Значимость стихотворной формы сказок классической детской литературы для гармоничного развития мыслительных процессов, объема долговременной памяти детей (методические рекомендации)

Чекурова Ольга Валерьевна
педагог-психолог 1 категории
ГБОУ СОШ № 1084
Москва, ЮВАО мкр. Жулебино

Разработанный нами системный подход к проведению медико-психологической, психолого-педагогической диагностики уровня нервнопсихического развития детей, их психоэмоционального состояния ситуациях (занятия, игры) дает основание констатировать преобладание среднего уровня развития, затруднения в образовании обобщений, абстрагированию понятий, темпа протекания ассоциативных процессов, отвлекаемость за счет слабой концентрации внимания, а также ослабление фиксационной памяти.

Перечисленные особенности психических функций и их функционирования на должном уровне обеспечивает формирование интереса к познанию и приобретению знаний.

Научно разработанные нами варианты коррекции физического и н/психического развития детей, в значительной мере способствуют повышению работоспособности детей, их гармоничному н/психическому развитию. Однако, возрастающий объем информации нашего времени побуждает к изысканию методических приемов направленных на стимуляцию внимания, мышления, памяти, мотивационной сферы детей с ослабленным физическим и н/психическим здоровьем. (95% детей и учеников имеют II, III, IV группу здоровья). Принадлежность к той или иной группы обусловлена наличием медицинского диагноза.

Как показали наши научные исследования, последние 10 лет психоэмоциональное состояние детей характеризуется функциональными отклонениями, которые проявляются в виде повышенной истощенности психических функций:

— ослаблена концентрация внимания

— замедлена переключаемость внимания

— замедлен темп ассоциативных процессов

— затруднено обобщение понятий

— ослаблена функция фиксационной, кратковременной памяти.

Приведенная характеристика психических функций создает дефицит в познавательной деятельности, что влечет за собой уменьшение объема долговременной памяти. Т.е. формируется комплекс с индивидуальными различиями, которые характеризуются как:

— задержка н/психического развития

— «синдром дефицита внимания»

— «педагогическая запущенность»

Однако, такие заключения врачей, специалистов зачастую являются недостаточно объективными, что подтверждается нашими данными медико-психологической диагностики, полученными в результате повседневного наблюдения за психоэмоциональным состоянием детей во всех видах его деятельности (игровой, учебной). Данный методический прием в аспекте медицинской психологии придает диагностике более объективный, достоверный характер и раскрывает возможности ребенка в процессе воспитания и обучения, а также дает шанс изысканию дифференцированных вариантов коррекции изложенных выше особенностей психоэмоциональной сферы детей с ослабленным здоровьем.

В комплекс разработанных нами вариантов коррекции считаем целесообразным включить стихотворные фрагменты из классической детской литературы (вне программных материалов), которые проводятся воспитателем в свободное время с активным участием всех детей в виде игр.

Наш опыт показывает целесообразность соблюдения градации по возрастным группам.

Дети 3 — 4 лет.

Учитывая возраст детей, мы считаем целесообразным в игровой деятельности ребенка использовать фрагменты стихотворной формы классических произведений дошкольного возраста.

В частности, мы предпочли использовать в возрастной группе детей четвертого года жизни произведения А. Барто в виде игры «Магазин игрушек».

Сюжетно-ролевая игра для детей II младшей группы «Магазин игрушек».

Подбор игрушек: мишка, лошадка, бычок, самолет, слон, машина-грузовик, кораблик, козленок, барабан, зайчик, мячик, флажок.

Цель игры: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни по мотивам литературных произведений.

Ход игры:

Воспитатель (продавец) : «Заходите дети в магазин игрушек. Здесь игрушки продаются не за деньги, а за стихи. Кто знает стихотворение о мишке, тот его и заберет.

Ребенок читает стихотворение А. Барто „Мишка“:

„Продавец“ (хвалит ребенка) : „Мишке очень понравилось стихотворение, забирай его. А вот смотрите, кто это по дощечке идет?“

Дети : „Бычок“

„Продавец“: Кто может рассказать про бычка?»

Ответ ребенка.

«Продавец»: «Бери скорее бычка, пока он не упал. Ой, а кто это скачет, цокает копытами?»

Ребенок: » Это лошадка. Я про нее могу рассказать.«

«Продавец»: «Лошадка прямо в руки к тебе прискакала.» (отдает ребенку лошадку)

«А вот головой качает кто?» (слон)

Ответ ребенка.

«Продавец»: «Бери себе слона. Посмотрите, кто у меня в руках? (кот). Он хочет покататься в грузовике. Кто знает стихотворение про грузовик и кота, тот возьмет себе обоих».

Ответ ребенка.

«Продавец»: «Возьми игрушки и покатай кота в грузовике. Ой, кто там мекает „ме-ме-ме“? Это козленок, он тоже хочет, что бы ему почитали стихотворение».

Ответ ребенка.

«Продавец»: «Как обрадовался козленок! Он рассказал своему знакомому зайке, что здесь можно найти хозяйку. Кто хочет взять себе зайку?»

Ответ ребенка.

«Продавец»: «Ой, что это за шум, что летит к нам тр-тр-тр (звук мотора)? Ну конечно это…

Ответ ребенка

Педагог: А давайте построим самолет из конструктора и полетим на нем кататься.

(Все дети вместе с педагогом строят самолет. Проводится подвижная игра «Самолет»: дети по сигналу педагога «летают» по группе (руки в стороны), на сигнал — «на аэродром» дети присаживаются на корточки).

«Продавец»: (приглашает посетить магазин игрушек, еще не все игрушки разобрали).

«Кто-то громко плачет. Кто это?»

Ребенок рассказывает стихотворение.

«Продавец: „Забирай Танечка мячик. Смотрите, какая красивая палочка, а это не палочка а …“

Ребенок: Это флажок!

Воспитатель: „Собирайся отряд, шагаем за барабанщиком“. (Дети ходят за ребенком который стучит в барабан).

Продавец: „А вот еще у меня осталась веревочка и матросская шапка. Ну-ка потяну я за веревку, что там у меня вытянется?

Ребенок рассказывает стихотворение.

Продавец: „Молодец, капитан! (надевает шапку на ребенка) Тяни свой кораблик, а вы ребята будете лягушками!“ (Дети „скачут“ за корабликом).

Дети 4 — 5 лет.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, он не запоминает материал, который дается на занятиях?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы.

Например: читая произведения К. Чуковского „Мойдодыр“ предложить детям „показать“ те действия, которые происходят:

— …„Одеяло убежало, убежала простыня“ — дети бегут по кругу в хаотичном порядке;

— …„Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса“ — дети имитируют мытье головы;

— …„И грамматика пустилась с арифметикой плясать“ — дети пляшут плясовую;

— …“ Чистят, чистят трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто» — имитируют чистку одежды;

— …«Давайте же мыться, нырять, кувыркаться» — дети кувыркаются на ковре ( и т. д.)

В дальнейшем можно усложнить задачу. Предложить детям зарисовать какой-то отрывок, самый интересный для каждого из них, в той последовательности, в которой он рассказывается. А потом по рисунку рассказать текст.

И так из разных рисунков «создать» весь текст произведения.

После такого методического приема дети легко, с высоким эмоциональным подъемом запоминают текст литературного произведения, который педагог в медленном темпе читает в течение 4 минут (данное время было использовано после занятия (математика, развитие речи и т. д.) в качестве психоэмоциональной и физической разгрузки).

На следующий учебный год с этими же детьми мы проводим повторение изложенной выше модели при активном индивидуальном участии каждого ребенка, а также рисунков детей, изображающих героев сказки.

Таким образом, данная модель является многофункциональной, охватывающей восприятие, внимание, мышление, воображение и память ребенка и гармонично стимулирует работу опорно-двигательного аппарата .

Дети 6 — 7 лет.

Учитывая особенности физического и психоэмоционального здоровья данного возрастного контингента (возрастные кризы), считаем целесообразным, стимулировать гармоничное развитие и формирование личности ребенка. Предлагаемая нами «модель» коррекции рассчитана на усиление концентрации внимания, его темп переключения, увеличения темпа ассоциативных процессов и увеличения объема памяти.

Разработанная нами «модель» коррекции проводится сразу после занятия (развития речи, математика) по предложению воспитателя.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и начинает читать фрагмент из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У лукоморья…).

» У лукоморья дуб зеленый, (дети изображают дерево)

Златая цепь на дубе том. (дети образно показывают «цепь»).

Дети в позе кота ходят «налево», «направо»)

Потом дети пытаются создать образ Лешего с адекватной эмоциональной окраской).

Данный методический прием проводится в течение 3-4 минут в период произвольной деятельности детей.

Работа с данным произведением позволяет развить такой важный механизм, как ориентировка в пространстве в легкой, эмоционально окрашенной обстановке.

Так литературное произведение оказывается предметом интеллектуального восприятия, стимулом к интеллектуальному развитию. Самые простые с точки зрения взрослого сюжеты заставляют ребенка задумываться и задавать вопросы, а последнее, как известно, определяет собой познавательные возможности человека. Сталкиваясь с незнакомыми словами и понятиями, ребёнок идёт с вопросом к взрослому и, получив ответ, пополняет не только свой словарный запас, но и свои знания о мире. Развитие интеллекта, таким образом, осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, ребёнок получает всё новую и новую информацию, в его сознании накапливаются новые факты, с другой стороны, он пытается эти факты осмыслить, связать между собой, найти сходство и различие. Это значит, что постепенно расширяется его кругозор и развивается логическое и ассоциативное мышление, а так же идут процессы, способствующие стимуляции н/динамических систем памяти.

Значимость сказки в создании игровых коррекционных моделей.

Через детскую литературу мы воздействуем на формирование этических представлений ребенка через его эмоциональную сферу. Ребенок сначала учится сочувствовать героям, а позже и давать оценку их поступкам. Сказки открывают для ребенка новые, незнакомые для него эмоции, с которыми в реальном мире ребенок не сталкивается до определенного возраста.

Когда взрослые читают сказку, в которой опасности подстерегают героя на каждом шагу, ребёнок учится «принимать к сердцу чужие печали и радости». Жизненный опыт маленького человека очень невелик, круг его общения — преимущественно родители и близкие родственники, оберегающие ребёнка от неприятных переживаний, которых немало в большом мире. Литературные произведения расширяют и обогащают эмоциональный мир ребенка, способствуют его духовному росту, учат адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.

Для самых маленьких слушателей эту роль наилучшим образом выполняют стихотворные сказки. Они опирается на традиции народной сказки, на фольклорные жанры, на детское устное творчество («страшные истории», былины).

В основе стихотворной сказки — игровое начало, близкое маленькому читателю. Для сюжета такой сказки характерна быстрая смена событий, насыщенность действием. Кроме главных героев в сказке может быть множество второстепенных персонажей, их образы сменяют друг друга, и это также создаёт атмосферу игры.

Заключение.

Предлагаемые нами рекомендации носят дифференцированный характер (разные возрастные группы детей), представленный в виде «коррекционных моделей», направленных на стимуляцию физического и психоэмоционального состояния детей, т.е. несут в себе многофункциональный положительный заряд.

Принцип «ролевых игр», лежащий в основе сюжетов стихотворных произведений (классических) одномоментно, интенсивнее (в течение 3-4 минут) охватывает все психические функции, моторно-двигательный аппарат. Как показывает практика фрагменты стихотворных произведений в виде «коррекционных моделей» должны заполнять свободное от занятий время, несмотря на ослабленное физическое и н/психическое здоровье детей, меняя сюжет. Предлагаемые методические приемы способствуют положительной динамике в развитии психологической структуры личности ребенка, формируют процессы самоорганизации, способности к реализации своих знаний, навыков, т.е. обогащают мотивационную сферу, ускоряют переход от образного к абстрактному мышлению, увеличивают объем долговременной памяти.

Автор: Чекурова Ольга Валерьевна
Должность: педагог-психолог i категории
Место работы: ГБОУ СОШ № 1084
Месторасположение: Москва, ЮВАО мкр. Жулебино

Дата изменения: 08.02.2015
Дата публикации: 08.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *