Авторы проекта:
Учитель- логопед Вотинова Мария Александровна
Педагог- психолог Шнейдер Светлана Игоревна МАДОУ ДС №13 г. Краснокамск
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. С другой стороны, мы видим проблему становления психолого-педагогической компетентности родителей в современных условиях– одна из наиболее актуальных проблем в системе отечественного дошкольного образования. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи.
Наш проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, логопедов, воспитателей, психологов ) и родителей. Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Его целью является создание комплексной системы сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, подбор коррекционно-педагогических и социально-психологических мероприятий для сохранения естественных адаптационных механизмов.
Задачи проекта:
• Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет на базе МАДОУ детский сад №13 за счёт создания дополнительной адаптационной группы кратковременного пребывания для детей от 1 года до 2 лет, не посещающих ДОУ.
• Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста.
• Оказание педагогической, психологической, коррекционной помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
• Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить дальнейшее их вхождение в коллектив сверстников.
• Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями, другими социальными учреждениями города.
Ожидаемые результаты проекта
Разработана образовательная программа работы адаптационной группы «Школа карапузов» ориентированная на социальный заказ родительского общества, личностно-ориентированное взаимодействие.
Создание консультативного пункта молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад.
Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 90%.
Привлечение дополнительных внебюджетных средств на нужды образовательного процесса и оздоровления детей дошкольного возраста, повышение уровня оплаты труда педагогов ДОУ.
Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона города.
Ожидаемые результаты проекта (локальный уровень):
Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, на этапе раннего возраста.
Новизна нашего проекта заключается в том, что работу ведут и курируют те специалисты, которые встречаются с проблемами развития и адаптации ребёнка в более позднем возрасте: педагог-психолог и учитель-логопед. Поэтому, на ранней стадии адаптации мы включаем такое содержание и методы работы с родителями, которые помогут избежать возможные проблемы развития и воспитания ребёнка (задержки развития речи, заикание, тревожность, психо-соматические заболевания). Свою помощь родителям специалисты видят как в информационных методах, так и наглядно-практических:
— беседы;
— родительские собрания;
— анкетирование;
— тренинги эффективного взаимодействия с ребёнком
— игры-практикумы;
— экскурсии в ясельную группу;
— выставки;
— папки-передвижки;
— наглядные формы педагогической пропаганды;
— консультации;
— буклет-шпаргалка;
— изготовление памяток -алгоритмов
Приведём примеры наиболее интересных и оригинальных мероприятий:
Игра-практикум «Игры на ковролине»
Цели:
Показать доступные материалы для использования в домашних условиях пособия «Ковролин, липучие ленты», развивающего мелкую моторику, ориентировку в пространстве, представления о сенсорных эталонах.
Оборудование:
Ковролин, липучие ленты, геометрические формы.
Взрослый предлагает ребёнку по своему образцу создать «липкую» картину, либо приклеить названную цветовую фигуру (круг, квадрат, полоска).
Игра-практикум «Создаём игрушки на развитие речевого дыхания сами»
Цели:
Научить родителей создавать игрушки- самоделки помогающие развить речевое дыхание ребёнка
Оборудование: палочки для суши, «новогодний дождик» картон, нитки.
Памятки – шпаргалки.
Это краткая иллюстрированная информация для родителей в форме небольших записок, которые можно прикреплять над детским столом, кроватью, у зеркала, на холодильнике:
« Показатели речевого развития детей от1-1.6; от1.6-2; 2-3 лет»,
« Любимые игры на развитие мелкой моторики»,
«Речевые игры по дороге домой»,
«Речевые игры перед сном»,
« Три способа успокоить ребёнка»,
«Отвыкаем от горшка»,
«Показатели нервно-психического развития о1-1.6; от 1.6-2; 2-3 лет»
«Гиперактивный ребёнок. Приёмы спасения».
Изготовление вместе с родителями памяток -алгоритмов
«Я одеваюсь»,
«Учимся складывать вещи»,
« Я умываюсь».
Наиболее эффективные и яркие наглядные формы педагогической пропаганды:
Оформление газет и информационных листов, где родители могут увидеть мероприятия, в которых они участвовали вместе с детьми и прочитать весёлые комментарии к ним.
Цель такой газеты повышение заинтересованности родителей в посещении занятий адаптационной группы, создание положительных эмоций у детей и родителей.
Создание страничек-отчётов на сайте ДОУ о проведённых мероприятиях (с фотографиями и комментариями).
Буклеты, папки-передвижки:
-Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
— Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду;
— Значение режима для воспитания;
— Гигиенические требования к одежде ребенка;
— Профилактика простудных заболеваний;
— Система оздоровления;
— Как организовать игровой уголок дома;
— Какие игрушки покупать малышу;
— Организация прогулок с детьми;
Анкетирование и тестирование:
Тест «Я и мой ребенок»
«Общение родителей и детей»
«Мой стиль воспитания»
«Определения темперамента ребёнка»
Мы четко регламентировали педагогическое взаимодействие специалистов с семьей.
Педагог-психолог: диагностирование, психогимнастика, консультирование, создание газеты, информации для сайта.
Учитель-логопед: диагностика, консультирование, организация досугов, создание газеты, информации для сайта.
Воспитатели: организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями
Показателем эффективности внедрения данного проекта являются следующие результаты:
— повышение компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей;
— родители получили опыт активного сотрудничества со специалистами ДОУ, активно обращаются за помощью к специалистам.
— мониторинг адаптации детей 3 лет раннее ходивших в группу «Карапузы» для детей не посещающих ДОУ показал, что эти дети адаптируются лучше и быстрее чем дети пришедшие из семьи (90 % детей лёгкая адаптация, 10% — средняя, детей с тяжёлой степенью адаптации нет);
— Анализ уровня развития дети этой группы показывают высокие результаты по всем параметрам мониторинга развития детей раннего возраста.
Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
На основании полученных результатов внедрения данного проекта можно сделать вывод, что включение данной модели адаптационной группы эффективно и опыт этой работы необходимо использовать дальше. Но наш творческий поиск продолжается.
Название: Проект «Солнечная улыбка» адаптация группы детей раннего возраста, не посещающих ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность
Автор: Вотинова Мария Александровна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МАДОУ «Детский сад №13»
Месторасположение: Пермский край, г. Краснокамск
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 21.01.2016