Значение музыкального образования для формирования гармонично развитой личности в условиях современного мира

Значение музыкального образования для формирования гармонично развитой личности в условиях современного мира

Название: Значение музыкального образования для формирования гармонично развитой личности в условиях современного мира
Номинация: Детский сад, Методические разработки,
Автор: Стасько Марианна Романовна

«Значение музыкального образования для формирования гармонично развитой личности в условиях современного мира»

 

Если я во что и верю, так только в культуру.

Культура, если вдуматься, основывается вовсе

не на любопытстве, а на любви к совершенству;

культура— это познание совершенства.

Люди культуры — истинные апостолы равенства.

Мэтью Арнольд

 

Как не странно, видеть красоту зачастую трудно. Но, художники говорят: «Если вы нарисуете, вы восхититесь. Просто так не видите, но, попробуйте изобразить — вы сделаете такие открытия…»

Древний Китай. Общеизвестный факт, что это когда-то процветающее государство характеризовалось достаточно высоко именно в плане творческого потенциала граждан. Казалось бы, какое отношение имеет Китай X-XIII веков, славившийся высоким уровнем образованности и результативной деятельности управляющего аппарата, к нашей теме?

Оказывается, самое непосредственное: прежде чем дать человеку образование, его обучали двум вещам — музыке и изобразительному искусству. До этого высшее образование не давали.

Действующая философия того времени: «Сначала ты должен научиться слышать красоту, видеть красоту, а потом уже получать образование. Если ты не видишь и не слышишь красоты — ты не годен для получения знаний, зачем они тебе? Образование не принесет пользы ни тебе, ни другим — ты злоупотребишь своим положением. Выходит, что единственная причина твоего образования, это какая-то выгода, корысть.

Надо научиться видеть гармонию, красоту, научиться восхищаться, удивляться жизни — и тогда получай образование».

Не правда ли, в таком подходе присутствует очевидная логика? Недаром Готхольд Эфраим Лессинг считал: «В том-то и заключалось преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру». Справедливость этих слов становится особенно ясной в наше время.

Что-же происходит в наши дни? Каково значение искусства в контексте современного образования и развития личности?

В наше время детей практически везде и всюду обучают рисованию, пению, музыке, танцам и т. д. Не секрет, что зачастую, такое обучение становится формальным и назвать его глубоким просто невозможно.

Но, существуют также школы искусств и музыкальные школы, где этому обучают на ином уровне: здесь в полной мере реализуется творческое самовыражение ребенка на базе овладения качественными знаниями, умениями и навыками.

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги», говорил Антон Семенович Макаренко, человек, который заложил основы современного представления о воспитании.

Очевидно, что школа искусств учит ребенка воспринимать разнообразные музыкальные явления, пробуждает любовь к музицированию и интерес к искусству в целом, особенно если занятия проводит любящий свое дело преподаватель.

Неоспоримым является тот факт, что успех обучения невозможен без участия родителей. Лучше всего, когда родители осознают все положительные стороны музыкального образования и тот универсальный комплекс составляющих, которые не может дать никакой иной вид занятий.

Любой талант — это сочетание врожденных качеств и воздействия окружения. В каждом человеке талант растет и развивается по-своему, но есть универсальный рецепт помощи развитию таланта: любовь и интерес близких людей. Старания преподавателя станут более эффективными, если в доме ребенка царит атмосфера любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», утверждал В. А. Сухомлинский. Пусть эти замечательные слова станут вдохновением и руководством для родителей и преподавателей, помогая растить и беречь чудесных и таких разных маленьких музыкантов, художников, танцоров и вокалистов.

Хрупкому ростку таланта маленькой личности нужна не только благодатная почва, но и заботливое, бережное возделывание. Именно поэтому роль преподавателя имеет такое важное значение. И здесь пришло время поговорить о педагогической ответственности. В данном случае, затронем контекст музыкального образования.

Случается, что обучение уходит исключительно в технику, проще говоря, сводится к механической игре произведений и гамм, что крайне трудно, и ребенку становится скучно. Это не означает, что не надо играть гаммы. Это значит, что скуки можно избежать, если уйти от монотонности, механичности, однообразия и научиться видеть, воспринимать и творить красоту.

Ведь на самом деле, музыка окружает нас. Музыка есть в сердце каждого человека, например, когда мы искренне общаемся с творческими людьми, в это время «включается» музыка — нужно научиться слышать ее.

Это то же волнение, которые мы переживаем когда видим что-то прекрасное. Ее даже можно выразить в нотах, но чтобы это сделать нужны талант и знания.

Эту музыку, что звучит в сердце творческого человека, можно слышать, если принимать и воспринимать такие вещи.

Но, можно и не воспринимать — могут быть другие критерии: на первом месте никакая не красота, ее уже не видно за текущими «проблемами»: текст, штрихи, аппликатура и т. д. Видите, то, что является задачами, становится проблемами, когда внимание заостряется преимущественно на них. Вот тогда и приходит ощущение «трудно и скучно». Перечисленные моменты всегда должны быть подчинены художественной задаче, более того, они сами по себе являются художественными задачами.

Оскар Уайльд когда-то сказал: «Не нужно учиться быть очаровательным, нужно разучиться быть скучным», и мы очередной раз убеждаемся, что никто не хочет скуки, люди любят очаровываться, потому что красота наполняет смыслом любое действие, привносит в него жизнь.

Если мы принципиально подойдем к этому вопросу, то сделаем так:

откажемся от неосознанной механичности, дрессуры, однообразия. И ничего не потеряем, потому что примем лучшие вещи — полет творческой мысли, осознанность процесса, интерес к результату, способность видеть красоту в деталях и целом.

Возможно это будет драматичный процесс, потому что в некоторых моментах придется отказаться от шаблонов и задать вопрос «Как наполнить жизнью то, что я делаю?» Вот тут оно и начнется — настоящее творчество.

Если мы готовы без сожалений это сделать, все получится.

Можно это делать и постепенно, трансформация все равно будет заметна, произойдет великий переворот и то, что мы потеряем, вернется в лучшем качестве — на пути поиска прекрасного не существует потерь. Ведь если мы теряем дурную привычку и дурное общение, нельзя сказать, что это потеря — это очищение и шаг в сторону прогресса. Так же обстоят дела с утратой шаблонности и однообразия в творческом процессе обучения.

Если же мы считаем что это потеря — тогда не надо торопиться. Давайте исследуем, получим знание, проанализируем и убедимся, что другого пути в творческой деятельности не существует.

В конце концов, нам надо быть решительными и преследовать только одну цель — слышать и видеть красоту в том, что мы делаем.

Вы верите, что это возможно? Тогда все в порядке, мы достигнем этой цели. Решимость — хорошее качество, оно означает, что мы берем и делаем.

«Воспитание является искусством, а не ремеслом — в этом корень учительского дела», говорил Л.Н. Толстой.

Пусть в нашей творческой работе будет больше творчества!
Автор: Стасько Марианна Романовна
Должность: преподаватель
Место работы: МБУДО «Дубровская детская школа искусств»
Месторасположение: п. Дубровка

Дата изменения: 05.07.2017
Дата публикации: 05.07.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *