Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.
Тема: Дифференциация предлогов «на – над».
Задачи
Образовательные:
- Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «на» и «над».
- Упражнять в практическом употреблении предложений с данными предлогами.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать пространственную ориентировку через уточнение понятий сверху – вверху, учить понимать разницу в схемах данных предлогов.
- Развивать операции анализа, синтеза, обобщения через моделирование и перенос практической ситуации на схему.
- Корригировать грамматический строй речи через практическое употребление существительных в предложном и творительном падежах, построение простого распространенного предложения.
- Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы».
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать у детей умение вести себя на занятии, слышать взрослого, выполнять его инструкции, слышать ответы своих товарищей, помогать им в случае необходимости.
Словарная работа. Маленькие слова «на», «над», сверху, вверху, схема.
Оборудование. Фигурка ласточки, схемы предлогов; картинный материал для составления предложений.
Раздаточный материал. Индивидуальные фланелеграфы, листы с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организация начала занятия.
— Наступила весна. К нам из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети называют перелетных птиц и садятся на места.
- Основной этап.
- Игра «Ласточка прилетела».
— У нас сегодня гостья. Отгадайте, кто это:
Быстро над землей порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины. (Ласточка.)
После того, как дети дали ответ на загадку, логопед демонстрирует фигурку ласточки.
— Как вы догадались, что это ласточка? (Ответы детей.)
— Давайте с ней поиграем.
- Упражнение «Где ласточка?».
Ласточка «садится» на доску, на стул, на коробку, на стол. Логопед в ходе игры спрашивает: «Где сидит ласточка?» (Дети: Ласточка сидит на доске (стуле, коробке, столе).)
— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится сверху другого предмета, касается его? (Дети: Маленькое слово «на».)
Работа со схемой предлога:
— Обозначим стол квадратом. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг – сверху или снизу от квадрата? Почему? (Логопед выкладывает схему на доске, дети – на индивидуальных фланелеграфах.)
— Ласточка хочет полетать еще.
Ласточка «летит» над доской, над стулом, над коробкой, над столом. Логопед каждый раз задает вопрос: «Над чем летит ласточка?» (Дети: Ласточка летит над доской (стулом, коробкой, столом).)
— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится вверху, выше другого предмета и не касается его? (Дети: Маленькое слово «над».)
Работа со схемой предлога:
— Снова обозначим стол квадратом. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг? Почему? (Логопед выкладывает схему на доске, дети – на индивидуальных фланелеграфах.)
После выкладывания схем проводится их сравнение: — Чем отличаются схемы?
- Игра «Покажи верно».
Детям предлагается послушать предложения и, услышав предлог «на» или «над», показать нужную схему.
— Ласточка сидит на крыше. Ласточка летит над домом. И т. д.
- Игра «Подскажи словечко».
— Ласточка принесла нам фотографии. Здесь изображены ее друзья – перелетные птицы. Она покажет вам фотографии и составит предложения. Послушайте: «Дикая утка кружит озером».
— Понравилось ли вам предложение? Почему? Поправьте ласточку. (Дети: Дикая утка кружит над озером.)
Логопед поочередно демонстрирует на доске сюжетные картинки с изображениями перелетных птиц и произносит предложения, пропуская предлог «на» или «над». Дети исправляют, повторяя предложение целиком.
- Физкультминутка.
Ласточки летали, (бег по кругу)
Крыльями махали, (взмахи руками, как крыльями)
На деревья сели, (приседания)
Весело запели. (повороты головы вправо-влево)
- Закрепление материала.
- Игра «Разложи картинки».
Логопед предлагает детям подойти к доске, выбрать любую из предложенных сюжетных картинок и поставить ее к нужной схеме. Затем дети самостоятельно составляют предложения с предлогом по картинкам и объясняют, почему использовали маленькое слово «на» или «над».
- Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка на столе лежит лист с изображениями птиц, которые сидят на каких-либо предметах или летят над ними.
— Возьмите листы с заданиями и цветные карандаши. Раскрасьте птицу, которая сидит на ветке, в коричневый цвет.
— Раскрасьте птицу, которая летит над деревом, в желтый цвет. И т. д.
После выполнения задания проводится коллективная проверка.
- Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
— Какие маленькие слова мы учились сегодня различать?
Автор: Хозюкова Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МКДОУ № 189
Месторасположение: г. Киров
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 18.07.2016