Урок — праздник
«Путешествие в страну Лукоморье»
Тип урока: урок обобщения
Цели урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Ход урока:
Оргмомент
Тема и постановка задач
Видео-монтаж стихов А.С.Пушкина о природе в сопровождении музыки.
Инсценирование
Викторина по сказкам А.С.Пушкина
Инсценировка-загадка
Подведение итогов
Учитель:
Оргмомент
Тема и постановка задач
Дорогие друзья! Уважаемые родители и ребята! Приглашаю Вас поговорить о творчестве великого поэта А.С. Пушкина.
Видео-монтаж стихов А.С.Пушкина о природе в сопровождении музыки.
Говорят, и эта фраза уже давно стала крылатой: «Если Пушкин приходит к нам в детстве, то мы, по-настоящему, приходим к Пушкину лишь с годами.» Творчество А.М. Пушкина огромно. Это и проза, и стихи, великолепные поэмы и волшебные сказки, романы в стихах. Говоря о его поэтическом творчестве, мы не можем не вспомнить, как поэт прославляет природу. Все прекрасное в этом мире оживает лишь только стоит нам услышать музыку его стихов. Давайте послушаем!
Инсценирование
Ребята, сегодня у нас необычный урок — урок-праздник по сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина.
Мы все сегодня побываем в волшебной стране под сказочным названием «Лукоморье».
— Откуда взялось это слово? (ответы детей)
— Да, конечно, мы все знаем из сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Когда-то давно придумал эту страну для нас с вами великий поэт.
Закройте на минуту глаза, и мы с вами окажемся в удивительной неповторимой сказочной стране. (Все закрывают глаза. Учитель читает наизусть.)
— У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том…
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом…
(В это время три девицы усаживаются перед зрителями: ткачиха, повариха, сватья – баба Бабариха.)
— Ребята, вы узнали (шепчет учитель), это же повариха и ткачиха со сватьей-бабой Бабарихой. Давайте послушаем, о чём они говорят. Они рассказывают про три чуда:
1) Витязи морские
2) Белочка
3) Царевна-лебедь
Викторина по сказкам А.С.Пушкина
— Ребята, хотите проверить свои силы?
— Предлагаю вам викторину по сказкам А.С.Пушкина. (10 вопросов оцениваются по 1 баллу).
Мы разделились на группы. Каждая группа садится за отдельный стол.
(У каждого на столе есть карандаши, ручки, бумага).
Каждая группа знает свой номер: №1,2,3,4,5.
— Прежде чем писать ответ на листочке, подпишите свой номер.
Вопросы:
— У каждого на столе конверт. В этом конверте слова пословицы. Соберите её и прочитайте вслух хором!
(Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок!)
— Чья группа быстрее?
(Сигнал о выполнении задания – красный флажок.)
Как называется сказка, чудеса из которой сейчас мы видели? (Полное название)
Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
Ответ: 6 сказок.
Как звали няню поэта?
Ответ: Арина Родионовна Матвеева
Как называется сказка, которая могла послужить прообразом героев для сказки о царе Салтане.
Ответ: Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр»).
Как звали сына царя Салтана?
Ответ: князь Гвидон.
В кого превратился князь Гвидон в 3-й раз, когда полетел на корабль к царю Салтану?
Ответ: в шмеля.
Куда укусил шмель сватью-бабу Бабариху?
Ответ: в нос.
Как называется остров, где Лебедь выстроила город для князя Гвидона?
Ответ: остров Буян.
Что сделали с поварихой и ткачихой, сватьей-бабой Бабарихой, когда раскрылся их обман?
Ответ: «Царь для радости такой отпустил всех трёх домой!»
Расшифруйте телеграмму. Текст телеграммы: «Салтан Комар Арина Зеркальце Кораблик Изба
Повариха Учёный кот Шамаханская царица Корыто Изба Невод Арина.
(Дети расшифровывают. Читает команда, которая первая догадалась).
Инсценирование — загадка отрывка из сказки А.С.Пушкина
Каждая группа подготовила инсценирование отрывка из сказки А.С.Пушкина. Задание – узнать сказку.
(Ответы команд)
Подведение итогов
Учитель заканчивает урок стихами:
— Это Пушкин, это чудо!
Это прелесть без конца!
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но всё Пушкинское — это
Наше вечное начало.
— Спасибо всем за участие!
Название: Урок-праздник в 4 классе по литературному чтению «Путешествие в страну Лукоморье»
Номинация: Детский сад, Начальная школа , Литературное чтение в 4 классе
Автор: Стрелкова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №189
Месторасположение: Новосибирск
Дата изменения: 01.01.2016
Дата публикации: 01.01.2016