«Книга для детей — это в самом деле хорошая пища — вкусная,
питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Это искусство, требующее от читателя сопереживания, сочувствия, соучастия, а не только логического осмысления. И задача любого, кто становиться посредником между книгой и читателем – помочь осознать возникающие противоречия и найти путь к их разрешению.
С художественным словом ребенок знакомится с первых дней рождения. Колыбельная песня в исполнение мамы открывает малышу чудесный мир звуков и букв. При купании, одевании мама сопровождает свои действия пестушками и потешками.
Но всегда ли так происходит? Родители, сославшись на нехватку времени, часто не проводят совместное чтение детской литературы, не говоря уже об обсуждение прочитанной книги. Оно заменяется телевизором, компьютером. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Букваря» и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. В связи с этим актуализируется вопрос формирования у детей творческого начала в восприятии книги, обогащения их духовного и культурного уровня. Главной задачей знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, умения слушать и понимать художественный текст, развивать художественную культуру. Все это является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
В старших и подготовительных группах в МАДОУ № 18 г. Салавата реализуется в рамках проекта, цель которого развитие устойчивого читательского интереса к книге у детей дошкольного возраста.
Данный проект был реализован в течение двух лет. На первом этапе было проведено исследование по методике В.М. Зверевой выявления уровня сформированности интереса к книге у детей. Также было проведено анкетирование родителей по темам: «Ребенок и книга», «Любимая книга детства»; родительское собрание «Как стать родителем читающего ребёнка», для выявления у них интереса к чтению своего ребенка и подбора материала для работы с детьми и родителями.
Второй этап – основной, включал в себя: сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «День рождение куклы» (покупаем книгу в подарок); дидактические игры «Знакомые сказки»; «Сложи пазлы»; «Чей малыш»; «Кто где живёт»; рисование по сказкам; конструирование «Домики для сказочного героя»; маски для театра из бумаги (совместно с родителями); показ театра «Три поросёнка» (фланелеграф); драматизация сказок. Изготовление атрибутов к сказкам (родители). Музыкальная деятельность — хороводные игры и музыкальные игры. Познавательная деятельность – экскурсии в библиотеку. Речевая деятельность литературные минутки (чтение по желанию детей ежедневно по 10 минут), словесные игры.
Третий этап – итоговый, включает в себя конкурс книг – самоделок, выставки книг для создания библиотечки семейного чтения «Рюкзачок» (каждая семья предлагает книгу для чтения в детском саду и семейного чтения с рекомендацией), итоги совместной деятельности за год: семейная беседа «Читай, малыш» и выявление уровня сформированности к книге у детей (итоговая диагностика).
В 2015 году, в Год литературы, работа по проекту «Формирование интереса к книге у детей дошкольного возраста» особенно актуализируется.
На основе проведенной работы можно сделать вывод, что чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм, продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой, она не может осуществляться дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем еще не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
Название: Статья на тему: «Воспитываем юного читателя»
Номинация: Детский сад, Самообразование, Доклады, педсоветы, семинары…
Автор: Шарипова Зульфия Мухаметовна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ № 18
Месторасположение: город Салават, республика Башкортостан
Дата изменения: 05.04.2016
Дата публикации: 05.04.2016