Занятие по социальной действительности для детей 6-7 лет У меня есть права!»

Конспект занятия по ознакомлению с социальной действительностью в подготовительной группе «Я – гражданин! У меня есть права!».

Цели и задачи:

  1. Развивающие: развитие словесно-логического мышления, формирование умения рассуждать и обобщать, развитие памяти.
  2. Воспитательные: воспитание уважения к содержанию международных документов в области прав ребенка, побуждение интереса к народной мудрости, заложенной в сказках.
  3. Образовательные: формирование представлений о содержании международных документов в области прав ребенка, формирование представлений о правах детей, закрепление умения работать с литературными текстами.

Предварительная работа. Подготовка к выставке «Я — гражданин! Я имею право!»: рисунки, аппликативные работы, коллажи на данную тему.

Оборудование и материал. Иллюстрации и работы с выставки по правам ребенка, иллюстрации — герои сказок, большие круги красного, желтого, зеленого цвета, на каждого ребенка — набор из кругов красного, желтого, зеленого цвета.

Ход занятия

Воспитатель. — Ребята, мы с вами живем в огромной и прекрасной стране — России. Мы — жители России, значит, мы — кто? (Россияне).

Как называется самый главный город нашей страны? (Москва).

Мы с вами живем в Москве, значит, мы — … (Москвичи).

Мужчины, юноши, мальчики, живущие в Москве — … (москвичи).

А женщины, девушки, девочки, которые живут в Москве — … (москвички).

А еще всех людей нашей страны называют граждане, граждане России.

И вы, хотя еще и маленькие, но тоже граждане. А у всех граждан есть права! И у таких маленьких как вы, граждан, тоже есть права. Они так и называются — Права ребенка. Сейчас мы с вами узнаем, какие же права есть у всех вас.

Самое первое право, которым вы уже воспользовались — право на жизнь (показ иллюстрации). Как вы думаете, что это право означает? (предположения детей). Да, и вот я вас всех вижу, потому что вы — родились!

Вспомните, пожалуйста, что нужно маленькому ребенку для того, чтобы он рос и взрослел? (предположения детей). Конечно, вы не сможете сами себя одеть и обуть, накормить — напоить. А еще вы не сможете сами найти себе жилье. И если вы заболеете, вы не сможете сами себя вылечить. поэтому вам нужна забота взрослых. Вы, дети, нуждаетесь в помощи и заботе взрослых. Поэтому, запомните: «Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых».

Скажите, пожалуйста, кто самые главные взрослые для детей, самые родные и дорогие! (родители). Но бывает и так, что дети по каким-то причинам остаются одни, без родителей. Их называют «сироты». Они живут в специальных детских домах, где за ними ухаживают и где они живут, пока их не усыновят другие люди. Такие семьи, где воспитываются дети из детского дома, называются «приемные семьи». И хотя там растут неродные маме и папе дети, их все равно любят, за ними ухаживают, их воспитывают, как родных. Поэтому ваше право: «Расти и воспитываться в семье или с теми, кто может обеспечить детям наилучший уход». Вспомните, кто еще из взрослых может быть в семье? Как вы общаетесь с бабушками, дедушками? Как они о вас заботятся?

Вы правильно сказали, что вам для роста и для здоровья нужно питаться. А какая должна быть еда для детей? А что должны дети пить? ( воспитанники вспоминают, что знают о здоровом питании). Что будет, если еда для детей будет несвежей, а вода — испорченной, грязной? (предположения детей). А если еда будет хорошей, но ее будет мало, дети останутся голодными? (предположения). Поэтому следующее ваше право: «Право на качественное питание и достаточное количество чистой воды».

Ваши родители и другие родственники о вас заботятся. Но всегда ли они могут вас сами вылечить, если вы вдруг заболеете? Кто может помочь? Где врачи окажут вам помощь? Да, поэтому все дети имеют «Право на медицинский уход». И запомните, пожалуйста, что врачи вас обязаны лечить не только быстро, но и бесплатно!

Вы наверняка встречали детей, которые или не могут сами ходить (их возят в специальных колясках), или плохо видят, или не слышат… Таких детей называют «инвалиды», и им нужен особый уход, потому что им очень трудно! Поэтому специально для таких деток есть такое право: «Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение».

Вы сейчас ходите в детский сад. Чем вы здесь все вместе занимаетесь? (ответы детей). А куда вы пойдете после того, как пройдет выпускной праздник? ( ответы детей). Чем вы будете заниматься в школе? Да, вы много узнаете в школе, познакомитесь там с новыми друзьями. А что происходит после того, как молодые люди закончат школу? (предположения детей). Да, многие продолжают учиться, чтобы получить профессию. Кто-то пойдет учиться в колледж, кто-то — в институт или университет. И никто не может вам запретить учиться! Поэтому еще одно ваше право — «Право на получение бесплатного образования».

Ребята, вы все живете в своих уютных квартирах. Как вы думаете, что должно быть в вашем доме, чтобы вам там было хорошо? (предположения детей). Конечно, у вас должны быть разные игрушки, интересные книжки, альбомы и карандаши… У вас должна быть удобная и красивая одежда. Вы должны спать в мягких чистых постелях. У вас должен быть свой личный уголок, где вы можете просто отдохнуть. Зачем людям отдыхать? (предположения детей). Вот поэтому для вас, дети, существует еще два таких права — «Каждый ребенок имеет право на хорошие условия жизни» и «Каждый ребенок имеет право на отдых».

Вот сколько прав есть у вас, дети! Скажите, пожалуйста, эти права существуют для всех детей или только для некоторых? А может, для мальчиков эти права действуют, а для девочек — нет? А может, для африканских или индийских детей этих прав нет? (предположения детей). Конечно, ребята, эти права — для всех детей на нашей планете! Не важно, в какой стране они живут! Неважно ,какого цвета у них кожа! Не важно, на каком языке они говорят! Поэтому ,самое главное право, которое есть у вас, такое — «Все дети независимо от цвета кожи, языка, пола имеют равные права»!

О правах детей говорится во многих сказках. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь ,да в ней намек ,добрым молодцам урок!». И о ваших правах тоже говорится в некоторых сказках.

Предлагаю вам игру.

Правила игры: на доске висят три «цветных маячка» — красный, желтый, зеленый , педагог называет право и одновременно указывает на маячок, чтобы дети соотнесли маячок нужного цвета и текст права. После того как три права зачитаны — дети поднимают маячок нужного цвета (у каждого на столе свой набор маячков).

«Три поросенка».

  1. Красный — право на жизнь.
  2. Желтый — право на полезное и качественное питание.
  3. Зеленый — право на образование.

«Маша и медведь».

  1. Красный — право на жизнь.
  2. Желтый — право на свободу.
  3. Зеленый — право медицинское обслуживание.

«Доктор Айболит».

  1. Красный — право на воспитание в семье.
  2. Желтый — право на образование.
  3. Зеленый — право на медицинское обслуживание.

«Маугли».

  1. Красный — право на воспитание в семье.
  2. Желтый — право на образование.
  3. Зеленый — право на медицинское обслуживание.

«Колобок».

  1. Красный — право на жизнь.
  2. Желтый — право на образование.
  3. Зеленый — право медицинское обслуживание.

«Приключения Буратино».

  1. Красный — право на полезное и качественное питание.
  2. Желтый — право на образование.
  3. Зеленый — право медицинское обслуживание.

Теперь я предлагаю вам решить ситуацию — как бы вы поступили в сказке «Золушка». В сказке «Золушка» мачеха и ее дочери не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы вы поступили на их месте?

  1. Красный — не взяли на бал, потому что у Золушки рваное и грязное платье.
  2. Желтый — не взяли на бал, потому что у Золушки нет приглашения на бал.
  3. Зеленый — взяли бы с собой, потому что все люди имеют равные права.

В сказке Х.Андерсена «Гадкий утенок» обитатели птичьего двора обижали лебеденка, потому что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как бы поступили вы?

  1. Зеленый — правильно.
  2. Желтый — правильно, не дружи, если не хочешь.
  3. Красный — неправильно, несмотря на разную внешность, все имеют равные права.

Итог занятия. Ребята, о чем вы сегодня узнали (ответы детей).

Рассматривание работ на выставке, беседа по работам.

Автор: Хохлова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: ГБОУ СОШ 1288 СП №3
Месторасположение: город Москва

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 13.12.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *