Занятия с детьми имеющими нарушения речи по теме «Зимующие птицы»

Конспект комплексного занятия с детьми имеющими нарушения речи (по лексической теме «Зимующие птицы» в подготовительной группе).

Цель: всестороннее развития личности, развитие речевых и психических качеств, развитие умение работать в группе сверстников.

Задачи:

Познавательное развитие.

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;

Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

2. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»).

3. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

Социально-коммуникативное развитие.

1. Совершенствование речи детей как средства общения

2. Обучение составлению предложений со значением.

3. Использование в речи имен существительных во множественном числе. 4. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры 5.Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре. 6.Умение работать в группе сверстников, оказывать помощь друг другу

Физическое развитие.

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие зрительного восприятия.

Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать художественно — эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. Развивать мелкую моторику рук и готовить руку к школе. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в лепке, для создания выразительного образа .

Оборудование и материалы:

• Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

• Эмблемы (для подвижной игры).

• Запись «Птичьи голоса» •Солёное тесто

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.

2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

3. Чтение энциклопедической и художественной литературы..

4. Заучивание стихов про птиц . 5. Знакомство с профессией — орнитолог.

6. Детская мастерская: рисование и аппликация зимующих птиц. Формы организации совместной деятельности :

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Чтение художественной литературы.

4. Игровой метод.

5. Рисование. 6. Использование технологий ТРИЗ

Ход занятия :1. Организационный момент.

Дети входят в группу .Звучит музыка (трель разных птиц).

— Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса?

— Чьи это голоса? Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц?

— Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц.

1. «Найди птицу»

— А где же они? Слышны голоса, а птиц нет. Найдите их. А я посмотрю, какие вы внимательные. Каких птиц нашли? Как назовем их, одним словом? Почему их так назвали? Эти птицы не боятся морозов ,а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. — — Ребята, скажите чем питаются птицы зимой ?

— Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

В: Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. — А мы с вами можем помочь птицам зимой? Как?

— Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

2. Игра «Отгадай птицу». Отгадывание загадок. Дети загадывают и отгадывают загадки, после появляются картинки зимующих птиц (которые дети отгадали).

— Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

— Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

— Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает . ( воробей)

— Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

Длиннохвостая она, со спины черным —черна Брюшко белое да плечи , хоть кого увидит вмиг Поднимает стрекот — крик(сорока).

— Кто красуется на ветке на ветке В жёлтой праздничной жилетке ? Это маленькая птичка , а зовут её … ( синичка )

2. Ребята я сейчас проверю какие вы внимательные, как запомнили птиц.

Игра «Собери птицу».Дети делятся на две команды.

Посмотрите здесь спрятались птицы, ваша задача найти их и собрать.

Посмотрите, еще раз на этих птиц. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы можете найти сходство ? Давайте поиграем. 3. Игра » Найди общее«.

Дети передают мяч друг другу, называя строение птицы.

— Ребята , скажите , а для чего птицам нужны перья? (чтобы не замёрзнуть, чтобы защитится от повреждений, чтобы летать.)

4. Игра «Самый внимательный». Схема с изображением зимующих птиц.

— Посмотрите внимательно на схему.

дятелворобейсорока
соваворонаклест
голубьснегирьсиница

— Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря)

— Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы.

— А теперь хотите поиграть в парке. Давайте представим ,что мы птицы.

5. Подвижная игра «Найди друга». Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза).

— Я знаю такую игру, называется «Найди друга». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.

6. Игра » Один-много» — см. предыдущее задание. Дети встают парами (В игре «Найди пару») воспитатель спрашивает:

— Вы какие птицы? (снегири).

— Один — снегирь, а много — …

Образуем множественное число птиц изображенных на эмблемах .

7. — Мы с вами хорошо поиграли, а теперь можно отдохнуть на поляне мечтаний.(Дети проходят на коврик и садятся)..

— Ребята давайте представим , что будет , если птиц не станет на земле? А звуки природы помогут вам.( ответы детей).

Обобщение ( начнут размножатся комары, мухи, насекомые являются разносчиками инфекций, появятся тяжёлые болезни .Многие птицы — санитары. Вороны , сороки и др. птицы , питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности. Погибнут растения и деревья, т. к. многие насекомые питаются корнями растений и корой деревьев . А растения и деревья — источник жизни на земле, источник кислорода, который жизненно необходим людям и животным. Птицы создают красоту , мы любуемся ими, наслаждаемся красивым пением Не будет птиц на земле, не будет и жизни.) Поэтому мы должны заботится о птицах, подкармливать их, не разорять птичьи гнёзда.

— Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке?

— Ребята , а мне кажется, что снегирь грустит . Как вы думаете почему?

Ответы детей (ему скучно одному на ёлочке , у него нет друзей.)

— А давайте слепим снегирю друзей. Проходим ,садимся за столы. (Дети садятся за подготовленный стол).

8. Развитие мелкой моторики «Лепка птиц». Во время работы звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).

— Ребята давайте разомнём тесто, чтобы оно было мягким .

Муку в тесто положили, Тесто наше замесили, ( дети разминают тесто) Мнём , катаем, месим тесто. Всем нам очень интересно. Мы месили целый день, было нам совсем не лень. —

— Ребята , с кажите с чего начнёте работу?

Разделите «тесто» на три части ( одна большая для туловища, две поменьше для головы и крыльев).. Для глазика и клюва понадобятся два маленьких шарика.

Из большого куска лепим туловище , также сначала придаём шарообразную форму, затем немного вытяните, выровняйте спинку и округлите животик птицы, сзади оттягиваем хвостик . Из третьего комочка делаем крылья . Соединяем детали. Места соединений деталей смочите водой ,пальчиками скрепляем.

Молодцы ребята замечательные птицы получились у всех. — Кого из друзей вы слепили для снегиря? ( ответы детей).

Теперь снегирю не будет скучно, вы сделали для него новых друзей. На следующем занятии, когда птички подсохнут ,мы раскрасим их красками .

Автор: Привезенцева Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ Детский сад №60 ″Солнышко»
Месторасположение: г. Ярославль, Россия

Дата изменения: 31.10.2014
Дата публикации: 31.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *