. Разгосударствление системы образования. (Наличие негосударственных учебных заведений, которые действуют на основе собственных интересов)
  2. Диверсификация образовательных учреждений (одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением предметов).

В ДОУ управление тоже носит общественный характер.

Схема № 3. Общественные органы управления ДОУ
Схема № 3. Общественные органы управления ДОУ

Общие принципы управления педагогическими системами.

 

Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.

К основным принципам относятся:

  • Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.
  • Системность и целостность в управлении.
  • Рациональное сочетание централизации и децентрализации.
  • Единство единоначалия и коллегиальности в управлении.
  • Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Эффективное управление ДОУ требует от руководителя знания методов руководства и умелого, гибкого их применения. Понятие « метод» от греческого (путь, способ познания, исследования).

Методы управления в образовании определяются как способ достижения цели, реализация управленческих функций, как совокупность приемов целенаправленного воздействия субъектов управления на объект. Субъект управления в ДОУ – руководитель, как главное звено в управляющей системе, а объект – структурные компоненты управляемой системы: сотрудники, родители, воспитанники.

В настоящее время нет единого подхода к группировке и классификации методов управления, что объясняется многообразием подходов специалистов в разных областях управления. М. М. Поташник отмечает, что имеется несколько классификаций (в том числе и системная) методов обучения, выделены группы методов воспитания, педагогического исследования и опытно – экспериментальной работы, но пока в науке нет целостной системы методов управления. Существующие подходы к неоднозначной проблеме классификации методов управления не очень стыкуются, а иногда и противоречат друг другу.

В исследованиях (В. И. Зверева, К. А. Нефёдова, В. С. Пикельная, Т. И. Шамова) методы управления образовательным учреждением подразделяются в зависимости от характера отношений, определяющих сущность и уровень взаимосвязи управляемой и управляющей систем. Выделяют пять групп методов: административные, организационные, правового регулирования, экономические, психологические. [3]

В группе организационных методов выделяют три самостоятельные группы: организационно-стабилизирующие методы, методы распорядительного воздействия, методы дисциплинарного воздействия.

Система разнообразных методов, различные их сочетания, комплексное применение их — один из элементов механизма управления.

Методы управления организуют, мобилизуют, координируют и согласуют действия коллектива. Задача руководителя — включить каждого педагога в активную деятельность.

Под управлением дошкольным образовательным учреждением К. Белая, Т. Комарова, Л. Поздняк и другие понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей, общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [5]

На основе закономерностей управления школой можно определить особенности управления дошкольным учреждением. С. Конаржевский указывает, что управление школой реализуется через конкретную деятельность администрации. Он также выделяет следующие закономерности: чем выше уровень целесообразности управления, тем организованней система; управление эффективно, когда управляющая подсистема выполняет все необходимые виды деятельности.

Знания об особенностях социально- педагогических систем, их закономерностях позволяет обеспечить успешное управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях.

Список литературы:

  • Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с.
  • Бордовская Н. В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
  • Самборенко Л. Ф. Методы управления ДОУ [Текст] / Л. Ф. Самборенко // Управление Дошкольным образовательным учреждением : науч.- практич. журн. / ред. О.В. Никифорова. — 2009. — № 3. — С. 8—16.
  • Поздняк Л. В.Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Л. В. Поздняк // Управление Дошкольным образовательным учреждением : науч.- практич. журн. / ред. Т. В. Цветкова. — 2006. — № 3. — С. 8—19.
  • Поздняк Л. В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально – педагогической системой [Текст] / Л. В. Поздняк // Управление Дошкольным образовательным учреждением : науч.- практич. журн. / ред. Т. В. Цветкова. — 2006. — № 4. — С. 8—14.

Автор: Корчагина Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад общеразвивающего вида « Рябинка»
Месторасположение: р. п. Новая Майна, Мелекесский район, Ульяновская область, Россия

Дата изменения: 07.06.2016
Дата публикации: 15.07.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *