Важность педагогических наук

Название: Важность педагогических наук
Номинация: Школа, Социальная педагогика, Класс 1-8
Автор: Нестерова Виктория Валерьевна
Должность: учитель музыки
Место работы: МБОУ СОШ № 62 г. Рязани
Месторасположение: г. Рязань, ул. Советской Армии, д. 15 «А»

 

Важность педагогических наук.

Педагогическая наука представляет собой результат многолетних исследований развития личности. Обращаясь к философии, можно отметить, что наука педагогики – это своего рода «сгусток» многовекового обучения и воспитания подрастающих поколений. Знания, открываемые педагогическими науками, помогают в каждом конкретном случае для решения той или иной проблемы. Кроме того, посредством освоения педагогических наук у обучаемого расширяется уровень познаний в той или иной теме, расширяется кругозор.
Путь любого педагога представляет собой тернистый путь сомнений, беспокойства, каждодневного труда, необыкновенной требовательности к себе. Именно поэтому в целях дальнейшего совершенствования в сфере педагогики необходимо не только получать некий опыт, но и обращаться к трудам известных деятелей науки и искусства. В настоящее время известны педагогические системы В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили, М. Монтессори. Безусловно, эти и другие люди науки вложили колоссальный вклад в развитие педагогики, однако в данном случае следует отметить, что, развивая собственные способности в сфере педагогики, необходимо обращаться не только к классическим трудам исследователей данной области, но и к анализу предмета и метода таких наук, как философия, социология, психология, экономика, медицина. Делать это следует ввиду следующих причин.

Педагогика тесно связана с каждой из этих областей и не существует автономно от них. Например, экономист пытается определить затраты на подготовку к образованию. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей к всевозможным преобразованиям, скажем в научно- техническом прогрессе. В данном случае педагог выступает в качестве проводника между какой-либо отраслью и учащимся, постигающим азы исследуемой сферы.

Тем не менее, следует отметить, что педагогика выступает не только в качестве инструмента исследования какой-либо профессиональной сферы, но и является своеобразным воспитателем личности, что, несомненно, является важнейшим фактором в педагогических науках в целом. Задача любого из воспитателей состоит в том, что тот должен передать свой опыт детям, ввести их в мир культуры, стимулировать к самовоспитанию, помогать разбираться в трудных жизненных ситуациях, постоянно работать над собой, читать различную литературу. Также, важным фактором в воспитательном процессе является педагогическое общение, развивающее в двух направлениях — организация отношений с учащимися и управление коллективом. Недостаток общения со взрослыми людьми замедляют и обедняют развитие ребёнка. Для более продуктивного общения педагог должен знать интересы, потребности, идеалы ребёнка.

Каждый педагог в процессе своей работы должен наблюдать за детьми, делать свои выводы и принимать нужные решения. В некоторых ситуациях принять определенное решение даже для педагога бывает затруднительно – именно поэтому за помощью следует обращаться как к другим специалистам в области педагогики, так и к классическим руководствам по воспитанию детей. Польский педагог Януш Корчак написал книгу «Как любить ребёнка». В данном произведении автор неоднократно отмечал, что даже к малому ребёнку нужно относиться с уважением, а не как к юнцу, и взрослый не должен возвышать себя над ребенком, вне зависимости от его пола, роста и, самое главное, возраста. Иными словами, «Дети — не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном».

Необходимо уделять внимание всем детям, а не только тем, кто мешает и вносит смуту, серьёзен или сосредоточен. Безусловно, обращаясь к педагогической практике, многие учителя могли бы отметить, что сделать это довольно трудно, поскольку с первого взгляда может показаться, что кому-то из учащихся требуется повышенное внимание, а кто-то может и вовсе в нем не нуждаться. Однако данная мысль является ошибочной.

Обращаясь к тебе важности педагогических наук, следует также отметить, что даже в таком общественно значимом институте, как семья, роль педагогики в целом колоссальна, поскольку родители также являются учителями для своих детей. Без знания определенных тонкостей педагогики ребенок может попросту недополучить нужных познаний в некоторых сферах жизни. Именно поэтому важность педагогических наук следует отмечать не только учителям, но и родителям.

Воспитывающая среда в семье имеет огромное значение. Каждый из членов семьи должен занимать важную позицию. Справедливость данного вывода подтверждают и классические авторы в области педагогики. Так, по мнению Януша Корчака, идейная среда в семье, где нет повеления — есть добрая воля, нет догм — есть проблемы, нет благоразумия- есть жар души, энтузиазм — хорошая почва для развития активных детей.

Любым ребёнком нужно заниматься, чтобы он не чувствовал себя одиноким. От одиночества ребёнок обращается к игре, спасаясь от ужасающей пустоты. Бывают и пассивные дети, которым вымысел заменяет действительность, и они делают то, что желают взрослые. Таким детям легко затеряться в толпе, и они не успевают за её бурным потоком. Когда дети подрастают, родители иной раз проявляют бестактность, пытаясь подружить их с одноклассниками, что кончается слезами детей.

Безусловно, описываемая выше ситуация требует всестороннего исследования и сугубо индивидуального подхода. Обращаясь к собственной педагогической практике, хотелось бы отметить, что позитивное развитие на обучение оказывает не только преподавание школьных дисциплин (в данном случае, музыка и мхк – мировая художественная культура), но и общение с учащимися вне классных занятий (например, в группах продлённого дня), как в группе, так и индивидуально. Кроме того, педагог должен оставаться педагогом и вести себя достойным образом и вне школы, поскольку вне её стен не исключены как случайные встречи с учащимися, так и просмотр профиля преподавателя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Многим кажется необоснованным и несправедливым такой подход, однако в защиту данного тезиса хотелось бы отметить, что педагог – это не только профессия, но и своего рода призвание, которому преподаватель должен отвечать как с профессиональной, так и с морально-этической точки зрения. Знание педагогических наук специалисту может только помочь убедиться в истинности такого вывода.

Многие из нас сталкивались с проблемой, когда дети обманывают, нарочно что- то придумывают. Януш Корчак подходит к этой проблеме весьма мудро: «Пусть дети грешат».
Безусловно, педагогу не следует близко к сердцу принимать такие проступки, однако попустительствовать в данном случае также не стоит.

В наиболее общем виде такое положение вещей выражено следующим образом у Корчака: «Если ребёнок не ошибается в детстве и, всячески опекаемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастет пассивно-нравственным — по отсутствии возможности согрешить, а не активно-нравственным, благодаря сильному сдерживающему началу».
Многие возмущаются тому, что ребёнок может испортить репутацию педагогической системы. Такие опасения возникают, как правило, вследствие боязни падения собственной деловой репутации и зачастую не подкреплены переживаниями за развитие учащегося как личности. Тем не менее, необходимо понимать, что ребёнок — это человек. К нему нужно относиться с искренней любовью и заботой, и в нужной ситуации применить либо кнут, либо пряник. Таким образом, основная идея в педагогике, по мнению Януша Корчака выражена в следующей фразе: «Ребёнок король, и не десятый, не пятнадцатый, а всегда первый».

Януш Корчак очень любил своих воспитанников, в 29 лет отказался от личной жизни, чтобы посвятить всего себя чужим детям. Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти, в Треблинку, старому доктору предложили остаться, но он пошёл со своими детьми .

Обращаясь к вышеизложенному, следует отметить, что далеко не всегда педагогу следует отказываться от личной жизни или каких-то иных радостей, а с учетом современных реалий – далеко не всегда есть необходимость проявлять героизм или отвагу. Тем не менее, важно отметить, что педагог должен быть всецело поглощен своей профессией, и если у начинающего специалиста такой любви не возникло – стоит задуматься, а не лучше ли будет поменять вектор своего профессионального развития, пока еще не поздно.
Многие педагоги делятся своими знаниями, опытом. В рамках проведённого исследования интересен опыт Е. Н. Ильина, учителя литературы, который учит нас искусству общения с детьми, С. Н. Лысенковой, учителя начальных классов, помогающая нам учить легко и непринуждённо. В то же время, думается, каждый педагог, если он действительно является педагогом, оставляет свой след в истории, и, так или иначе, оказывает определенное влияние не только на обучаемых, но и на развитие всей педагогической науки в целом.
Каждый из педагогов 20 века (И. П. Волков, Т. И. Гончарова, Е. Ю. Сазонов) и нашего времени очень интересен. Но моё сердце тронула работа и любовь к детям Януша Корчака. Читая его книги, я не ощущаю, что они написаны 80-100 лет назад. Всё настолько актуально, просто, честно и гуманно.

Используемая литература:
1. Януш Корчак «Как любить детей».
2. Симон Соловейчик. Послесловие к книге «Как любить детей».
3. С.Н. Лысенкова «Когда легко учиться».
4. Е. Н.Ильин «Искусство общения».
Работу написала: Нестерова Виктория Валерьевна.
Должность: учитель музыки.
Место работы: г. Рязань, ул. Советской армии, д. 15 «А»,МБОУ школа №62

Дата изменения: 16.07.2016
Дата публикации: 16.07.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *