Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Владимирова Анна Петровна
учитель музыки
МКОУ Бобровская СОШ №2
г. Бобров

Патриотическое воспитание-вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании.

Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настраивает своей неопределенностью будущее.

Назрела необходимость пересмотреть как, с помощью каких средств методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится.)

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах Российской Федерации.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания на основе отечественных традиций, направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающую учебную и внеурочную деятельность.

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся одна из ведущих задач современного образования.

Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить следующие задачи :

1. Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность его к защите.

Уникальными возможностями гражданско- патриотического воспитания обладает система общего и дополнительного музыкального образования, которой в нашей школе уделяется большое внимание. Музыкальная деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы,

Ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Вся работа отвечает запросам Федерального Государственного образовательного стандарта образования.

— Осуществляется преемственность основных образовательных программ.

— Формируется межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

— Прослеживается связь на уроках и во внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1-8 классах. Начиная с первого класса , в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Россия, Россия, нет слова красивей!

С этих слов начинаю урок музыки во втором классе. Начало урока посвященного героико- патриотической тематике начинается в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого человека образом Родины. Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты,

отсчитывают время часы Спасской башни — свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны.

С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.

Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по радио и телевизору Государственный Гимн России.

Затем прошу ребят рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн —музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.

Запоминаем как правило, что когда звучит Государственный Гимн, не только те кто его исполняет, но и все, кто при его исполнении присутствует, встают и слушают его стоя в полной тишине. Эта музыка призвана объединить весь народ. В гимне отражены главные идеи — единства, нерушимости, свободы.

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.

В пятом классе на одном из уроков предлагаю рассмотреть репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником.

Следуют следующие вопросы.

— Кто здесь изображен?

— Не правда ли красив этот воин ?

— Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника?

— Кто знает, что это за воин?

Давайте внимательно рассмотрим эту икону и попытаемся «прочесть» ее смысл?

— Как вы думаете , что означает каждый цвет в этом художественном произведении?

— После такой беседы, учащихся сами делают обобщения, что это доблестный воин, заступник и покровитель русского народа. Красный цвет — это цвет справедливости, цвет мира, непримиримости со злом. Сама рука Господа, благословляет Георгия на битву со злом во имя мира.

На протяжение всего изучения курса музыки обучающиеся встречаются с героическими образами, с произведениями, посвященными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности, высоким гуманистическим идеалам. Такие произведения понимаются и усваиваются благодаря тому, что на уроке раскрываются их характерные особенности, объясняющие причины их воздействия на слушателей.

Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую идейность, благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей, великого эмоционального воздействия к народу.

Эпические мотивы в русском оперном творчестве XIX века определяют собой особое состояние мира, связанное с героико — патриотической ступенью его развития. Воссоздаются народные войны, блистательная история Руси представляется в его могуществе, с шумными гордыми и бескрайними степями, победными походами дружины, с колокольным звоном и пророческим волхованием, с песнями баяна и эпической речью воинов.

Храбрость становится высшей добродетелью, олицетворяет патриотическое воодушевление, нежную и тревожную любовь к родной отчизне.

Образы богатырей, с ними связано воплощение высокой патриотической идеи и героики, проявляющейся преимущественно в чувстве долга перед Родиной, а также олицетворение нравственной стойкости и чистоты. Возвеличивание фигуры богатыря неотделимо порой от элементов чудесного, фантастического. Богатырь обычно вооружен палицей весом в сорок, в девяносто пудов. Его лук с трудом несут десятки людей. Он один способен уничтожить несметные вражеские силы. Таков могучий князь Руслан в жесточайшем поединке с «головой», в битве «не на жизнь, а на смерть» с волшебником Черномором.

Тогда Руслан одной рукою,

Взял меч сраженной головы

И, бороду схватив другою,

Отсек ее, как горсть травы.

Древние былины отобразили эпоху Киевской Руси, ее историю, жизненный уклад, и даже характеристики Киевских князей, богатырей. Герои былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) не всегда имели определенную историческую дату. Битвы с кочевниками происходили на протяжении многих веков, но богатыри наделены лучшими чертами русского национального характера.

Героические подвиги народа отражены в операх «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Война и мир», «Александр Невский», «На поле Куликовым».

Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина — одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Опера насыщена многими деталями, благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения.

В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере величественный характер. Герой оперы — Князь Игорь (подлинно историчен, конкретен), наделен лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга пред ней).

Главное чувство, рождаемое оперой «Иван Сусанин» М. Глинки, чувство Родины.

Ария Сусанина — образец русской героической музыки. М.И. Глинка в этой арии рассказал о чувствах человека, который еще полон энергии и сил, но вынужден проститься с жизнью. Он знает, что пути назад нет. Сусанин ждет зарю, она возвестит ему о спасении Родины, и эта весть укрепит его в смертный час. Композитор показал нам величие души героя. Для этого М.И. Глинка выбрал напев, близкий народной русской песни. Об этой сцене оперы один современник М.И. Глинки сказал так: «В эту минуту напев Сусанина достигает высшего трагического стиля, сохраняя со всей своей чистоте русский характер». (В.Ф. Одоевский)

В опере «Иван Сусанин» немало известных сцен и музыкальных эпизодов, но самым знаменитым является финал. Одна их превосходных находок композитора заключается в том, что опера не заканчивается смертью героя. Показана победа русских войск и ликование народа.

Представьте Красную площадь в Москве. Люди радуются победе, освобождение Отчизны. Звучит хор, который называется «Славься».

Славься, славься ты Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша родная страна.

Из кремлевских ворот на конях выезжают Минин и Пожарский — полководцы, которые подняли русское войско против врагов. Сегодня на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому.

Показательной в патриотическом воспитании учащихся является опера С.С. Прокофьева «Война и Мир» (напомню, что она создавалась композитором во время второй ВОВ).

Героическое, богатырское начало, самозабвенная любовь к родной земле является образ Кутузова — освободителя России.

Ария князя Кутузова, воплощает величие, высокое патриотическое чувство, звучит пронзительно — обостренно, торжественно:

«Величавая, в солнечных лучах

Матерь русских городов,

Ты раскинулась перед нами, Москва!»

Дерзнул коварный враг

Вступив на нашу землю

И скоро он восплачет.

Любовь к отечеству и храбрость войска

И молитвы наши нам дадут победу.

Покорствовать Россия не привыкла,

В боях свободу отстоит народ.

Отечеству мы вернем спокойствие

И мир другим народам.

В кантате «Александр Невский» С.С. Прокофьев выразил психологическую суть двух противостоящих сил. Это два враждебных мира, противопоставленных на полях сражения: Русь и ее поработители — сначала татаро — монголы, затем тевтонские псы — рыцари.

Образ Руси — народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды — все пронизано интонациями русской песенности.

Хор четвертой картины «Вставайте люди русские!» звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола.

Важное место в патриотическом воспитании отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

У Д.Д. Шостаковича было два боевых поста: крыша консерватории, где он дежурил, тушил зажигательные бомбы, и полутемная комната с роялем, за которым он сочинял свою Седьмую «Ленинградскую симфонию».

На партитуре симфонии Шостакович сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду».

Как только Шостакович закончил 7 симфонию, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолете отправлена в США, где ее сразу же исполнили лучшие оркестры и дирижеры. Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»

Благодаря нашим солдатам, победившим фашизм, мы сегодня можем петь и слушать музыку.

Обобщение. Когда все будут думать о людях, на нашей земле не будет войны. Делайте добро!

Добро победит всегда!

Песни гражданской и Великой Отечественной войны — это празднования огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость.

На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Она воодушевляет бойцов передового края и тружеников тыла.

Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней.

XX век — это время расцвета песенной культуры России. Но XX век — долгий.

Я назову лишь имена некоторых композиторов, творчество которых начиналось в первой половине века, и так необходимо нашим детям. Это И. Дунаевский, В. Соловьев — Седой, А. Новиков, К. Листов, Н. Богословский.

Через песни этих композиторов мы словно общаемся с замечательными людьми, которые жили в то время.

Патриотическое воспитание учащихся продолжается в ходе внеурочной деятельности. В школе проводятся культурно — массовые мероприятия военно- патриотической направленности.

Традиционными стали праздники «День Защитника Отечества», «Уроки мужества», «Салют, победа». Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества — темы, ярко отраженные в песнях. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению.

В нашей школе создано несколько вокальных групп, музыкальная гостиная «Я и Россия», «Ансамбль русской песни». Работа ведется на дополнительных занятиях по авторской программе «Патриотическое воспитание учащихся средствами хорового исполнительного искусства».

Музыкальный репертуар широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов.

Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения учащихся. Воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, районных конкурсах и смотрах «Военно-патриотической песни», где нужно проявить свою гражданскую позицию к родному краю, и своей Родине.

Учащиеся с удовольствием исполняют песни о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни. Ежегодно становятся лауреатами и призерами.

Творческая работа, проводимая с учащемся, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировоспитание, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну.

Таким образом, проблемам гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день, очень актуальны и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой частью духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Я считаю, что работа, направленная на воспитание у школьников уважительного и благородного отношения к своей Родине, не должна иметь назойливого характера. Надо развить и привить у детей творческий подход к предмету, работа на котором была бы увлекательной и интересной для учащихся.

Автор: Владимирова Анна Петровна
Должность: учитель музыки
Место работы: МКОУ Бобровская СОШ №2
Месторасположение: г. Бобров

Дата изменения: 06.11.2014
Дата публикации: 06.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *