Брагина Галина Анатольевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МАОУ «Молчановская СОШ №2»
Томская обл., Молчановский район, с.Молчаново
Образовательные цели по окружающему миру: 1. Дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой.
Образовательные цели по математике: 1. Закрепить знание изученных видов таблицы умножения.
Воспитательные цели:1. Воспитание любви к родному краю.
2. Охрана птиц.
Развивающие цели: 1. Развитие умения решать сложные задачи.
2. Развитие умения делать выводы.
3. Развитие умения самостоятельно готовить выступления перед классом — выделять существенное в прочитанном.
Оборудование урока: родители приготовили атрибуты костюмов птиц; в классе оформлена папка — раскладушка » Птицы родного края«; аудиокассета с записями птичьих голосов.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Прогнозирование. Учитель: Дорогие мои ребята! Сегодня у нас с вами первый урок — «птичий». Да, такого урока в нашем расписании нет. Но как вы сами предполагаете, кому мы сегодня посвятим урок?
Стоит зима, метёт пурга,
Сибирская, холодная.
Под снегом скрыты все корма,
Все корешки съедобные.
Птичкам трудно зимовать.
В сентябре мы садимся за парты. Для нас начинается рабочая пора. А в лесу осенью все сдают экзамен: и маленькая травка, и большие деревья, и звери, и птицы. Спрашивать на экзаменах со всей строгостью будет мороз. Вопрос один — готов ли ты к зиме? Это важный вопрос жизни.
Первыми сдали экзамен перелётные птицы. Они полетели на юг, на птичьи курорты в Африку, Англию, Америку.
3. Актуализация знаний.
— Откуда мы знаем зимние адреса этих курортов?
— По кольцеванию перелётных птиц.
— А как птицы улетают на юг?
— Косяком, цепочкой, стаей, в одиночку.
— Ребята, какая причина отлёта?
— Оперение перелётных птиц ничем не хуже зимующих. Главная причина отлёта — недостаток пищи.
4. Представление зимующих птиц.
Стало меньше птичьих голосов лесу. Сегодня мы «побываем» в зимнем лесу. Про кого так говорят?
Клюв его, как долото. Он трудяга,
И за то будет дятлу на обед
Вкусный жук — короед.
Появляется Дятел. В кабинете на трубе, имитирующей дерево (прикреплены вязаные жучки, паучки) «пристроился» Дятел (мальчик в белой медицинской шапочке с красным крестиком):
С добрым утром! Я доктор древесный,
Я лесные болезни лечу.
Всем зловредным букашкам известно,
Что я тотчас же их проглочу!
Ученик подготовил сообщение про дятла, используя материал книги В. Бианки «Лесные разведчики«.А ещё дятел — хороший товарищ. Судите сами. Своими дуплами они пользуются один раз, оставляя их другим птицам. Дятлы ловко орудуют на толстых стволах, сучьях, но не только себе добывая корм. Закоченевшие личинки, жуки, прочие птичьи лакомства сыпятся на землю. А там уже ждёт команда мелких птичек — и им перепадёт. Питаются гостинцами дятла.
Учитель: Среди этой команды много синичек — желтогрудых птичек в синих шапочках. Они очень доверчивые птицы, перелетают с одной полянки на другую, как «числа — перелётчики».
4. Задание по математике: с «числами — перелётчиками» составить два примера на умножение и два примера на деление.
Учащиеся 1 ряда используют числа 4, 8, 32.
Учащиеся 2 ряда используют числа 3, 9, 27.
Учащиеся 3 ряда используют числа 5, 7, 35.
5. Птичья физкультминутка (закрепление признаков делимости чисел на 2 и 5). Я сейчас буду называть разные числа. Если они делятся на 2 — то вы чирикаете «чик — чирик», а если делятся на 5 — то вы свиристели, звук «свирь — свирь»: 15, 6, 8, 10, 25, 18, 21, 20, 33, 35, 36, 40, 49.
6. (Учитель показывает ножницы)
— Ребята, у какой птицы кончик клюва похож на ножницы?
— У клеста.
«Залетает» Клёст: «Это про меня — красавца вы вспомнили? Да, своим клювом я ловко срываю шишку, прижав лапкой к сучку, без особого труда вылущиваю все семечки. Но не только этим мы славимся. Ребята, а главный наш геройский поступок в чём?»
— В том, что вы умудряетесь зимой вить гнёзда.
От утренней зари до звёзд в лесу суровой
Заботливый хлопочет клёст, ища семян еловых.
Летать родителям не лень — приносят пищу целый день,
А ночь придёт на землю — на гнёздах чутко дремлют.
Минутка красивого числа. А в гнезде клеста чаще всего по 4 яичка. Запишите ответы при умножении чисел на 4.
7. Самостоятельное решение задачи. На первую кормушку слетелось 3 птички, на вторую — в 3 раза больше, чем на первую. А на третьей кормушке птичек собралось столько, сколько на первой и второй вместе. Сколько птичек в третьей «столовой»?
8. Птицы очень любят порядок в своих гнёздышках. Также, как мы уважаем порядок действий в выражениях. Решение № 489 стр. 109.
9. Ребята, когда вы дома делаете уроки, к вам в окошко иногда стучат пернатые друзья. Чаще всего проныра воробей. «Залетает» Воробей.
— А знаете ли вы, что в честь меня в США, в городе Бостоне установлен памятник? Это я — спаситель огородов, полей от всякой ползучей твари.
10. Беседа о помощи зимующим птицам. Ребята рассказывают, показывают фотографии о том, как они с папами готовили кормушки. Кормушка Дениса у нас в кабинете. Измеряем дно кормушки.
Коллективное составление задачи. » Дно кормушки имеет прямоугольную форму. Длина — 35 см, ширина — 16 см. Найдите периметр дна птичьей кормушки«.
11. Интервью. Ну а что же можно положить в птичью кормушку? Об этом мы спросим у главного знатока жизни птиц — орнитолога. ( За столом сидит Орнитолог — представительный мальчик в очках. На столе — разные пакетики, мешочки,стаканчики).
— Птичье меню — это семечки арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника, несолёное сало, перловка, пшено. Новый сухой корм от фирмы «Птичий базар»: отборные семена растений и зёрна злаковых культур, а также толстые — толстые кусочки свежего сала. Запасайте корм для своих пернатых друзей и они вам скажут «Большое птичье спасибо!»
Переворачивает кормушку. На дне кормушки написано:
» В холод и зимнюю стужу
Не забудьте о нас — пичужках«.
12. Итог урока — разгадывание «птичьего» кроссворда ( на интерактивной доске).
Кроссворд № 1.
— Оперением этой птицы мы любуемся. Поют самки и самцы. Эта птица носит снежное название (Снегирь).
— Лесоводы считают эту птицу своим помощником — она помогает им сеять семена кедра (Кедровка).
— А эта птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда (Кукушка).
— Главное лакомство этой красивой птички — ягоды рябины. От удовольствия она поёт «свирь — свирь» (Свиристель).
Кроссворд № 2.
— В деревне есть часы такие — не мёртвые, а живые. Ходят без завода, они птичьего рода ( Петух) .
— Эта птица красиво поёт, она не живёт в нашем краю, зато «живёт» в нашем словаре с сочетание — оло- (Словей).
— На шесте дворец, и живёт в нём жилец, а зовут его …(Скворец).
— Желтогрудая птичка в синей шапочке (Синичка).
— Эта птица охотится ночью (Сова).
— Кто выводит птенцов зимой?(Клёст).
— Домашняя птица(Куры).
— Самец утки (Селезень).
Кроссворд № 3.
— Санитар леса (Дятел).
— Это чёрная птица с красными веками. Зимой — гребёнка на лапе, чтоб удержаться на ветке. Роговая гребёнка, которая вырастает к зиме на лапе, не даёт скользить птице по обледенелым ветвям деревьев(Тетерев).
— Эта птица — героиня передачи «Спокойной ночи, малыши!» (Каркуша).
— Эта птица — акробат. По стволу передвигается вниз головой(Поползень).
— Какой птице поставлен памятник в Бостоне?(Воробьи).
— Какая птица проводит ночь, зарываясь в снегу?(Рябчик).
Хором читаем выражение из выделенных букв- «Наши пернатые друзья».
1. снегирь
кедровка
кукушка
свиристель
№ 2. петух № 3. дятел
соловей глухарь
скворец Каркуша
синица поползень
сова воробьи
клёст рябчик
куры
селезень
Автор: Брагина Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Место работы: МАОУ «Молчановская СОШ №2»
Месторасположение: Томская обл., Молчановский район, с.Молчаново
Дата изменения: 14.03.2015
Дата публикации: 14.03.2015