Автор: Солдатенко Ксения Юрьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Тополек»
Месторасположение: г. Ликино-Дулево Орехово-Зуевского муниципального района, Московской области
Дошкольное образование, которое является первым этапом и новым уровнем общего образования наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием, в настоящее время подвергается инновационным нововведениям. Примером тому служит введение раннего обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольной организации.
Расширение межгосударственных связей, а также возможностей иноязычного общения между народами требует формирование нового типа личности, способной к иноязычному взаимопониманию.
Снижение возраста начала обучения иностранным языкам отвечает потребности, идущей от родителей, ответственных за образование своего поколения. Она состоит в желании видеть детей как можно более качественно знающими иностранный язык, двуязычными.
На сегодняшний момент активно разрабатываются научно-теоретические основы, модели и технологии иноязычного образования, где основная часть исследований посвящена проблеме ознакомления дошкольников с национальными культурами и обучению детей второму неродному языку (Е. И. Пассов, И. Л. Бим, М. И. Богомолова, М. З. Биболетова,С. Г. Тер-Минасова, В. В. Сафонова, Н. Д. Гальскова, Е. Н. Землянская, Е. С. Бабунова, З. Н. Никитенко, Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина и др.).
Раннее изучение английского языка представляет собой пропедевтический этап иноязычного образования, который имеет огромное значение для развития у детей чувственного восприятия нового языка в процессе устного иноязычного общения и комплекса способностей, необходимых для дальнейшего успешного овладения иноязычной речевой деятельность.
Помимо этого, считаем важным отметить предназначение раннего иноязычного образования — основа для осуществления иноязычного общения и взаимодействия детей с учетом реальных возможностей, потребностей и интересов ребят данной возрастной категории.
Именно в старшем дошкольном возрасте нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.
Результатом дошкольного иноязычного образования является обретение детьми личностных качеств, ценностных ориентаций и способностей, которых не было ранее, это — становление дошкольника как человека культуры: культуры нравственной, речевой, культуры общения и труда.
В рамках дополнительной программы педагог английского языка, прежде всего, помогает старшим дошкольникам овладеть способами речевой деятельности, поэтому в учебном пространстве дошкольной организации главной целью иноязычного образования выступает приобретение коммуникативной компетентности («компетентность» — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать мнение [6, с. 344]).
Компетентностный подход влияет на развитие, воспитание и образование личности, поскольку обращается не только к его коммуникативному и социокультурному опыту, но и к опыту поиска и открытий, творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку (Е. Г. Тарева, Н. Д. Гальскова).
Для повышения эффективности работы в процессе иноязычного образования старших дошкольников мы сочли целесообразным применение педагогом английского языка и родителями следующих занимательных видов деятельности, направленных в первую очередь на развитие коммуникативной компетентности детей:
Игра «Мастер и подмастерья»
Цель: повторение определенных лексических единиц английского языка, систематизация знаний по различным темам, развитие коммуникативных умений дошкольников.
Ход игры: Дети делятся на команды. Один ребенок-мастер, остальные — подмастерья. Взрослый говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен порезать детали, другой — подобрать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивают выставку. Можно использовать такую тематику игры как: «Магазин», «Посуда», «В зоопарке», «Лепим сказку», «Эмблема детского сада» и т. д.
Игра «Магазин вежливых слов»
Цель: закрепление вежливых слов на английском языке, формирование индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника.
Ход игры: Предварительно с детьми разучиваются вежливые слова и выражения на английском языке. На полках в магазине лежат вежливые слова и выражения. Педагог описывает ситуацию, а дети по очереди подходят к полке и «покупают» нужные им слова, использую их, анализируя ситуацию. Например:
Ситуация 1. Мама приготовила очень вкусный обед. Когда ты покушал, что нужно сказать маме?
Ситуация 2. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и тоже пришел на кухню. Что ты скажешь?
Ситуация 3. Вся семья ложится спать. Что ты всем пожелаешь?
Игра «Соберем Незнайку в школу»
Цель: закрепление изученной лексики английского языка на тему «Школа», «Игрушки», «Еда» и пр.; совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Ход игры: Педагог выбирает из детей Незнайку и расставляет картинки (можно заменить реальными предметами): тетради, портфель, линейка, ручка, добавляя ненужные предметы (конфеты, игрушки и др.). Ребята должны назвать по-английски только те предметы, которые нужны Незнайке в школе.
Игра «Крокодил»
Цель: формирование умения моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками животного; закрепление изученной лексики.
Ход игры: Ребенок-водящий изображает какое-либо изученное животное (или показывает действия, части тела и т. д.). Остальные ребята его отгадывают.
Игра «Самый внимательный гном»
Цель: повторение лексических единиц английского языка на тему «Что я могу делать», систематизация знаний по различным темам, развитие коммуникативных умений дошкольников.
Ход игры: Двое детей «превращаются» в гномов, надевая колпачки, становятся спиной друг к другу. Сначала педагог, а затем сами ребята произносят команды, которые должны выполнять гномы.
Игра «Снежки»
Цель: развитие коммуникативных умений дошкольников, а также ловкости и внимательности.
Ход игры: Дети встают в круг и передают по кругу один или несколько снежков, исполняя песенку:
— Snowballs, snowballs,
Round go they.
If you touch a snowball,
You quickly run away!
Ребенок, у которого по окончании песенки окажется в руках снежок, выходит из игры «согревать ручки», но продолжает подпевать оставшимся игрокам. Игра продолжается, пока не останется один игрок.
Игра «Украсим торт»
Цель: повторение лексических единиц английского языка на тему «Овощи», «Фрукты»; совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Ход игры: Дети вспоминают названия фруктов, ягод (овощей), готовя и украшая торт (рисуют, разукрашивают картинки и приклеивают их на ватман в форме торта). При этом употребляются фразы: Decorate the cake. Choose the fruit you like. Do you like cherries? Do you like strawberries? Do you like cranberries? I like cherries. I don’t like strawberries (Укрась торт. Выбери фрукты, которые ты любишь. Ты любишь вишню? Ты любишь клубнику? Ты любишь клюкву? Я люблю вишню. Я не люблю клубнику). По желанию торт можно заменить приготовлением супа, любимого блюда или сервировкой стола.
Игра-эстафета «Собираем урожай»
Цель: закрепление лексики на английском языке на тему «Овощи», «Фрукты»; развитие самосознания, произвольности поведения и сплоченности группы.
Ход игры: Дети делятся на команды. Двое ребят из каждой команды получают корзинку. На столике лежат перемешанные овощи и фрукты. Ребенку первой команды нужно собрать овощи, а ребенку второй команды-фрукты. Затем остальные члены команды должны назвать по-английски собранный «урожай». По окончании игры оценивается скорость и правильное называние продуктов.
Игра «Достань яблочко»
Цель: развитие коммуникативных умений дошкольников, а также ловкости и внимательности.
Ход игры: В центре зала лежит обруч, внутри которого сложены яблоки (на одно меньше по количеству игроков). Дети читают рифмовку:
One, two, three and four,
Apples, apples on the floor.
One, two, three and four,
Take the apples from the floor!
Затем дети под музыку произвольно бегают по залу. Музыка внезапно прерывается. Ребята должны успеть взять по одному яблоку. Ребенок, кому яблока не хватит, выходит из игры.
Игра «Почтальон»
Цель: закрепление лексики на английском языке на тему «Животные»; совершенствование коммуникативных умений и навыков; развитие внимания, мышления, воображения.
Ход игры: Один ребенок исполняет роль почтальона. Остальные дети встают в круг, получают по карточке с изображением животного и прячут их за спину. Учитель дает почтальону письмо и просит доставить его, например, медведю. Почтальон подходит к любому игроку, и они разыгрывают диалог:
— Hello!
— Hello.
— Are you a bear?
Если ребенок отвечает утвердительно и демонстрирует свою карточку, то почтальон вручает ему письмо, и они меняются ролями. Если почтальон ошибается, то он продолжает поиски адресата.
Игра «Волшебный лес»
Цель: закрепление лексики на английском языке на тему «Животные»; совершенствование коммуникативных умений и навыков; воспитание познавательных интересов и стремления к преобразующей деятельности.
Ход игры: На стене висит пейзаж, где нарисованы небо, лесная поляна, река, болото, приусадебный участок. Дети рисуют животных и вырезав их крепят к пейзажу учитывая место обитания того или иного животного, при этом называют: «It is a frog» и т. д.
Игра «Домики»
Цель: закрепление лексики на английском языке на тему «Животные»; развитие мышления, логики, ловкости и внимательности.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках, стоящих кругом, лицом внутрь круга. На голове у каждого ребенка шапочка с изображением какого-либо животного. Водящий предлагает двум животным поменяться домиками. Он называет: «Cat and dog!». Игроки, которых назвали, должны быстро поменяться местами, а водящий старается в это время сесть на освободившийся стул. Если это ему удается, то опоздавший игрок становится водящим.
Игра «Большие следы»
Цель: закрепление названий цифр на английском языке; развитие мышления, внимания.
Ход игры: На полу разложены бумажные следы с изображением цифр, сначала в порядке возрастания, затем в разброс. Дети идут по следам, называя цифру, на которую наступают.
Игра «Цвета»
Цель: закрепление названий букв, цветов на английском языке; совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Ход игры: На простыне рисуют звуки/ буквы разными цветами или разноцветные фигуры. Водящий даёт команду: «Find yellow», ребёнок встаёт на букву указанного цвета и называет её. Для усложнения, кроме буквы ребёнок может называть слова, которые с неё начинаются. В игре можно использовать разноцветные обручи.
Игра «Найди буквы» с картинкой.
Цель: закрепление названий букв на английском языке; повторение определенных лексических единиц английского языка.
Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением любого пейзажа, комнаты и т. д. со «спрятанными» нарисованными буквами. Дети должны найти и назвать буквы.
Игра «Рукавички»
Цель: закрепление названий букв на английском языке; систематизация знаний по различным темам; развитие быстроты, ловкости, внимания.
Ход игры: Для игры понадобятся вырезанные из бумаги рукавички с нарисованными нераскрашенными буквами. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар детей. Каждому ребенку дается рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с такой же буквой (или заглавной букве найти строчную). Когда каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить буквы одинаковым цветом и правильно назвать свою букву.
Исходя из вышесказанного, совершенно очевидно, что различные занимательные виды деятельности детей могут быть органично включены в образовательную деятельность и мероприятия по английскому языку в условиях дошкольной организации.
Занимательный и индивидуальный подход к детям, использование игрушек, наглядного материала и в доступной и привлекательной для малышей форме формируют положительный психологический настрой, стимулируют интерес к изучению английского языка детьми.
Таким образом, на занятиях с дошкольниками создается максимально комфортная и доброжелательная атмосфера, способствующая успешному овладению иноязычной речевой деятельностью, которая является базовой основой для дальнейшего изучения иностранного языка в школе, формируя как коммуникативные, так и духовные качества ребят.
Литература
1. Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2007. — 64с.
2. Астафьева М. Д. Праздники для детей, изучающих английский языкю Сборник сценариев праздников для детей 6-7 лет. — М.: Мозайка-Синтез, 2009. — 72с.
3. Землянская Е. Н. Инновации и традиции в начальном образовании: Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых 15-22 декабря 2011 года. — Выпуск 2. — М.:МПГУ, 2012. — 74 с.
4. Никитенко З. Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: Монография. — М.: МПГУ, 2011. — 192 с.
5. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Обучение дошкольников иностранному языку. Программа «Little by little». — М.: ИД «КАРАПУЗ» -ТЦ «СФЕРА», 2009. — 80с.
6. Словарь иностранных слов. 4 издание/Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. — М.: Государственное Издательство иностранных и национальных словарей, 1954. — 856с.
7. Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 176с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32с.
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 04.09.2014
Дата публикации: 04.09.2014