Введение
Доказано, что ребенок: приобретает основную часть информации об окружающем мире в период от рождения до 5 — 6 лет жизни. Это период интенсивного психического и физического развития детей, который наиболее важен для последующего становления гармоничной личности человека в целом, поэтому нужно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности.
Выбирая занятия для ребенка, необходимо помнить, что интеллектуальная, творческая, эмоциональная и физическая сферы деятельности важны в равной степени. Очень часто родители делают упор на развитие интеллекта и творчества своего ребенка, забывая об огромном значении двигательной активности малыша.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Именно поэтому залогом правильного развития является гармония.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания с самого детства. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного.
Оздоровление детей — это целенаправленная, систематически спланированная работа, как всего коллектива образовательного учреждения, так и родителей в частности, на длительный период времени.
Дошкольный возраст — самый благоприятный период для выработки привычек, в том числе и к здоровому образу жизни, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.
Лучшее решение проблемы оздоровления дошкольников – детский фитнес, т.е. организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленная на поддержание и укрепление здоровья ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни. Основной целью фитнеса является баланс хорошей физической формы и душевного равновесия.
Фитбол – гимнастика
Характеристика фитбол-гимнастики и фитбол-аэробики
С древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечений. Родоначальницей игр принято считать Англию.
В настоящее время накоплен значительный опыт по применению мячей. В практике мячи различной упругости, размеров и веса используются в спорте, педагогике, медицине для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Мячи большого размера — фитболы, или гимнастические мячи, — появились сравнительно недавно.
Фитбол-гимнастика — это новая форма занятий па физическому воспитанию и коррекции осанки. Она проводиться на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).
Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. В разных странах занятия на мячах имеют различные названия: Resistr-a-ball, bodyball, Swiss-ball, Fitball и отличаются методикой проведения.
Гимнастика на мяче (Fitball) наиболее полно охватывает все сферы и аспекты использования мячей для оздоровления занимающихся.
В 1955 году швейцарский врач физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах впервые применила фитболы с лечебной целью в занятиях с больными церебральным параличом. Позднее, в 1970 году, она выступила с докладом об этой методике на Международном конгрессе по реабилитации в Амстердаме. Ее работа «гимнастика с мячами для функциональной кинетики» была опубликована в 1980 году.
Одной из ее учениц и последовательниц стала американская врач физиотерапевт Джоан Познер-Майер, применяющая с 1989 года до настоящего времени мячи для реабилитации больных после травм опорно-двигательного аппарата. Также ею разработаны оздоровительные программы для детей.
В 1992 году в США Майк и Стефания Моррис разработали программы, которые используются в оздоровительных группах.
Различные лечебные оздоровительные программы по фитбол-гимнастике применяются в странах Европы уже более пятидесяти лет. Опыт работы специализированых, коррекционных и реабилитационных медицинских центров разных стран: Швейцарии, Италии, Германии, США и др. – подтвердил, что упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья, так как они обладают положительным эффектом.
С 1996 года активно развивается новое, современное направление оздоровительной аэробики аэробика на фитболах. Фитбол-аэробика по сравнению с другими видами занятий аэробикой дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организм занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнении осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой, что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими видами спорта. Комплексы фитбол-аэробики включают упражнения фитбол-гимнастики, базовые шаги классической и различные направления танцевальной аэробики.
Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм занимающихся
Занятия фитбол-гимнастикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм.
Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у занимающихся. Упражнения с мячом способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астеноневростический синдром и др.
За счет вибрации при выполнения упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Это позволяет использовать фитболы в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Занятия сидя на мяче сходны с верховой ездой, положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицинской литературе езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении.
Покачивания в положении сидя на мяче, центрируют межпозвонковые диски, нормализуя в них обменные процессы, мобилизуя тонус различных отделов позвоночника. Легкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов, улучшает отток лимфы и венозной крови, легочное кровообращение, способствует откашливанию при заболеваниях легких, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников, обладает обезболивающим действием.
Известно, что механическая вибрация оказывает как специфическое, так и неспецифическое воздействие практически на все органы и системы человека. Непрерывная вибрация действует успокаивающе и выполняется детьми сидя, не отрывая ягодиц от мяча. Прерывистая вибрация в быстром темпе обладает возбуждающим эффектом. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, корригировать имеющиеся нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости без использования специальных валиков и приспособлений в области кифоза или лордоза. Известно, что почти каждый ребенок имеет разную длину нижних конечностей, что приводит к перекосу таза и деформации позвоночника. Мяч за счет своих упругих свойств неравномерно действует на седалищные бугры, выравнивая таз и корректируя сколиотические отклонения позвоночника в грудном и поясничном отделах без всяких дополнительных приспособлений. При сидении на мяче через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник, включая и область черепа, что способствует изменению динамики спинномозговой жидкости. Упражнения в исходном положении сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна, что тоже очень важно, так как слабые мышцы способствуют патологическим явлениям мочевыводящей системы: энурезу, опущению почек и внутренних органов. Тренировки на мяче еще хороши тем, что они стимулируют естественное взаимодействие мышц талии. Мышцы пресса и поясницы «подстраиваются» друг под друга, уравновешивают взаимную силу, и это является лучшей профилактикой поясничных недомоганий.
При методически правильно построенной программе занятий и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы сидения, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета, так как в работу включаются более глубокие мышечные группы для поддержания равновесия, что способствует укреплению мышц туловища и нормированию правильной осанки.
Цвет фитбола также имеет воздействие на организм занимающихся. Теплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи. Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.
Упражнения на мяче способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают общее стимулирующее влияние на организм, активизируют моторное висцеральные рефлексы, а также благотворно влияют на суставы, увеличивая их подвижность и эластичность.
Занимающиеся меньше болеют, у них появляется чувство радости, удовольствия, хорошего настроения. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам.
Цели и задачи фитбол-гимнастики
Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:
— учиться правильно сидеть на фитболах;
— учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;
— учиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;
— укреплять различные группы мышц;
— формировать и закреплять навык правильной осанки; тренировать способность удерживать равновесие;
— развивать двигательные способности: силу, координацию, гибкость;
— учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками;
— учиться выполнять танцевальные движения;
— развивать музыкально-ритмические и творческие способности;
— побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности и …..
Скачать полную статью — Фитбол-гимнастика для малышей старшего дошкольного возраста
Автор: Кирпичева Марина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Аистенок»
Месторасположение: городской округ Подольск Московской области
Дата изменения: 13.02.2018
Дата публикации: 13.02.2018