Сценарий литературной гостиной
«С любовью к В. П. Астафьеву»
(для учащихся 5-8 классов)
Цель: воспитывать детей в духе гуманизма и любви к своей Родине.
Задачи:
— способствовать развитию мышления, познавательной активности, интереса к жизни и творчеству В.П. Астафьева;
— пробуждать чувства удивления, восхищения перед астафьевским художественным словом;
— воспитывать интерес к литературе, чувство коллективизма, любознательность.
Оформление и оборудование:
Плакаты с высказываниями:
«Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне было дано повторить жизнь, — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…»;
В. П.Астафьев
«Жизнь прекрасна и печальна, повторяю я за одним великим человеком. Вот об этой радости и печали я не перестаю и не перестаю думать, пока живу, пока дышу».
В. П.Астафьев
«Есть в нём нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец- кудесник».
Е. Носов
«Испытание словом – это суд на миру».
В. П.Астафьев
1. Портрет В.П. Астафьева
2. Книжная выставка
3. Рисунки детей по произведениям писателя
4. Фотографии любимых мест писателя
5. Романс “Над окошком месяц…” на стихи С. Есенина, музыка Е. Попова, романс «Ах, осень, осень…» на стихи В. Астафьева, музыка В. Пороцкого
6. Компьютеры
7. Экран
8. Проектор
9. Презентация
10 Декорации и костюмы
Ход мероприятия
Звучит романс “Над окошком месяц…” на стихи С. Есенина, музыка Е.Попова.
Ведущий 1:
Тайна творчества, жизни тайна –
Точно дым прошлогодней листвы.
Удивительное ожидание
Перемен, колдовства, красоты.
Запах дыма, травы, снега талого…
Воздух свеж, долог день, жизнь длинна.
Начинаются с тайного, с малого –
И весна, и судьба, и страна.
(Н.Н. Ерёмин)
Ведущий 2: Наше заседание в литературной гостиной посвящено памяти Виктора Петровича Астафьева.
Ведущий 1: Человек – легенда… Он отдал нам свой великий талант, свет своей благородной, открытой, искренней и чуткой души писателя служению Родине. Его взволнованное слово разливалось по всей стране, утешало…
Ведущий 2: Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жёсткая требовательность, прежде всего к самому себе, и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.
Ведущий 1: Свечи, которые мы сегодня зажигаем, символизирует неугасимую духовную энергию этого удивительного человека.
Ведущий 2: Сегодня это струящееся пламя станет символом памяти того, кого мы любим и помним.
Звучит романс «Ах, осень, осень…» на стихи В. Астафьева, музыка В. Пороцкого.
Ведущий 1: Виктор Астафьев вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он прошёл войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребёнок умер от слабости. А если уж честно от голода.
Ведущий 2: Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Нет, Астафьев пишет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеба изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»
Ведущий 1: Вот с такой душой и рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «Пастух и пастушка», покаянная исповедь «Последний поклон» и другие, другие…(представлена выставка книг).
Ведущий 2: . Народный человек, от Бога, от самой судьбы пришедший в литературу, он понимал и постигал жизнь глубоко и мудро, поэтому творчество нашего выдающегося земляка широко известно за пределами не только Красноярского края, России, но и всего мира.
Ведущий 1: В своих произведениях В.П. Астафьев поднимает вопросы, которые не могут оставить равнодушными: отношение человека к животным, любовь к родным местам, каким должен быть человек, чтобы всем вокруг от его присутствия становилось светлее и лучше.
Ведущий 2: Но начинал писатель свою деятельность как детский писатель. Он писал об этом так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости».
Ведущий 2: Астафьевские рассказы о детстве выходят за рамки личных воспоминаний, и значение их не столько в самом материале, сколько в эмоционально-нравственном заряде, способном разбудить в читателе самые светлые чувства.
Ведущий 2: Рассказы о детстве составили целостную книгу «Последний поклон», которые писались в течение долгих 20 лет. Они явились эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 30—40-е годы и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность — «на огневые сороковые».
Ведущий 1: Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром».
Ведущий 2: В этой книге, как в большой сибирской избе писатель собрал всю свою родню, всех земляков. В. П. Астафьев любовно и подробно воскресил страну детства, перебрал все веточки своего родового древа.
Демонстрируются слайды «Жизнь писателя»
Ведущий 1: Писатель утверждался в мысли, что благодаря своим многочисленным корням: дядьям, тёткам, двоюродным братьям, сёстрам, племянникам – родным людям на родной земле – он и держится в жизни.
Ведущий 2: Автор назвал этот литературный труд «лучшей книжкой», «сокровенной» книгой, так как «очень много вложил в книгу самого себя».
Проведение интеллектуальной игры
Ведущий 1: В нашей гостиной собрались юные знатоки, мы приветствуем их и приглашаем принять участие в игре, посвящённой 88-летию со дня рождения В.П. Астафьева.
Ведущий 2: Итак, «Своя игра».
(Деление учеников на «малые группы»).
«Разрезанная иллюстрация»
Берутся три иллюстрации к произведениям Астафьева. Каждая из них разрезается на пять частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой иллюстрации.
Собрав иллюстрацию, каждая группа учеников выбирает себе командное место (необходимы столы, стулья, для задания «инструменты» — тетради, ручки и т.п.).
Правила
В игре принимают участие три команды (по 5 человек). Пользуясь приведённой ниже схемой, они выбирают тему вопроса и его стоимость.
Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счёт команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма со счёта команды снимается, и право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.
Рекомендуется не ограничивать время игры в каждом раунде, а использовать все имеющиеся вопросы.
В игре встречаются следующие подраунды:
1. «Кот в мешке» — эти вопросы должны быть переданы любой другой команде (таких вопросов в игре 4).
2. «Своя игра» — (таких вопросов 4) стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идёт ва-банк, т.е. ставит на кон всю имеющуюся на их счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком (если сумма баллов у них больше). В этом случае при неправильном ответе на счету команды остаётся ноль баллов, если же она отвечает на него верно, сумма баллов удваивается.
В финале игроки делают ставки, исходя из количества набранных баллов, готовят устное эссе «Цветы писателю».
Схема игры (проецируется на экран)
Родные люди | Жизнь писателя | Сундучок необычных слов | Портретная зарисовка | Предметы | Произведения |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 Своя игра | 30 | 30 | 30 Своя игра | 30 Кот в мешке |
40 Своя игра | 40 | 40 Кот в мешке | 40 Своя игра | 40 | 40 |
50 | 50 Кот в мешке | 50 | 50 | 50 | 50 |
Вопросы игры
«Родные люди». Назвать родных и близких Астафьева.
10 баллов
1. « …и лишь одно я бы попросил у своей судьбы — оставить со мной её…. Её мне не хватает сейчас…». Кто это?
Ответ: мать– Лидия Ильинична
20 баллов
2. «Она прирождённо меняла звуки в иных словах, и они получались у неё неповторимо музыкальными, меня, к примеру, она звала так, как никто не звал и не мог звать, — Вихторь».
Ответ: бабушка из Сисима- Мария Егоровна
30 баллов
3.«Родом москвич, из интеллигентного педагогического сословия, работал сначала в туруханской, затем в игарской школах. Уроки вёл увлекательно…»
Ответ: красноярский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский
40 баллов «СВОЯ ИГРА»
4. «Благодатное семя таланта Астафьева посеяли отец с матерью: любознательность и задумчивость от них. От них и неравнодушие. А кто взрыхлил талант и полил его умелым воспитанием?»
Ответ: бабушка Екатерина Петровна Потылицына
50 баллов
5. Бессменный секретарь и помощник в литературной деятельности писателя.
Ответ: Мария Семёновна Корякина (жена Астафьева).
«Жизнь писателя».
10 баллов
1. В каком году В.П.Астафьев ушёл на фронт?
Ответ: в 1942 году ушёл добровольцем на фронт
20 баллов
2. Кем был на фронте?
Ответ: шофёр, артразведчик, связист
30 баллов «СВОЯ ИГРА»
3. Что такое ФЗУ?
Ответ: фабрично — заводское училище
40 баллов
4. Как назывался первый рассказ Астафьева, опубликованный в газете «Чусовской рабочий»?
Ответ: рассказ «Гражданский человек» (1951 год)
50 баллов «КОТ В МЕШКЕ»
5. Какими наградами писатель был награждён за заслуги перед Отечеством?
Ответ: Герой Социалистического Труда, Лауреат (1978, 1991) Государственной премии СССР, премия «Триумф», Государственная премия России (1995, 2003 (посмертно), Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера .
«Сундучок необычных слов» (значения)
10 баллов
1. В кухне место у печки, куда составляются ведра, веник.
Ответ: куть
20 баллов
2. Магазин, где скупалось золото, дорогие вещи.
Ответ: торгсин
30 баллов
3. Холодное кушанье из сгустившегося мясного или рыбного навара, холодец.
Ответ: студень
40 баллов «КОТ В МЕШКЕ»
4. Два, три или четыре бревна, сколоченные скобами или связанные проволокой.
Ответ: салик (из рассказа В.П.Астафьева «Ангел-хранитель»).
50 баллов
5. Самодельная старинная обувь из кожи.
Ответ: чувяки
«Портретная зарисовка»
10 баллов
1. «Чернявый, вспыльчивый, лёгкий на ногу, руку и мысль, одноглазый. Умел здорово плясать, маленько играл на гармошке».
Ответ: дед Павел
20 баллов
2. «… деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и немаленько хвастун…».
Ответ: отец-Петр Павлович
30 баллов
3. .«Он стоял и не поворачивался к нам. Спина его, плечи, руки обвисали ниже, ниже, будто сделался он весь тряпичный, будто и кости смололись в нем сразу, и стал он меньше ростом».
Ответ: дедушка Илья Евграфович
40 баллов «СВОЯ ИГРА»
4. «Кость на ней выступила, а характер её, крутой и шумный, заметно смягчился…»
Ответ: бабушка Катерина Петровна из рассказа «Ангел-хранитель»
50 баллов
5. «Одевалась она во всё драное, старое, заношенное, чтоб треснутые пятки из обуток было видно, чтоб все понимали, какая она несчастная, отверженная, всеми брошенная».
Ответ: тётка Авдотья — младшая сестра дедушки
V. ПРЕДМЕТЫ
10 баллов
1. Предмет, с помощью которого Мишка и его друзья спасали гусей.
Ответ: доски ( рассказ «Гуси в полынье»)
20 баллов
2. Что Кольча – младший сдал в «Торгсин»?
Ответ: серёжки матери Вити
30 баллов «СВОЯ ИГРА»
3. «Да я лучше пересолю и выхлебаю, чем её решусь…».
С чем не могла расстаться бабушка в рассказе В.П.Астафьева «Ангел-хранитель»?
Ответ: швейная машинка «Зигнер»
40 баллов
4. На чём играл Вася-поляк, загадочный, не из мира сего человек в рассказе «Далёкая и близкая сказка»?
Ответ: на скрипке
50 баллов
5. Какой «хрукт» вырос возле бани в рассказе «Чудо» («Затеси»)?
Ответ: тыква
VI. «ПРОИЗВЕДЕНИЯ». Из каких рассказов взяты отрывки.
10 баллов
1. «Оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка. Что только будет? И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем не думай. А теперь что?
Ответ: рассказ «Конь с розовой гривой».
20 баллов
2. «Много дней кружила мать вокруг полей, крича, пока не обесголосила и не свалилась без сил наземь. Колхозная бригада рыскала по всем окрестным лесам. После всем селом искали Петеньку…».
Ответ: «Мальчик в белой рубахе»
30 баллов «КОТ В МЕШКЕ»
3. «Дальним путем, мимо ребятишек, провели бабушку старшие сыновья в передний угол, отодвинули стул:
— Мама, тебе почет и место!
Бабушка знала, как трудно даются речи этим пятидесятилетним робятам, и на большее не рассчитывала. Скромно так, застенчиво она опустила глаза и дрогнула губами:
— Спасибо, дети мои, спасибо за уважение».
Ответ: «Бабушкин праздник».
40 баллов
4. «Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.
И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе».
Ответ: рассказ «Белогрудка»
50 баллов
5. «Я ждал. И не зря. Дело в том, что в китайской шкатулке хранятся наиценнейшие бабушкины ценности…»
Ответ: рассказ «Монах в новых штанах»
ФИНАЛ
В финале игроки делают ставки, исходя из количества набранных баллов, готовят устное эссе «Цветы писателю».
Ведущий 1: Вот и подошла наша игра к концу. Я очень рада, что вы ответили практически на все вопросы. Игра получилась интересной, и не нужно огорчаться из-за того, что на некоторые вопросы у вас не нашлось ответа. Это можно исправить очень легко. Возьмите книги Астафьева, откройте их и прочтите всё, что вы ещё не прочитали, узнайте всё, что уже позабыли.
Ведущий 2: А сейчас все мы станем участниками небольшого спектакля – отрывок из рассказа «Фотография, на которой меня нет ».
(На сцене – изба деревенская с русской печкой)
Бабушка: Не может он, не может …Я те русским языком толкую! Я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила всё, худо ли, бедно ли, изладила. А он слёг…
Санька: Баушка Екатерина, машину, аппарат наставили. Меня учитель послал. Баушка Катерина!
Бабушка: Не может, говорю…Постойко- ко,это ведь ты, жиган, сманил его на увал – то! Сманил – то, а теперича?
Санька Баушка Катерина
Витя: Всё равно пойду! Давай рубаху! Штаны давай! Всё равно пойду!
Бабушка: Да куда пойдёшь – то? С печки на полати…
Витя: Санька, постой! Не уходи – ди — и – и — и!
Бабушка: Ну, куда пойдёшь – то? Куда?
Витя: Пойду – у – у! Давай рубаху! Штаны давай!
Санька: Ладно! Раз так, я тоже не пойду! Всё! Не последний день на свете живём! Ещё наснимаемся!
Ништяк — а — ак! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле снимемся. Правда, Баушка Катерина?
Бабушка: Правда, Санька, правда, я сама, не сойти мне с этого места, сама отвезу вас в город, и к Волкову, и к Волкову. Знаешь Волкова — то? Самолучший это в городе фотограф! Он хочь на портрет, хочь на пачпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет!
Санька: А школа? Школу он заснимет?
Бабушка: Школу – то? Школу? У него машина, ну, аппарат – то не перевозной. К полу привинченный.
Витя: Вот, а ты…
Бабушка: Чего я? Чего я? Зато Волков в рамку сразу вставит.
Витя: В ра-мку?! Я без рамки хочу!
Бабушка: Без рамки! Хочешь? Дак на! На! Отваливай! Коли свалишься с ходуль своих, домой не являйся. Ступай, ступай! Баушка худа тебе хочет! Баушка – враг тебе! Она коло него, аспида, вьюном вьётся, а он, видали, какие благодарствия Баушке!
Ведущий 1: Виктор Петрович не дожил до своего 80-летия.
Остался дом, хозяина не видно.
И было солнцу ясному обидно,
Что смерть его похитила у всех.
Но раны заживают в каждом сердце,
И вижу я, как будто бы во сне,
Что открывает Витька прежний дверцу
И радостно бросается ко мне.
(Пересторонина Ж.)
Ведущий 2: Нет Астафьева, но мы его любим и преклоняемся перед его талантом!
Звучит аудиозапись романса «Гори, гори, моя звезда»
(музыка Булатова, слова. Чуевского)
Показ слайдов (Астафьевские места)
Литература
1. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
2. Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс.- М.: ВАКО, 2007.
3. Журнал — сборник сценариев для библиотек и школ. Читаем, учимся, играем. — М.: «Либерия — библиопринт». №2, 2009.
4. Коровина В.Я., Журавлёв В.П. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
5. Клубный репертуар, № 3 — 4, 2009.
Название: Сценарий литературной гостиной для 5-8 классов «С любовью к В.П. Астафьеву»
Номинация: Школа, Внеклассная работа, 5-8 классы
Автор: Васькова Галина Васильевна
Должность: учитель первой квалификационной категории
Место работы: МКОУ «Елгинская ООШ»
Месторасположение: д.Елга, Большеулуйский района, Красноярский край
Дата изменения: 28.04.2016
Дата публикации: 28.04.2016