Где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года — значит, ему пора идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья… Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад необходимость. Он — одна из всех ступенек детства, по которой надо подниматься в срок.
В срок, так в срок… И вы, как все, в три года отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша. С ним все время что-то происходит. Только не понятно, что же, что…?
Стал вести себя неузнаваемо. Почти разучился говорить. По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Он боится даже своей тени. И… не хочет ходить в детский сад. Упирается, когда насильно тащишь. Ваш малыш, который еще так недавно мучил вас своими бесконечными «я сам».
Да, с ребенком что-то происходит, словно он «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре.
Всем понятно то, что это не реально. Может быть, он просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, повлиявшую так сильно на него? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура… Почему ему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся. Ведь, в конце концов, не подменили же малыша!
«Подменили»… «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации, к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом серьезных нарушений поведения и общего состояния.
Пройдя этапы алгоритма постепенного вхождения в детский сад, дети остаются без родителей в группе с обычным режимом в течение всего дня. На этом адаптационный период не заканчивается, так как малыши в таком составе встречаются впервые. И в этот момент очень важно помочь детям положительно реагировать друг на друга, сплотить коллектив.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром, новой обстановкой лучше всего происходит через развивающие и подвижные игры, так как игра — способствует комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру, взрослым.
Маленький ребенок обучается тому, что его заинтересовало, и готов принимать что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность обучения зависит от того, сложился ли контакт ребенка с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка в ДОУ и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия совместно с родителями. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем и психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных играх, интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Игровой сеанс «Путешествие в страну детства»
(для родителей и детей, вновь поступающих в детский сад)
Цель: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Задачи:
— создание атмосферы эмоциональной безопасности;
— снятие эмоционального и мышечного напряжения;
— развитие внимания, речи и воображения;
— обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
— обучение родителей игровому взаимодействию с детьми;
— развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.
Оборудование: мяч, макет светофора, модули, серединка цветка и лепестки, магнитофон.
Ход занятия.
Родители вместе с детьми входят в зал под музыку и образуют круг.
Педагог-психолог: «Дорогие родители, сегодня мы собрались, чтобы познакомиться, друг с другом и побывать в той среде, в которой предстоит находиться вашим детям на протяжении адаптационного периода. Надеемся, что ваши дети получат заряд положительных эмоций, и с желанием будут посещать детский сад. У нас к вам просьба — быть на нашем занятии активными участниками, и выполнять все, что мы просим, вместе с детьми. Воспитатель: «Сейчас мы с вами познакомимся, по кругу будем передавать мяч из рук в руки. Каждый, кто берет мяч, должен сказать „здравствуйте“ и назвать свое имя (и родитель, и ребенок)».
Упражнение «Ласковое слово»
Педагог — психолог: «Для того чтобы ваш ребенок чувствовал себя спокойно в новом помещении, и с незнакомыми людьми, обнимите его и назовите ласково.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами отправимся в очень необычное путешествие — в страну детства, где мы будем играть, строить и танцевать. (Родители кладут руки на плечи ребенка и отправляются вслед за воспитателем «паровозиком»)
Загудел паровоз и вагончики повез
Чох-чох, чух-чух, я далека укачу….
Педагог-психолог достает светофор и говорит:
«Стоп! Горит красный свет, и мы должны остановиться. Мы прибыли на станцию „строительная“.
Игра „Стройка“
Создается две команды. Надо переложить модули из одного места в другое, передавая модули друг другу, и построить какое-нибудь сооружение.
Затем воспитатель показывает зеленый свет и говорит: „Зеленый свет для нас горит, отправляться в путь велит“. (Родители и дети „паровозиком“ отправляются вслед за воспитателем).
Загудел паровоз и вагончики повез
Чох-чох, чух-чух, я далека укачу….
Педагог-психолог достает светофор и говорит:
„Стоп! Горит красный свет, и мы должны остановиться. Мы прибыли на станцию „отдых“.
Воспитатель: „А сейчас дорогие мои, на этой станции мы будем отдыхать“. Игра “ Ладошечка» Педагог-психолог просит воспитателя показать свои ладошки. Воспитатель протягивает их, педагог, произнося первый куплет, гладит ладошки двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладони и воспитатель поглаживает их. Важно, чтобы в игру включились все на игровом сеансе.
Дай ладошечку, моя крошечка
Я поглажу тебя по ладошечке.
На, ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Воспитатель: «Мы отдохнули, и нам загорелся зеленый свет». ( Родители и дети «паровозиком» отправляются вслед за воспитателем).
Загудел паровоз и вагончики повез
Чох-чох, чух-чух, я далека укачу….
Педагог-психолог достает светофор и говорит:
«Стоп! Горит красный свет, и мы должны остановиться. Мы прибыли на станцию «цветочная». Воспитатель: «Что же можно делать на этой станции? Правильно, на этой станции можно собирать цветы. (Воспитатель раздает каждой паре по середине от цветка определенного цвета. Ребенок вместе с родителем должен найти лепестки данного цветка и выложить цветочек внутри обруча). Педагог-психолог: «Какие вы молодцы, у вас получились замечательные цветы. Воспитатель: „Мы такие молодцы, но нам загорелся зеленый свет, и мы едем дальше…“. ( Родители и дети „паровозиком“ отправляются вслед за воспитателем).
Загудел паровоз и вагончики повез
Чох-чох, чух-чух, я далека укачу….
Педагог-психолог достает светофор и говорит: „Стоп! Горит красный свет, и мы должны остановиться. Мы прибыли на станцию „Танцевальная“. Воспитатель: “ А сейчас мы все вместе будем повторять движения под музыку» (звучит песня «Танец маленьких утят»). Воспитатель: «Молодцы, как же здорово у вас получается. А нам загорелся зеленый свет». Нам пора двигаться дальше. Следующая станция будет называться «Сюрпризная» (Родители и дети «паровозиком» отправляются вслед за воспитателем).
Загудел паровоз и вагончики повез
Чох-чох, чух-чух, я далека укачу….
Воспитатель привозит детей и родителей в группу, которую они будут посещать, проводит экскурсию по группе, показывает игрушки и предлагает детям выбрать себе шкафчик, который больше понравился.
Авторы:
Васильева Алена Юрьевна, педагог-психолог
Чикмякова Ирина Рафаиловна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №129 «Дубравушка»
город Чебоксары, Чувашская Республика
Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 25.06.2014