Чтение художественной литературы, музыки и художественного творчества в ДОУ

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы, музыки и художественного творчества в практической деятельности воспитателя».

Темп современной жизни ускоряется с каждым годом. И если раньше считалось, что ребёнка воспитывает в первую очередь семья (родители, дедушки и бабушки), а во вторую социум (детский сад, школа, институт и т. д.), то теперь акценты изменились. Родители считают основной своей задачей материальное обеспечение уровня жизни детей, а такие задачи как: образование, социализация, познание окружающего мира возлагается на социальные институты, — начиная с детского сада.

Стоит ли винить взрослых за то, что устав после напряжённой трудовой недели в выходные дни они не идут с детьми в парк на природу, а включают телевизор или компьютер, чтобы любимое чадо дало родителям немного отдохнуть.

Поэтому мы постарались восполнить у детей пробел знаний об окружающей среде. Это очень важно, поскольку природа помогает развиваться личности ребёнка гармонично, черпать энергию и вдохновение, совершать открытия.

Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусств, посвященных природе — традиционные приёмы работы для данного направления. Однако, только прибывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально её пережить. Эта способность постепенно развивается. Необъемлемой частью в данном процессе является игра, верная помощница воспитания. Игра увлекает ребёнка, ведёт его в свой весёлый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию непрерывно образовательное действие для подготовительной группы «Времена года».

Тема: «Времена года»

Цель: развитие эстетического восприятия, умения слушать музыкальные произведения; знакомство с творчеством живописцев, поэтов и композиторов.

Ведущий: Ребята, наша сегодняшняя встреча посвящена временам года. Помните, как в рассказе Константина Дмитриевича

Ушинского мальчик Митя радуется каждому из времен года: в каждом из них он находит свою прелесть. Многие поэты, композиторы, живописцы изобразили в своих произведениях времена года. С чего же нам сегодня начать наш вечер? Давайте позовём на помощь королеву Гармонию! Согласны, ребята? Тогда тихо, я слышу её шаги. (Звучит «Вальс » И. Штрауса. Появляется королева, танцует.)

Королева: С детства каждый со мной знаком,

Я — королева Гармония.

Тихо, не слышно вхожу я к вам в дом,

Похвал и внимания достойная. Здравствуйте, друзья! Зачем я вам понадобилась?

Ведущий: Здравствуйте, уважаемая королева! Мы с ребятами решили совершить путешествие по временам года, но не знаем с чего начать?

Королева: Да чего же тут думать? Конечно — с весны! Не зря же Александр Сергеевич Пушкин назвал весну «утром года».

Ведущий: Вы правы. Весна — это начало жизни, пробуждение природы. Посмотрите, какая весна на картине И.И. Левитана «Большая вода». Взгляд теряется в охваченном разливом просторе.

Королева: Я предлагаю послушать сейчас отрывок из пьесы Э.Грига «Весной».

(Звучит отрывок из пьесы Э. Грига «Весной ».)

Ведущий: Набирая силу, весна вступает в свои права. На первых

проталинках появляются подснежники.

Ребёнок:

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

Выросли подснежники, Снегурочкины слёзы.

(А. Майков)

Королева: Как поэтично стихотворение А. Майкова. У Петра Ильича Чайковского во «Временах года» есть чудесная пьеса «Апрель. Подснежник». Давайте её послушаем.

(Звучит запись «Танца подснежников» П.И. Чайковского.)

Ведущий: Природа весной обновляется, одевается в роскошный наряд. Часто при описании одного и того же явления в музыке и поэзии можно найти что-то схожее. У С. Есенина, например, поздняя весна, одурманивает, притягивает.

Королева: Что-то созвучное слышится в музыке 2 части «Времен года» А. Вивальди. Давайте послушаем.

(Звучит отрывок из «Времен года» А. Вивальди, под музыку дети читают С, Есенина.)

Ребёнок:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,

Я одурманен весной.

Ведущий: Вот мы подошли к лету, когда тёплое солнце согревает землю своими лучами, а лёгкий ветерок тихо шелестит, заплетая косички стройным берёзкам.

Ребёнок:

Зелёная прическа, девическая грудь,

О, тонкая берёзка, что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер, о чём звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви ты лунный гребешок?

(Подмелодию «Красный сарафан» исполняется «Танец берёз».)

Королева: К летней теме обращались многие живописцы. Обратите внимание на пейзаж А.И. Куинджи «Днепр утром». Природа будто замерла в ожидании. Но скоро взойдёт солнце, растает туман и луга запестреют красками трав и цветов. Как в стихотворении К. Трутневой.

Ребёнок:

Луг, совсем как ситцевый, всех цветов платок, —

Не поймёшь, где живой цветок. Лес и поле в зелени, синяя река.

Белые, пушистые в небе облака.

Ведущий: На смену теплому лету приходит осень, золотая, царственная, как на картине И.И. Левитана «Золотая осень». Какие другие строки лучше расскажут о ней?

Ребёнок:

Осенняя пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

Ведущий: Королева Гармония, мы с ребятами хотим подарить тебе «Осенний вальс».

(Исполнение вальса «Падают листья»)

Королева: Это великолепно! Этот подарок мне очень понравился. Но не забывайте, всё идёт своим чередом, и за осенью следует зима, снежная, хрустальная.

Ребёнок:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ведущий: У А.С. Пушкина зеленеет сквозь иней ель. На картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» как в кружевах стоит белая берёза.

Ребёнок:

Разукрасила зима: На убор бахрома

Из прозрачных льдинок Звёздочек-снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках Льёт вокруг сиянье, Шепчет заклинанье: «Лягте, мягкие снега, На леса и на луга. Тропы застелите.

Ветви опушите!» (стихотворение М. Пожарова) (Звучит, музыкальное произведение Р. Шумана «Зима ».)

Ведущий: Мы мороза не боимся! Вспомните, дети, как весило зимой играть в снежки!

Ребёнок:

Снежные комья летят и мелькают,

Снежные комья лицо залепляют,

Снежные комья глаза нам слепят,

Снежные комья нас всех веселят!

(стихотворение Е.Алексеева)

(Звучит музыкальное произведение Р. Шумана «Охотничья песенка », дети играют в снежки.)

Королева: Спасибо, очень интересно и весело! Наша встреча подошла к концу, она получилась прекрасной. Мы ещё раз убедились в том, что любое время года по-своему прекрасно. Оно манит художника, поэта, композитора своей красотой, рождая в душе творца своё, особое чувство.

Ведущий: Прекрасно, когда везде и во всем есть гармония. Уважаемая королева Гармония мы благодарим тебя за то, что ты

пришла к нам в гости. Мы будем всегда рады видеть тебя в нашей музыкальной гостиной. (Под музыку из балета А.1С. Глазунова «Времена года » дети прощаются с королевой Гармонией )

Автор: Аёшина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ №24
Месторасположение: г. Томск

Дата изменения: 15.11.2014
Дата публикации: 15.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *