Цель:
— Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
— Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Задачи:
— Формировать интерес к исследованию и экспериментированию.
— Развивать творческие и коммуникативные способности детей, умение высказывать свое мнение.
— Формировать умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
Организационный момент:
В группу пришла обезьянка Чича и принесла мешочек.
Воспитатель предлагает на ощупь определить, что находится в мешочке.
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: -Ребята, давайте посмотрим, что же принесла нам Чича?
Дети:— Песок.
Воспитатель:-А что такое песок?
Выслушивает ответы детей.
— А теперь подойдите ко мне поближе, я вам что-то расскажу.
Дети подходят и педагог начинает рассказывать (НЕ ЧИТАТЬ) сказку:
«В далекой, никому неизвестной стране, жила песчинка «Кроха». Она одиноко бродила по полям, по лугам, по равнинам, по горам. И ни разу не встречала других песчинок. Это очень расстраивало Кроху, ведь жить одной скучно, страшно и одиноко. И вот однажды, высоко-высоко в горах, она встретилась с ветром. Он поднял песчинку на руки, и закружил вихрем. Но песчинка не испугалась, Кроха только рассмеялась. Могучий и великий ветер удивился и спросил:
— Почему ты смеёшься? Обычно все меня боятся, пытаются спрятаться, а ты нет!
И песчинка ответила:
— Я очень долго брожу по свету, мне скучно, грустно и одиноко. Я уже ничего и никого не боюсь, даже воды. А когда я встретила тебя, то очень обрадовалась, вдруг ты станешь мои другом!
Ветру понравилась искренняя и добрая песчинка Кроха и он решил ей помочь. Он подхватил песчинку и понёс её в страну песков».
Воспитатель:- Ребята, а кто знает, в какую страну понес ветер песчинку?
Дети:- В пустыню, на море…
Воспитатель:-Все правильно. Существуют места, где очень много песка — это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные песчинки не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. А теперь отгадайте загадку, с чем же сегодня мы будем экспериментировать.
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Дети дружно отвечают «ПЕСОК».
Каждый день вы его видите, играете с ним, но так мало о нём знаете. Давайте посмотрим, каким песок может быть?
Основная часть.
Педагог: сейчас мы с вами ненадолго превратимся в ученых и проведём несколько опытов.
№1 «Откуда берется песок?»
Материал: Камни, лупа, лист бумаги.
Как мы можем это проверить? (Надо взять два камня и потереть их)
— Как вы думаете, что это сыплется? (Песок)
— Какой же вывод? (Солнце, вода, ветер, разрушают камни, в результате чего и появляется песок)
№2 «Из чего состоит песок?»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Сыпем песок на лист бумаги, с помощью лупы рассматриваем его.
— Из чего состоит песок? (из песчинок).
— Как они выглядят?
— Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
А теперь давайте немного отдохнем и потанцуем.
Физминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
А теперь продолжим:
№3 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком?»
Материал: Небольшой лоточек с песком. Коктейльная трубочка.
Насыпаем песок в лоток, дуем через трубочку на песок, создаем «ураган»
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга при сильной струе воздуха и могут попасть в глаза.
№4 «Пропускает песок воду или нет?»
Материал: Баночка, воронка, вода.
Берем баночку с воронкой. В воронку насыпаем сухой песок. Затем наливаем воду в песок через воронку.
Что происходит с водой? (она проходит через песок)
Вывод: песок пропускает воду.
№5 дидактическая игра «Следы»
Материал: Мокрый и сухой песок в песочнице.
Детям предлагается пройти по мокрому и сухому песку.
Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом-нет.
Педагог: какие вы молодцы, провели столько опытов. Теперь мы знаем, откуда берется песок и из чего состоит . Давайте поиграем с песком?
Игра с песком «Найди клад»
Педагог считалкой выбирает одного ребенка водящим и отводит в другую сторону площадки. Остальные дети берут игрушку и закапывают её в песочницу. Водящий должен откопать «клад». По открывающимся частям, ребенок должен назвать предмет. Игра повторяется несколько раз.
Итог образовательной деятельности:
Педагог: Как замечательно мы с вами поиграли! А давайте вспомним, где можно встретить песок. Поиграем с мячом.
Дети встают в круг, педагог в центре круга, поочередно бросает мяч детям и задаёт один и тот-же вопрос: «Где живет песок?».
Дети должны ответить, где можно встретить песок. Варианты ответов: в песочнице; в воде — реке, море, океане; на пляже; на стройке; на улице; в пустыне; в асфальте; в стекле.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас побудем художниками и нарисуем при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков причудливые узоры. Кому понравилось занятие-нарисуйте правой рукой круги, кому нет-нарисуйте левой рукой зигзаги. Какие вы молодцы! Какие необычные линии и узоры у вас получаются. А теперь нарисуйте на песке каждый свое настроение.
Скачать Игровое занятие на прогулке в средней группе «Лежал песок, скучал песок»
Автор: Межетская Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: село Лебедёвка, Искитимский район, Новосибирской области
Дата изменения: 10.05.2018
Дата публикации: 10.05.2018