Информационно-творческий проект «Веселый город Цифроград»

Мигунова Татьяна Валерьевна
учитель — дефектолог первой квалификационной категории
МОУ «Дубровская СОШ» дошкольное отделение
поселок Дубровка, Всеволожский район, Ленинградская область

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 5-7 лет группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители, учитель — дефектолог, воспитатели.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: октябрь-декабрь

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие познавательных интересов, мыслительных операций, речи и творческих способностей детей с ЗПР при обобщении и закреплении представлений о количестве и счете (применение знаний в повседневной жизни)

ЗАДАЧИ:

1. Формировать элементарные математические представления о количестве и счете (умение считать до 10, ориентироваться в числовом ряду; называть числа в прямом (обратном) порядке; соотносить цифру (0-9) и количество предметов; знакомить с монетами 1,5,10 копеек, 1,2,5,10 рублей);

2. Изготавливать образ цифры из любого подручного материала;

3. Стимулировать желание детей и родителей собирать дополнительную информацию, оценивать полученные результаты;

4. Активизировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность;

5. Обогащать предметно — развивающую среду.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития должно носить комплексный характер, проходить через все виды детской деятельности и осуществляться в ходе режимных моментов. Непременным условием полноценного интеллектуального развития дошкольника с ЗПР является взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей и родителей. Важно найти такие формы работы с детьми, которые позволяют активизировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность.

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ:

Организационная беседа, совместное с детьми размышление о том, зачем уметь считать, знать цифры — показала, что знания детей носят неточный и отрывистый характер.

ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ:

Ребята решают узнать где встречаются числа и цифры, зачем уметь считать, а воспитатель предлагает создать город Цифроград

ПЛАНИРОВАНИЕ:

В ходе обсуждения приняли решение: собрать информацию, где встречаются цифры и числа (на улице, дома, в магазине), а так же найти загадки, пословицы, сказки с разными числами.

Образовательная область «Физическая культура»

— Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток, массаж кистей рук.

Образовательная область «Социализация»

— Дидактические игры: «Лото», «Танграм», «Угостим зайца морковкой», «Чего не стало? », «Собери бусы», ««Сосчитай и покажи, столько же пальцев», «Что лишнее? », «Собери цветок», «Посчитай камушки», «Бабочки», «Пазлы», «Найди одинаковые предметы».

— Театрализованные игры

— Хороводные игры: «Теремок», «У Маланьи, у старушки… », «Колобок».

— Настольные игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счёт».

— Сюжетные игры: «Магазин», «Больница», «Едем в гости», «Семья».

— Словесные игры: «Посчитай», «Заколдованный мяч», «Поймай и назови»,

— Музыкальные игры: «Лесенка», «Научи матрёшку считать», «Слушай и хлопай», «Учёный кузнечик».

— Пальчиковые игры (на закрепление счёта) .

— Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Светофор», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге», «Сядь первым», «Найди себе пару», «Два Мороза», «На перегонки парами», «Классы», «Уголки», «Много троих, хватит двоих».

Образовательная область «Познание»

— Игры и упражнения

Образовательная область «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

— Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

— Драматизация сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка».

— Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Репка».

— Чтение произведений: «Цветик — семицветик», «Белоснежка и семь гномов», сказки Пушкина (отрывки) .

Беседы на тему

Образовательная область «Художественное творчество»

— Рисование и украшение цифр.

— Лепка и украшение цифр.

— Рисование по контуру руки «Укрась свои пальчики».

— Вырезание цифр из бумаги, аппликация.

— Постройки из разного количества предметов, сказочных персонажей.

Образовательная область «Безопасность», «Здоровье».

Взаимодействие с семьей.

Экскурсии: по улицам поселка, в магазин

Изготовление цифр из разных материалов для игры «Угадай на ощупь»

Выкладывание цифр из разного подручного материала

Чтение художественной литературы

Предметно — развивающая среда.

— Создание математического настенного фриза.

— Создание математического театра (царь, принцессы, рыцари) .

— Плакаты: «Солнечная система», «Весёлый счёт».

— Энциклопедии, книжки — раскраски на закрепление счёта, иллюстрированные издания по математике.

— Кубики с цифрами.

— Магнитная доска с магнитными цифрами.

— Трафареты и модели цифр.

— Пальчиковые, дидактические, настольно — печатные игры.

— Мозаики.

Взаимодействие с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Заучивание считалок, загадок, решение логических задач (дома) .

3. Домашняя игротека (подбор игр на закрепление счёта) .

4. Выставка работ, сделанная родителями по теме: «Весёлые цифры» (вышивка, вязание, плетение из проволоки, рисование, нанизывание бусинок, изготовление трафаретов и др.) .

5. Выставка детских работ по теме: «Мы лепим и рисуем цифры» (от 1 до 10) .

6. Наглядная агитация: папки — передвижки, выпуск стенгазеты, консультации.

7. Изготовление театра на перчатке, на пальчиках.

Праздники развлечения, досуги.

— Развлечение «Мы знаем цифры! ».

— Развлечение «Алиса в стране математики».

— Интегрированное занятие «путешествие в лес» (для родителей) .

Презентация проекта

— Выпуск стенгазеты для детей и их родителей «Вместе весело считать».

— Выставка детских работ по теме: «Мы лепим и рисуем цифры» (от 1 до 10) .

— Выставка работ, сделанная руками родителей и педагогов по теме: «Весёлые цифры» (вышивка, вязание, трафареты, бусинки, проволока и др.) .

— Консультация для родителей «Научите мыслить».

— Развлечение для детей и родителей «Алиса в стране математики».

— Занятие «Стоит в поле теремок».

— Комплексное итоговое занятие «Математика в сказках».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

— повысить уровень развития мелкой моторики у детей;

— у родителей сформировать представления о значимости развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития;

— вовлечь родителей в единое пространство «семья — детский сад».

обеспечение проектной деятельности

Информационные ресурсы:

1. https://festival.1september.ru/

2. https://nsportal.ru/

Методическое обеспечение:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду//Под ред. М.А. Васильевой. — М., 2005.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред.С.Г.Шевченко. — М.,2003.

3. Гаврика С.Е. «Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». — Ярославль,1997.

4. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 — 7 лет). — М., 2004.

5. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». — М., 2003.

6. Краузе Е. Логопедия. −2изд.,испр. — СПб.,2003.

7. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр — СПб.,1997.

содержание проектной деятельности

I Этап — подготовительный

(январь)

1. Изучение теоретических основ проблемы в научно-методической литературе.

2. Подбор методик для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей.

3. Проведение диагностики детей.

4. Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.

5. Разработка плана мероприятий.

II ЭТАП — ПРАКТИЧЕСКИЙ

(февраль)

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Образовательная область «Физическая культура», «Здоровье»

— Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток, массаж кистей рук.

Образовательная область «Социализация»

— Сюжетно — ролевые игры («Гараж», «Магазин») и театрализованные (пальчиковый и кукольный театр)

— Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, шнуровки и др.)

Образовательная область «Познание»

— Игровые упражнения и задания с использованием раздаточного материала (счетные палочки, фасоль, геометрические фигуры и т. д.). Задания в тетрадях-прописях.

Образовательная область «Коммуникация»

— Чтение художественной литературы: «Мальчик с пальчик» Шарль Перро, «Для чего руки нужны» Пермяк Е.А.

— Пословицы, поговорки, загадки.

— Игры и упражнения с использованием предметов — заместителей (пластмассовых прищепок разного цвета) направленные на развитие мелкой моторики и коммуникативной функции речи.

— Беседы на тему «Почему пальцы так названы?», «Как мама и папа используют руки».

Образовательная область «Художественное творчество»

— Развитие продуктивной деятельности детей с использованием нетрадиционных методов

— Пластилинография «Веселые пальчики»;

— Рисование из ладошки по выбору детей;

— Рисование методом «тычка»;

— Аппликация из бросового материала «Рукавичка»

Образовательная область «Безопасность», «Здоровье».

— Беседа «Как ухаживать за руками»

Взаимодействие с семьей.

— Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму»

— Практикум «Учусь — играя!»

— Обогащение предметно — развивающей среды (изготовление игр на развитие мелкой моторики)

III этап — заключительный

( март)

1. Проведение диагностики

2. Презентация «А ну-ка пальчики!» (детские работы, игры на развитие мелкой моторики, пальчиковый театр)

3. Оценка руководителя учреждения

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Результатом реализации проекта стало:

— Освоение детьми комплекса пальчиковой гимнастики и упражнений для обыгрывания сказок и потешек

— Сформированность различных приемов и их комбинирование в изодеятельности

— Повышение уровня сформированности мелкой моторики рук

— Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей с задержкой психического развития

— Создание центра развития «А ну-ка пальчики!»

Продукт проектной деятельности:

1. Картотека пальчиковой гимнастики

2. Игры с использованием предметов — заместителей

3. Пальчиковый театр «Теремок»

4. Продукты детской деятельности: рисунки, аппликация

5. Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики рук»

6. Наглядна информация для родителей по темам: «Игры с песком», «Затейливые игрушки из пуговиц», «Узоры из счетных палочек»

7. Практикум для родителей «Учусь — играя»

8. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму»

9. Загадки, поговорки и пословицы о руках и пальцах

10. Игровые пособия

11. Фотоматериалы

Автор: Мигунова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель — дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МОУ «Дубровская СОШ» дошкольное отделение
Месторасположение: поселок Дубровка, Всеволожский район, Ленинградская область

Дата изменения: 04.12.2014
Дата публикации: 04.12.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *