Дактильная речь при обучении грамоте для детей с ОНР

Дактильная речь при обучении грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Дактиль как пропедевтика дисграфии.

Аннотация: В статье рассказано о преимуществах использования дактильной речи при обучении грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Описывается опыт работы с детьми с ОНР.

Abstract: This article describes the benefits of using speech daktilnoy in teaching literacy in the preparatory group for children with general underdevelopment rechi. Work experience with such children.

Ключевые слова: дактиль, дактилемы, дисграфия, пропедевтика, мелкая моторика.

Keywords: dactyl, daktilemy, dysgraphia, propedeutics, fine motor skills.

Доказано, что развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с формированием детской речи. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Это положение подтверждают мои наблюдения за поведением детей, воспитывающихся в логопедической группе. У большинства из них наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, что выражается в неточном выполнении движений, в несоблюдении заданного темпа, неточной координации.

Работа по развитию мелкой моторики проводится во всех речевых группах. Однако зачастую она осуществляется лишь с использованием традиционных средств работы (использование шнуровок, игры с мозаиками и пирамидками и т. д.), к которым со временем дети теряют интерес. Исходя из этого, я изучила возможности использования как традиционных, так и нетрадиционных средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Возможность использования нетрадиционных средств для развития речи детей была выявлена мною в результате наблюдения за общением детей, Так было отмечено, что у многих детей в разные возрастные периоды появляется желание создать свою языковую систему, которая понятна им одним. Дети придумывают жесты, знаки, обозначающие те или иные буквы, при помощи которых они общаются.

Этот факт натолкнул меня на мысль об использовании в работе с детьми языка глухих, поскольку они общаются руками, используя при этом две различные системы — жестовую речь и дактилологию. Термин дактилология (от греческого dactilos — палец, logos- слово, учение) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки. Во-вторых, подразумевается общение при помощи ручной азбуки, т. е. дактильная речь.

С. А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы, определял дактильную речь, как исходную в процессе обучения глухих детей языку, аргументируя следующими положениями:

  • дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова; она полностью контролируется самим говорящим;
  • при дактилировании формулируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее;
  • между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи; дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью, ее грамматическим строем, словарным составом.

Анализ данных положений позволил предположить целесообразность использования элементов дактильной речи в работе по развитию мелкой моторики рук слышащих детей, имеющих речевые нарушения.

Прежде всего, я познакомила детей с термином — дактильная буква, потом мы начали изучать алфавит, который воспроизводится пальцами руки. Эта работа велась параллельно с основной работой по ознакомлению с обычным русским алфавитом. На занятиях дети, знакомясь с графическим изображением той или иной буквы, учились показывать букву — дактилему пальчиками и одновременно произносить соответствующий ей звук.

Следует отметить, что не обязательно осваивать с детьми все 33 дактилемы. Зная даже несколько букв — дактилем ( а, о. у, и, э, ы, п, т, к, м, н, б, в, г, д, с), дети смогли складывать из них слоги, а потом и слова.

Следует отметить, что на занятиях, когда дети овладевали дактильной азбукой, явно повысилась их активность. Основным показателем развития интереса детей к предложенному средству общения является то, что даже вне занятия дети продолжали общаться при помощи дактильной азбуки. Основными результатами применения элементов дактильной речи как нетрадиционного средства развития мелкой моторики являются выполнение детьми более сложных упражнений рук пальцев; овладение звукобуквенным составом слова.

Литература

  1. Зыков С. А. Новое в методах обучения глухих детей М., «Просвещение»,1968г. 144с.
  2. Выгодский Л. С. Основы дефектологии — СПб.: Лань,2003г. 654с.
  3. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2000г. 192с.

Автор: Матюхина Светлана Юлиевна
Должность: учитель-дефектолог, логопед высшей категории
Место работы: МБДОУ № 103
Месторасположение: г. Калуга

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 08.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *