Влияние возможностей бассейна в дошкольном учреждении

Влияние возможностей бассейна как части организованной оздоровительной среды дошкольного образовательного учреждения на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей-дошкольников.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Вместе с тем, вызывает тревогу состояние здоровья детей. По официальным данным уровень детской заболеваемости в России ежегодно возрастает. Только часть дошкольников приходят в школу абсолютно здоровыми. Все это свидетельствует о том, что проблемы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике семейного и общественного дошкольного воспитания.

Новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ) в главе 2 «Основные принципы охраны здоровья детей» третьим принципом провозглашает «Приоритет охраны здоровья детей» и дает четкую формулировку понятия «здоровье»: «здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций и систем организма». В отличие от формулировки, записанной в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. здесь понятие «здоровье» предполагает отсутствие не только болезней, но и расстройств функций органов и систем организма. Указанное добавление очень важно, так как именно своевременное выявление и коррекция предболезненных (донозологических) состояний у детей, а именно функциональных расстройств, позволяет предотвратить развитие заболеваний.

«Отсутствие заболеваний» будет означать достигнутый в идеале результат, и подразумевать большую всеобщую работу по их предупреждению и профилактике. Конкретный адрес такой работы — дошкольное образовательное учреждение, так как основы здоровья закладываются в дошкольном детстве. В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей навсегда была приоритетной, а оздоровление — это комплексный подход в системе работы дошкольного учреждения.

Для достижения качества образования необходимо создать в ОУ условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в том числе за счет совершенствования содержания образования, использования эффективных методов обучения; повышения качества занятий физической культурой; организации мониторинга показателей адаптации и здоровья детей.

Многолетний опыт работы и анализ педагогической литературы показали, что наиболее действенным методом оздоровления является плавание. Общая оценка благотворного влиянии плавания на организм ребенка заключается в укреплении различных функциональных систем детского организма, повышении адаптационных механизмов к изменениям окружающей среды, повышении общего эмоционального состояния детей.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему, способствуют физическому развитию и закаливанию. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Специальные эксперименты показали также, что дети, обучающиеся плаванию, значительно реже запаздывают в речевом развитии; приобщаются к физической культуре и здоровому образу жизни.

В 2011-2012 учебном году на базе ДОУ было проведено исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выявить влияние плавания на детский организм. Была выдвинута гипотеза о влиянии плавания на снижение заболеваемости ОРЗ и ОРВИ. В исследовании участвовали 278 детей 11-ти дошкольных групп (от 3 до 7 лет). Как известно, снижение высокой заболеваемости дошкольников ОРЗ и ОРВИ является наиболее трудно решаемой проблемой в детском саду. Это связано с большим разнообразием вирусов — возбудителей заболеваний, высокой наполняемостью детей в группах, отсутствием иммунитета или его кратковременностью, отсутствием специфических средств защиты (вакцин). Важно отметить, что часто заболевания ОРЗ и ОРВИ ведут как к нарушению здоровья дошкольников (развитие бронхолегочных осложнений, нарушению развития дыхательной мускулатуры), так и к значительному экономическому ущербу в связи с нетрудоспособностью матери.

В задачи исследования входило изучение показателей посещаемости детьми бассейна ДОУ, данных по детской заболеваемости и длительности течения заболевания, выявление зависимости между этими показателями.

Все дети были условно объединены в 3 группы:

1 группа: Посещают бассейн регулярно, пропуски редки. — 197 детей (71 %).

2 группа: Посещают бассейн нерегулярно, частые пропуски — 58 детей (21 %).

3 группа: Вообще не посещают бассейн — 23 ребенка (8%).

По данным медицинского учета в течение 2011-2012 года в период с сентября по май зарегистрировано 363 случая заболевания детей дошкольных групп. В структуре заболеваемости доля ОРЗ и ОРВИ составила 79 % от общего числа заболеваний (287 случаев). Из 278 детей — 23 % переносят ОРЗ четыре и более раз в год, то есть относятся к часто болеющим детям.

При соотнесении данных заболеваемости с показателями посещаемости бассейна по каждому ребенку было выявлено следующее:

1. У детей 1—й группы отмечено 144 случая заболеваний, что составляет 73 % заболевших от общего количества детей данной группы, у детей 2-й группы 91 случай заболеваний — 156 %, и у 3-й группы 52 случая заболеваний — 226 %.

То есть уровень заболеваемости у детей 1-й группы действительно оказался ниже уровня заболеваемости детей 2-й и 3-й групп (на 83 % и 153 % соответственно).

Дети 2-й и 3-й групп переболели в среднем 1,5 — 2,2 раза, в то время как в 1-й группе — были дети, не болевшие на протяжении всего исследуемого периода.

2. Длительность течения заболевания большинства детей первой группы находится в пределах от 5-до 15 дней, в то время как в 2-х других группах основная часть детей болеет в среднем от 5 до 19 дней.

3. В структуре заболеваний детей 2-й и 3-й групп чаще отмечались случаи отягощенных диагнозов (18): ОРЗ и отит (8), бронхит (6), гайморит (2), пневмония (2). У детей 1-й группы зарегистрировано 3 случая подобных диагнозов, несмотря на значительное численное преимущество данной группы по сравнению с 2-мя другими группами.

4. У детей 1-й и 2-й группы зафиксировано меньше случаев возникновения осложнений в период после болезни.

5. Сравнивая показатели посещаемости детьми группы бассейна и данные заболеваемости детей каждой группы, выявлена следующая зависимость: чем выше показатель посещаемости бассейна, тем выше посещаемость детьми ДОУ, и, тем ниже уровень заболеваемости детей данной группы.

Помимо вышеперечисленного, у детей, регулярно посещающих бассейн наблюдается положительная соответствующая возрасту динамика физического и психического развития.

Таким образом, неоспоримо утверждение о положительном профилактическом и оздоравливающем влиянии работы с детьми в бассейне. Выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Эффект этой работы столь высок в связи с сочетанием физической нагрузки, положительного эмоционального компонента и 2-х видов закаливания — воздушно-контрастного и водно-контрастного. А также, благодаря совместным усилиям таких специалистов как — инструктор по плаванию, педагогический и медицинский персонал, педагог-психолог.

Проведенное исследование подтверждает мнение об огромном влиянии правильно организованной оздоровительной среды ДОУ (в данном конкретном случае — среды бассейна) на развитие ребенка, на сохранение и укрепление его здоровья. Трудно не согласиться с тем, что образование, построенное без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивным и носит преимущественно превентивный характер, так как практически не реализованной остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача — формирование сохранение и укрепление здоровья воспитанников. И, следовательно, основное внимание должно быть уделено педагогике здоровья: здоровьесберегающим педагогическим технологиям, формированию культурно-гигиенических навыков, навыков адаптивного и безопасного поведения, мотивации к здоровому образу жизни, другими словами умению и желанию быть здоровыми. Использование же возможностей бассейна, несомненно повышает эффективность усилий по решению данной проблемы.

Список литературы

1. Пищикова, Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста [Текст] /

Н.Г. Пищикова. — М.: «Скрипторий 2003», 2008. — 88 с.

2. Рапопорт, И.К. Новый закон о здравоохранении: приоритет охраны здоровья

детей [Текст] / И.К. Рапопорт // Медицинское обслуживание и организация

питания в ДОУ. — 2012. — № 2. — С. 5-15.

3. Соколова, Н.Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.Г. Соколова. —

Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 157 с.

Автор: Ланге Татьяна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область, Россия

Дата изменения: 15.08.2014
Дата публикации: 07.08.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *