Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня «Дифференциация предлогов «на – над»

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.

 

Тема: Дифференциация предлогов «на – над».

Задачи

Образовательные:

  • Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «на» и «над».
  • Упражнять в практическом употреблении предложений с данными предлогами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать пространственную ориентировку через уточнение понятий сверху – вверху, учить понимать разницу в схемах данных предлогов.
  • Развивать операции анализа, синтеза, обобщения через моделирование и перенос практической ситуации на схему.
  • Корригировать грамматический строй речи через практическое употребление существительных в предложном и творительном падежах, построение простого распространенного предложения.
  • Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы».

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать у детей умение вести себя на занятии, слышать взрослого, выполнять его инструкции, слышать ответы своих товарищей, помогать им в случае необходимости.

Словарная работа. Маленькие слова «на», «над», сверху, вверху, схема.

Оборудование. Фигурка ласточки, схемы предлогов; картинный материал для составления предложений.

Раздаточный материал. Индивидуальные фланелеграфы, листы с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия.

— Наступила весна. К нам из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети называют перелетных птиц и садятся на места.

  1. Основной этап.
    1. Игра «Ласточка прилетела».

— У нас сегодня гостья. Отгадайте, кто это:

Быстро над землей порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.

Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины. (Ласточка.)

После того, как дети дали ответ на загадку, логопед демонстрирует фигурку ласточки.

— Как вы догадались, что это ласточка? (Ответы детей.)

— Давайте с ней поиграем.

    1. Упражнение «Где ласточка?».

Ласточка «садится» на доску, на стул, на коробку, на стол. Логопед в ходе игры спрашивает: «Где сидит ласточка?» (Дети: Ласточка сидит на доске (стуле, коробке, столе).)

— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится сверху другого предмета, касается его? (Дети: Маленькое слово «на».)

Работа со схемой предлога:

— Обозначим стол квадратом. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг – сверху или снизу от квадрата? Почему? (Логопед выкладывает схему на доске, дети – на индивидуальных фланелеграфах.)

— Ласточка хочет полетать еще.

Ласточка «летит» над доской, над стулом, над коробкой, над столом. Логопед каждый раз задает вопрос: «Над чем летит ласточка?» (Дети: Ласточка летит над доской (стулом, коробкой, столом).)

— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится вверху, выше другого предмета и не касается его? (Дети: Маленькое слово «над».)

Работа со схемой предлога:

— Снова обозначим стол квадратом. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг? Почему? (Логопед выкладывает схему на доске, дети – на индивидуальных фланелеграфах.)

После выкладывания схем проводится их сравнение: — Чем отличаются схемы?

    1. Игра «Покажи верно».

Детям предлагается послушать предложения и, услышав предлог «на» или «над», показать нужную схему.

— Ласточка сидит на крыше. Ласточка летит над домом. И т. д.

    1. Игра «Подскажи словечко».

— Ласточка принесла нам фотографии. Здесь изображены ее друзья – перелетные птицы. Она покажет вам фотографии и составит предложения. Послушайте: «Дикая утка кружит озером».

— Понравилось ли вам предложение? Почему? Поправьте ласточку. (Дети: Дикая утка кружит над озером.)

Логопед поочередно демонстрирует на доске сюжетные картинки с изображениями перелетных птиц и произносит предложения, пропуская предлог «на» или «над». Дети исправляют, повторяя предложение целиком.

  1. Физкультминутка.

Ласточки летали, (бег по кругу)

Крыльями махали, (взмахи руками, как крыльями)

На деревья сели, (приседания)

Весело запели. (повороты головы вправо-влево)

  1. Закрепление материала.
      1. Игра «Разложи картинки».

Логопед предлагает детям подойти к доске, выбрать любую из предложенных сюжетных картинок и поставить ее к нужной схеме. Затем дети самостоятельно составляют предложения с предлогом по картинкам и объясняют, почему использовали маленькое слово «на» или «над».

      1. Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка на столе лежит лист с изображениями птиц, которые сидят на каких-либо предметах или летят над ними.

— Возьмите листы с заданиями и цветные карандаши. Раскрасьте птицу, которая сидит на ветке, в коричневый цвет.

— Раскрасьте птицу, которая летит над деревом, в желтый цвет. И т. д.

После выполнения задания проводится коллективная проверка.

  1. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

— Какие маленькие слова мы учились сегодня различать?

Автор: Хозюкова Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МКДОУ № 189
Месторасположение: г. Киров

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 18.07.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *