Опыт работы «Создание в образовательном учреждении здоровьесберегающего пространства с помощью фитбол — гимнастики»

 

Аннотация: В статье представлен опыт работы по здоровьесбережению с помощью фитбол – гимнастики.

Ключевые слова: здоровье, фитбол, профилактика, осанка, оздоровление, психическое развитие.

В нашем Амурском крае очень холодные зимы. Часто погода бывает с сильным ветром и температурой ниже 30%. Естественно, в такую погоду дети на прогулку не ходят. Им надо много двигаться, укреплять мышцы. В группах недостаточно места для таких занятий. С целью гармоничного развития личности ребёнка, оздоровления и укрепления его здоровья, профилактики заболеваний и приобщению к здоровому образу жизни, наряду с основными занятиями по физической культуре мы в своём саду решили ввести новый инновационный метод по фитболу. Я заметила, что подобные методы, положительно влияют на наших воспитанников и стимулируют их потребность в движении и выполнении различных физических упражнений и нагрузок. Я искала пути оздоровления наших воспитанников, закрепления и профилактики их здоровья. Изучение различной литературы в этом направлении и опыта других образовательных учреждений, укрепило мою уверенность в том, что занятия фитболом поможет решить ряд проблем. Поэтому мною был разработан проект «Быть здоровыми хотим».

Назначение проекта «Быть здоровыми хотим» связано с необходимостью:

  • повышение двигательной активности;
  • формирование критериальной базы для оценки двигательной активности;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствование функций организма и повышение его защитных свойств;
  • воспитание потребности в физических упражнениях;
  • развитие коммуникативных качеств.

Проблема развития современного ребёнка заключается в том, что наши дети с самого раннего дошкольного возраста очень сильно увлечены просмотром «мультфильмов». Родители, зачастую не видят в этом ничего опасного, а наоборот, радуются, что ребёнок занят, не отвлекает их, не капризничает. Чуть подрастая, малыш кроме «мультфильмов» ещё и начинает играть в компьютерные игры. Компьютерные игры и мультипликационные фильмы сами по себе не противопоказаны детям, но в меру. За этим надо следить очень строго. Но родители не успевают следить за ребёнком, а некоторые просто не обращают внимание на занятия своих чад. Поэтому зачастую данные увлечения перерастают в зависимость. Отсюда у детей возникают:

  • психические расстройства;
  • нарушение сердечнососудистой и дыхательной системы;
  • нарушение осанки и ослабление мышечного корсета.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для педагогов:

  • инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса (внедрение фитбол-гимнастики и фитбол – игр, фитбол — коррекции);
  • повышения уровня компетентности воспитателей в области физической культуры и инновационных технологий.

Для детей:

  • повышение качества физического развития дошкольника, его волевых качеств;
  • профилактика различных заболеваний у детей и укрепление здоровья;
  • формирование понимания здорового образа жизни и желания следовать ему;
  • создание психологического комфорта в дошкольном учреждении и воспитание положительных эмоций;
  • эстетическое развитие дошкольника.

Для родителей:

  • повышение компетентности в области физической культуры и конкретно о фитболе.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Стенды для воспитателей и родителей о занятиях фитболом и играми с большими мячами.
  2. Мультимедийные презентации на тему фитбола.
  3. Заметки в районных газетах.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Ежегодные медицинские осмотры.
  2. Медицинские карточки на каждого ребёнка.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Наличие спортивного зала.
  2. Фитбол мячи соответствующие возрасту и росту детей.

3. Спортивная форма.

4. Дополнительный спортивный инвентарь.

5. Атрибуты для фитбол-игр.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Комплексные занятия по фитбол-гимнастике.
  2. Картотека фитбол-игр.
  3. Упражнения по фитбол-коррекции.
  4. Консультации для родителей и воспитателей.
  5. Список литературы по данной теме:
  • учебное пособие «Теория и методика физической культуры дошкольника» под редакцией С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарёва;
  • учебно-методическое пособие «Фитбол-аэробика для детей» под редакцией Е.Г. Сайкина, С.В.Кузьмина;
  • «Оздоровительно – развивающая программа по занятиям фитболом» под редакцией Е.С. Сайкина, С.В. Кузьмина.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

  1. С введением фитбола в жизнь дошкольников должны произойти инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
  2. Эффективность выполнения проекта.
  3. Распространение опыта среди ДОУ.
  4. Интерес родителей и воспитанников в дальнейшем развитии фитбол-гимнастики.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • вхождение фитбол-гимнастики в систему воспитательно-образовательного процесса детского сада;
  • укрепление здоровья наших воспитанников для того, чтобы дети стали более выносливыми, сильными, ловкими, гибкими и артистичными;
  • исправление нарушений осанки, повышение потребности в двигательной активности;
  • проведение выступлений наших воспитанников по фитбол- гимнастике в Доме Культуры и на региональном семинаре по здоровьесбережению;
  • повышение компетентности наших воспитателей на эту тему;
  • пополнение материально-технической базы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный

II этап – практический

III этап – заключительный

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Будут определены участники проекта, их роль и обязанности, время его реализации, поставленная цель и задачи.

Проведение в подготовительном периоде:

  • анкетирование родителей и воспитателей;
  • диагностика детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию;
  • консультации с воспитателями и родителями на темы фитбола;
  • медицинское обследование воспитанников;
  • подготовка коллектива детского сада к пониманию и принятию нашей гипотезы;
  • подбор комплексных занятий и подвижных игр по фитбол-гимнастике;
  • пополнение методического кабинета литературой на эту тему;
  • приобретение мячей, дополнительного спортивного инвентаря, атрибутов для игр и спортивной формы.

По итогам подготовительного этапа будет сделан вывод, является ли фитбол-гимнастика интересным, инновационным методом физического воспитания дошкольников и профилактикой многих заболеваний детей. Мы считаем, что это эффективный метод создания в детском учреждении психологического комфорта и восприятия здорового образа жизни. Фитбол – гимнастика видится нам как оптимальный способ повышения качества здоровья наших воспитанников, через очень увлекательный и развлекательный вид деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Этот этап очень плодотворный. Здесь проходит реализация намеченных задач. Инструктор на практике знакомит с различными упражнениями на мячах и правилами проведения занятий и игр.

Также проводятся консультации с воспитателями групп младшего дошкольного возраста, где даются рекомендации по проведению фитбол-коррекции с малышами. Эти занятия с детьми надо проводить индивидуально.

Проводятся консультации для родителей.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста проводятся один раз в неделю с продолжительностью в 25 минут. Знакомство детей с фитболом проходит в несколько этапов:

На первом этапе — знакомство детей с мячом, его свойствами, учить правильной посадке, базовым положениям при выполнении упражнений сидя, лёжа и в приседе.

На втором этапе – учить детей:

  • сохранению правильной осанки при уменьшенной площади опоры и равновесию при различных положениях на фитболе;
  • расслаблению мышц и сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиванием.

На третьем этапе – выполнение комплексов общеразвивающих упражнений с использованием фитбола, в общем, для всей группы темпе. А также обучение выполнения упражнений на растягивание.

На четвёртом этапе – совершенствование качества выполнения всех упражнений в равновесии и закрепление пройденных материалов в подвижных играх

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.

  • Повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам диагностики по физическому развитию детей.
  • Использование инновационных методик: фитбол-гимнастика, фитбол-игра и фитбол-коррекция.
  • Создание психологического и эмоционального комфорта дошкольников.
  • Разработка комплексных занятий.
  • Создание игротеки на заданную тему.
  • Разработка консультаций для родителей и воспитателей.
  • Проведение занятий с музыкальным сопровождением.
  • Оформление информационных стендов о фитболе, как современном, инновационном методе физического воспитания дошкольников.

Деятельность на первом подготовительном этапе

Содержание работы

С педагогамиС детьмиС родителями
1. Проведение семинара, консультаций, бесед.

2. Изучение методической литературы и опыта других дошкольных учреждений по вопросам фитбола.

3. Подготовка спортивного зала, спортинвентаря и музыкального сопровождения.

4. Составление перспективного плана по занятиям фитбол-гимнастикой и проведения мастер-класса для воспитателей старших дошкольных групп.

1. Перспективное планирование «Фитбол в воспитательно-образовательном процессе в старших группах».

2. Диагностирование физического развития дошкольников.

1. Анкетирование, беседы.

2. Изучение литературы по вопросам «Фитбол-гимнастика как профилактическое средство против различных заболеваний организма».

3. Изучение степени желания сотрудничать по данному вопросу с дошкольным учреждением.

 

 

Ожидаемый результат

123
1.Планирование системы работы по данной теме.

2. Повышение уровня компетентности в инновационных технологиях.

1. Определение уровня физического развития воспитанников.

2. Изучение степени потребности детей в двигательной активности

1.Информационное просвещение родителей.

2. Повышение степени активности родителей в сотрудничестве с педагогами.

Деятельность на втором практическом этапе.

С педагогамиС детьмиС родителями
1.Консультация на тему «Подбор упражнений на сохранение равновесия на мячах в первый период занятий фитболом».

2. Консультация на тему «Фитбол-гимнастика как имитация верховой езды и её значение для здоровья детей и взрослых».

3. Информационный стенд на тему «Фитбол-коррекция правильной осанки».

4. .Семинар-практикум «Фитбол-игра и её значение в разностороннем развитии личности».

5. Проведение тематических бесед на тему фитбола.

6. Создание презентаций на заданную тему для обмена опытом с другими дошкольными учреждениями.

1.Проведение занятий по фитбол-гимнастике в старших группах один раз в неделю.

2. Проведение индивидуальных занятий по фитбол-коррекции в младших группах с помощью воспитателей.

3. Показательные выступления детей на фитболах для родителей.

4. Участие фитбол-гимнастов в поселковых праздниках.

5. Стенды с фотографиями для детей на заданную тему.

6. Создание игротек по фитбол-играм во всех возрастных группах.

7. Диагностика и оценка промежуточных результатов данного проекта.

1.Лекция для родителей «Здоровье сберегающие технологии в детском саду».

2. «Ну, подумаешь-фитбол» лекция.

3. Совместные с родителями мероприятия (показательные выступления).

4. Проведение спортивного праздника на основе фитбола «Мама, папа, я – фитбольная семья».

6. Памятка для родителей «Золотые правила фитбола».

7. Информационные стенды на темы фитбол-гимнастики в нашем детском саду.

Ожидаемый результат

123
1.Повышение уровня компетентности педагогов по вопросам физического развития дошкольников и конкретно по фитбол-гимнастике.

2. Презентация опыта работы по теме фитбола и обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.

3. Улучшение качества общеобразовательного процесса.

4. Создание комплексной системы работы по данному направлению.

1.Повышение у детей уровня знаний о здоровом образе жизни и желание следовать ему.

2. Повышение у детей мотивации к двигательной активности и развитие физических качеств: ловкость, гибкость, быстрота реакции, выносливость и др.

1. Повышение знаний о физической культуре и фитболе конкретно.

2. Желание участвовать в мероприятиях детского сада.

3. Развивать интерес к успехам своих детей в области физкультуры и спорта.

Деятельность на третьем заключительном этапе.

С педагогамиС детьмиС родителями
1.Анализ проделанной работы по данной теме.

2. Обобщение полученного опыта в методическое пособие.

3. Определение проблем и пути их решения.

1.Диагностика детей по физическому развитию на заключительном этапе проекта.

2. Мониторинг приобретённых в результате реализации проекта физических качеств дошкольников (сила, ловкость, гибкость, быстрота реакции).

1.Отчётный материал о проделанной работе.

2. Оформление информационного стенда.

Ожидаемый результат

123
1.Эффективность проекта в общеразвивающем

процессе воспитания и всех образовательных областях (здоровье, коммуникации, познание, музыка). 2.Определение перспектив в заданном направлении.

1.Повышение интереса к здоровому образу жизни.

2. Повышение качества здоровья дошкольников и их физического развития через занятия фитболом.

1. Готовность родителей к активному сотрудничеству.

2. Предложения и пожелания родителей по заданному вопросу.

На заключительном этапе моего проекта у детей появился интерес к занятиям по фитболу. Повысился уровень о здоровом образе жизни. Улучшилось качество общеобразовательного процесса. Ребята научились правильно держать свою осанку при ходьбе, сидя на фитболах, при выполнении физических упражнений, танцах и т. д. Выполнение упражнений в исходном положении лёжа животом или спиной на мяче гораздо тяжелее, чем сидя. Опора при этом очень неустойчива, чтобы поддерживать равновесие. Я смогла добиться с детьми удерживания равновесия с любых положений. Ребята освоили выполнение любых упражнений в определённом ритме, координируя движения и речь. В проведении занятий по фитболу наши дети стали намного подвижней, крепкими, сильными, ловкими, стали меньше болеть. Педагоги стали компетентней в физическом развитии дошкольников по фитбол-гимнастике. Во время реализации проекта мной были разработаны картотека подвижных игр по фитболу, комплексы упражнений на мячах. Проведены лекции с родителями «Ну, подумаешь — фитбол», «Здоровье сберегающие технологии в детском саду» и др.

Обязательно проводятся мониторинги по физическому развитию детей. Своим опытом делюсь с педагогами других дошкольных учреждений на семинарах, в интернете. И на этом моя работа по проекту не заканчивается. Я продолжаю разрабатывать, что — нибудь новое, интересное для ребят. Это игры подвижные, новые упражнения, досуги с фитболами. Стараюсь донести до детей, что здоровье — это не только спорт, это вся наша жизнь. И мы, как работники дошкольного учреждения всегда в ответе за наших детей, за их здоровый образ жизни.

Скачать Опыт работы «Создание в образовательном учреждении здоровьесберегающего пространства с помощью фитбол — гимнастики»

Автор: Башмакова Ольга Михайловна
Должность: инструктор по физкультуре первой квалификационной категории
Место работы: Детский сад № 242 ОАО «РЖД»
Месторасположение: село Талдан, Сковородинский район, Амурская область

Дата изменения: 15.08.2018
Дата публикации: 15.08.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *