Взаимодействие школы и других социальных институтов как фактор всесторонне развитого человека.
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.
Подготовка к жизни молодого поколения придаёт особую актуальность развитию индивидуальности учащихся, выявлению и развитию их способностей, профориентации, самообразованию школьников, формированию идеалов и ценностных ориентаций в системе общественных отношений и др. Решение этих задач наиболее эффективно, если школьное образование тесно связано с семейным и общественным воспитанием. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности школы является организация взаимодействия социальных институтов.
Цель взаимодействия социальных институтов заключается в объединении усилий всех социальных институтов для наиболее эффективного воспитания, в создании единой воспитывающей среды в школе, в семьях учащихся, в микрорайоне, где они проживают.
Школа играет особую роль, поскольку основная нагрузка по осуществлению взаимодействия социальных институтов воспитания возлагается на педагогический коллектив, профессионально занимающийся образованием подрастающего поколения.
Взаимодействие семьи и школы.
В работах известного педагога В. А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание, при этом школе принадлежит ведущая роль.
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи.
Система работы с родителями складывается путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:
— целенаправленность деятельности всего педколлектива, индивидуальный подход к родителям, семье;
— повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей;
— выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями;
— формирование действенной общественной родительской организации.
В большинстве случаев родители обращаются с такой проблемой, как неумение общаться с собственным ребенком, отсутствие общих интересов, неумение организовать
контроль за ребенком. Здесь очень важна помощь школьного психолога, социального педагога и, конечно, большая роль отводится классному руководителю.
Важным направлением установления контактов с общественностью является взаимодействие школы с представителями органов охраны правопорядка. Сотрудничество школы с работниками ГАИ (ГИБДД), полиции способствует наиболее эффективной профилактике правонарушений, усвоению учащимися правовых норм, правил дорожного движения. Наиболее эффективна работа инспектора с детьми, тогда, когда инспектор имеет высшее педагогическое образование, владеет знаниями в области педагогики, психологии.
Особенностью работы инспекторов в школах является проведение ранней профилактики среди несовершеннолетних и их родителей.
Инспектора и педагоги, работающие совместно, владеют информацией о лицах, склонных к совершению преступлений, знают особенности их поведения, круг общения, знают их лично, что способствует эффективной работе по раскрытию преступлений, совершенных как школьниками, так и в отношении них.
Все вопросы, связанные с правонарушениями школьников, рассматриваются на Советах по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, где ставятся и конкретизируются задачи, осуществляется обмен информацией, вырабатываются согласованные действия инспекторов и педагогов.
Также инспекторы во многом помогают школе в работе с неблагополучными семьями, родителями детей, состоящих на учете. Проводят совместные рейды с классными руководителями и социальными педагогами школы.
Важнейшим звеном в работе с несовершеннолетними является взаимодействие школы с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КПНиЗП). Часто возникают ситуации, при которых школе нужна помощь в решении проблем, возникших с учащимися или их семьями. Здесь в работу включается КПНиЗП.
Воспитательная работа, осуществляемая школой во взаимодействии с КПНиЗП, может быть направлена на дополнительное образование (работа кружков, студий на базе ДК, домов творчества, библиотек и др., проведение в школе занятий работниками этих учреждений), а также на организацию культурного досуга учащихся.
Организация занятости подростков — сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций.
Целесообразно привлекать совместно с Центром занятости населения учащихся к организации производственной практики, а также к трудоустройству школьников на время каникул.
Это оказывает существенную помощь учащимся в профориентационном выборе.
К основным технологиям организации занятости подростков Центрами занятости населения, действующих в рамках субсидируемых форм занятости, можно отнести: специализированные подростковые производства, создаваемые на базе образовательных учреждений; трудовые лагеря молодежи; группы (бригады) трудоустраиваемых непосредственно в образовательных учреждениях.
Важно помнить и знать, что отдельные социальные институты не могут в полной мере воспитать достойного гражданина нашего общества. Только при взаимодействии этих структур ребенку дается все необходимое.
«Воспитывать — значит приготовлять к жизни… Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы». (Д.И.Писарев).
Автор: Петросян Людмила Николаевна
Должность: социальный педагог
Место работы: МБОУ КСОШ №1
Месторасположение: Брянская область, Климовский район, п. Климово
Дата изменения: 17.11.2014
Дата публикации: 17.11.2014