Конспект урока по музыке 6 класс. «Джаз — искусство 20 века».

Борисова Полина Валентиновна
учитель музыки, первая квалификационная категория.
ГБОУ РК «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского»
Республика Карелия, г.Петрозаводск

Конспект урока по ФГОС. Музыка

Технологическая карта урока

Предмет: Музыка. Класс 6 «а».

Учебник (УМК): Е.Д.Критская «Музыка» 6 класс.

Тема урока: Джаз — искусство 20 века.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Телевизор, компьютер.

Цель урока: Познакомить с одним из современных музыкальных направлений 20 века — джаз.

Результаты обучения:

Предметная: Познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки.

Личностная: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.

Метапредметная: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.

Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект выступления.

Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.

Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

Ход урока.

У: Здравствуйте. Доклад одного из воспитанников о готовности класса к уроку.

У: Сегодняшний урок я хочу начать, конечно же, с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль и т. д. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите — какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем в ваших представлениях она связана.

Д: Джаз

У: Что натолкнуло вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности вы определили, что это джаз?

Д: Характерный сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Как этот музыкальный отрывок связан с сегодняшним уроком.

Д: речь пойдет о джазовой музыки.

У: Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему урока.

Что знаете о джазовой музыки. Что хотите узнать о джазе.

У: Что мы узнали о джазовой музыки посмотрев на тему урока?

Д: Музыка 20 века.

У: Джаз родился на рубеже 19 и 20 веков в Северной Америке, а в каком именно городе вы должны будите сказать мне сами. Перед вами карта, я даю вам координаты этого города, а вы его находите.

На доске записаны координаты города 30 с.ш. и 90 з.д.

Д: Это город Новый Орлеан.

У: Да, вы совершенно правы. Родиной джаза считается Северная Америка, город Новый Орлеан. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Хотя некоторые историки утверждают, что джаз возник сразу в нескольких местах Америки. Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза — Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Он буквально пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения.

Итак, из моего рассказа, что нового о джазе вы узнали?

Д.: Родина США, город Новый Орлеан, 20 век.

Делаем записи в тетради.

У: В самом начале урока, когда мы прослушали с вами музыкальный фрагмент, вы отметили необычный ритм произведения.

Вот такой острый ритм очень характерен для джаза. И это неудивительно. Джаз зародился в негритянской среде, музыка негров. Этот народ удивительно музыкальный. Особенно тонко у них развито чувство ритма. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши.

Сначала показывает учитель, затем все вместе.

У: Для европейцев эта задача выполнима, хотя с небольшими трудностями. А вот для любого ребенка Африки этот ритм считается примитивным. Скажите мне, пожалуйста, а кто в джазовом оркестре или джаз банде отвечает за ритм?

Д: барабанщик.

У: И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант. Итак, давайте запишем в тетради. Основой джазовой музыки является:

1. Ритм.

У: еще одной основой джазовой музыки является импровизация. Как вы считаете, что это такое?

Ответы детей.

У: Я предлагаю сейчас обратиться к словарям и найти определение этого слова именно там.

Далее ищем определение, что такое импровизация в словаре. Делаем записи в тетради.

Подводим итог работы этой части урока.

Д.: Основой джаза является: ритм и импровизация.

У: Теперь выясним, каковы же музыкальные корни джаза.

Делимся на 3 группы. Каждая группа готовит сообщение об одном из жанров (спиричуэл, блюз, рэгтайм). Далее идет сообщение учащихся, учащиеся оценивают работу своей группы. Ребята оценивают свою работу по 5 шкале, по следующим критериям:

  1. Умение распределить работу в группе.
  2. Умение слушать друг друга.
  3. Согласованность действий.

После выступление первой группы делаем краткую запись в тетради о жанре. Слушаем музыкальные фрагменты. Так проделываем с жанром спиричуэл, блюз и рэгтайм.

Выходит первая группа. Выписываю слово «спиричуэл» на доску. Ребята рассказывают об этом жанре. Делаем запись в тетради.

У: Спиричуэл — жанр афро-американской духовной хоровой музыки.

У.: А сейчас мы послушаем музыку, ваша задача определить, кто исполняет это музыкальное произведение.

Слушаем музыку.

Д.: Музыка серьезная, исполняет смешанный хор.

У.: Что такое смешанный хор?

Д: Коллектив, где поют и мужчины и женщины.

Далее учащиеся оценивают свою работу.

Выступление второй группы. Выписываю слово рэгтайм на доску.

У: Записываем в тетради. Рэгтайм — танцевальная музыка. Слушаем музыку и определяем характер музыкального произведения.

Слушаем музыку.

Д.: музыка веселая, игривая.

Дети оценивают свою работу. Выступление третьей группы. Выписываю слово блюз на доску.

У.: Блюз — народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Слушаем музыку и определяем, какая музыка по характеру.

Д.: Грустная, печальная.

Делаем вывод этого этапа урока.

Д: Музыкальными корнями джаза являются: рэгтайм, блюз, спиричуэл.

У: А теперь вы слушаете музыкальный фрагмент и определяете музыкальные инструменты которые характерны для джазовой музыки. На экране изображение различных музыкальных инструментов.

Дети слушают и определяют музыкальные инструменты, работают в парах.

Д.: труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.

У.: Ну, а сейчас я бы хотела, чтобы мы с вами исполнили джазовое произведение.

Джаз — это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притопывают, прихлопывают, прищелкивают, в общем, активно проявляют свое отношение к музыке. И поэтому мы сейчас с вами будем не только петь, но еще играть на музыкальных инструментах.

Исполняют песню «Дело было в Каролине». Несколько человек играют на бубнах, маракасах, остальные щелкают пальцами и притопывают.

Рефлексия.

Каждый из кадет говорит одно предложение о том, что он узнал сегодня о джазовой музыке.

У: Пусть для каждого из вас джаз станет чем — то особенным, источником сильных положительных эмоций. Надеюсь, что вы полюбите джаз.

Выставление оценок .

Д/з: Подготовить сообщение или презентацию об одном из великих джазовых музыконтов.

Автор: Борисова Полина Валентиновна
Должность: учитель музыки, первая квалификационная категория.
Место работы: ГБОУ РК «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского»
Месторасположение: Республика Карелия, г.Петрозаводск

Дата изменения: 11.12.2014
Дата публикации: 11.12.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *