Итоговое родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Скоро в школу»

 

Собрание – самая традиционная и необходимая информационная форма работы с родителями. Но часто родители относятся к нему как формальному и скучному мероприятию. Попробуем «оживить» ход собрания, не меняя его сути, на примере итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Тема: «Скоро в школу»

Форма проведения: школьный урок.

Участники: учитель-дефектолог, родители.

Место проведения: группа.

Время проведения: 12 апреля 2018 г.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей и предоставление им возможности самим оценить готовность детей к школьному обучению на основе полученной информации.

Демонстрационный материал: разноцветные карточки с названиями эмоций; план беседы на белых карточках; математическое выражение и сюжетная картинка-задача; схема алгоритма задачи; схема цветка из карандашей.

Раздаточный материал: стаканчики с разноцветными карандашами; листочки бумаги с планом беседы и цветком с цифрами.

Родители проходят в группу и занимают места (своих детей) за столами по бейджикам. Учитель-дефектолог рисует в центре доски цветок с цифрами на лепестках (I, 1, 2, 3, 4, III)

Итоговое родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Скоро в школу»

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Сегодня наше собрание мы проведем в форме урока русского языка и литературы и «напишем» с вами сочинение-рассуждение на тему: «Скоро в школу».

На доске появляется карточка – Скоро в школу

На ваших столах лежат листочки. Переверните и положите их перед собой. Обратите внимание на стаканчики с разноцветными карандашами. Все это необходимо Вам для работы на уроке.

Итоговое родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Скоро в школу»

На доске появляется карточка –
  1. Вступление

Незаметно пролетит время, и наши дети пойдут в школу.

Попробуем дружно произнести фразу «Скоро в школу» с разной эмоциональной окраской.

На доске постепенно появляются разноцветные карточки со словами, а родители произносят фразу с предложенными эмоциями:

На оранжевом фоне торжественно, восторженно

На желтом фоне – радостно, весело, ласково

На красном фоне – удивленно, тревожно, с сомнением

На зеленом фоне – спокойно, без эмоций

На синем фоне – грустно, печально, с сожалением

На коричневом фоне – испуганно, огорченно, недовольно, раздраженно

Вопрос: От чего зависит интонация произношения данной фразы родителями будущих первоклассников?

Родители: От готовности ребенка к школе, к школьному обучению.

Вопрос: С какой интонацией в данный день и в данный час Вы бы произнесли эту фразу? (дефектолог показывает на разноцветные карточки на доске)

Задание: Выберите, пожалуйста, карандаш соответствующего цвета и раскрасьте у цветка лепесток под римской цифрой I.

На доске II. Критерии готовности детей к школе

 

Школа – это новая ступенька в жизни каждого ребенка и его семьи. Ребенок превращается в школьника. Но готов ли ребенок к этим переменам?

На доске – 1. Личностная готовность

Вспомним сказку «Золотой ключик». Папа Карло сделал все, чтобы собрать ребенка в школу: одел (сделал из бумаги курточку и штанишки, из носка – колпачок с кисточкой), обул (сшил башмачки), продал курточку и купил школьные принадлежности – азбуку, но …

Вопрос: Почему Буратино не дошел до школы?

Родители: Убежал в театр … не хотел в школу … не хотел учиться …

Недалеко от школы был кукольный театр, в котором громко играла веселая музыка, показывали представление … И Буратино подумал: «Школа никуда не уйдет…»

Вопрос: Почему Буратино выбрал театр, а не школу?

Родители: В театре интересней … не хотел учиться … не готов к школе…

Критерий: Школа должна привлекать ребенка не внешней стороной (не веселой музыкой и представлением, не новой школьной формой, красивым ранцем и яркими школьными принадлежностями …), а возможностью получать новые знания и испытывать удовольствие и радость от учебы.

Это новообразование у детей называется «внутренняя позиция школьника», которая представляет собой сплав: познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне со сверстниками и взрослыми.

Вопрос: А как бы поступил сегодня ваш ребенок на месте Буратино, что выбрал бы он: школу или театр?

Вопрос: С какой интонацией Вы сейчас произнесете фразу «Скоро в школу» с учетом критерия личностной готовности ваших детей?

Задание: Выберите, пожалуйста, карандаш соответствующего цвета и раскрасьте у цветка лепесток под № 1.

На доске –2. Эмоционально-волевая готовность

Вспомним сказку «Три поросенка»: наивных, беспечных, веселых поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и серьезного Наф-Нафа.

Вопрос: Чем они занимались в сказке?

Родители: Строили дома.

Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись и нежились на солнышке, то есть занимались неорганизованной игровой деятельностью. Но вот пришло время решить более серьезную игровую задачу: построить к зиме дом.

Вопрос: Помните, как они справились с данной задачей?

— Наф-Наф серьезно подошел к делу (натаскал камней, намесил глины и не спеша, старательно строил надежный, прочный дом, в котором можно укрыться не только от морозов, но и от страшного, хитрого зверя)

— Братья же не хотели браться за работу, пока совсем не стало холодно. Ниф-Ниф решил, что проще и быстрее смастерить дом из соломы. Нуф-Нуф – приложил чуть больше усилий и построил дом из прутьев. И снова братья стали веселиться и играть.

Вопрос: Вы помните, чем все закончилось? …

Мораль: Старательный труд, усердие и заинтересованность в конечном положительном результате своего труда всегда приводят к успеху.

На примере игровой деятельности поросят попробуем проанализировать, насколько готовы они к школьному обучению.

К школе должны быть формированы:

1. Способность управлять своим настроением, поведением.

Прозвенел звонок на урок, а дети увлеклись игрой и им необходимо собрать всю силу воли, чтобы справиться с негативным настроением и правильно себя повести – спокойно отправиться в класс.

Вопрос: Кто из поросят справится со своим настроением?

2. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок.

Ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, поэтому будет постоянно отвлекаться: нет резинки, карандаш сломан, пенал упал … В результате, потратит много времени впустую, может потерять интерес к замыслу, и оставить дело незавершенным.

Вопрос: Кто из поросят способен организовать рабочее место?

3. Стремление преодолевать трудности и достигать положительного результата своей деятельности.

Не получается – и не будет ребенок выполнять задание, или сделает кое-как.

Вопрос: Кто из поросят …?

4. Важное волевое качество – длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Не все задания на уроке нравятся и интересны, но ребенку надо уметь слушать и слышать учителя, смотреть и видеть, действовать так, как требует учитель.

Без развития самоконтроля не возможна успешная учебная деятельность.

Вопрос: Кто из поросят готов к школе? …

Критерий: К началу обучения в школе у детей необходимо сформировать сравнительно хорошую эмоционально-волевую устойчивость и произвольность психических процессов, на фоне которых возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Вопрос: Вспомните вашего ребенка, умеет ли он, как Наф-Наф:

  1. ставить перед собой цель;
  2. принимать решение;
  3. намечать план действий;
  4. прилагать усилия к реализации плана;
  5. преодолевать трудности.

Вопрос: С какой интонацией Вы сейчас произнесете фразу «Скоро в школу»?

Задание: Выберите, пожалуйста, карандаш соответствующего цвета и раскрасьте у цветка лепесток под № 2.

На доске3. Интеллектуальная готовность

Для успешного обучения в школе важно развитие всех познавательных процессов у детей: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, воображения. Девиз этого направления – я стремлюсь узнать!!!

Вспомним коротышек из Цветочного города.

Знайка – любознательный, внимательный, старательный, серьезный, строгий Он много читает, любит учиться, наблюдать, изучать, исследовать…

И Незнайка – беззаботный, беспечный, забавный, хвастливый и находчивый … Всегда готов играть, гулять, отдыхать, но … только не учиться.

1. Кто из данных героев будет владеть необходимым запасом конкретных знаний и представлений об окружающей действительности? Почему?

2. У кого будет сформировано необходимое умение владеть планомерным и расчлененным восприятием, смысловым запоминанием?

3. Кто будет владеть обобщенными формами мышления и основными логическими операциями: анализом, синтезом, обобщением, исключением, сравнением, выделением существенных признаков и закономерностей?

Но следует уточнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка.

Значительно существеннее не сами знания, а осознанность знаний и умение ими пользоваться. Качество учебы во многом будет зависеть еще и от того, насколько сформированы универсальные учебные действия в дошкольном периоде.

1. Это умение принимать учебную задачу.

Вспомним, как Мальвина пыталась учить Буратино:

– У тебя два яблока в кармане…

– Врете. Ничего у меня нет в кармане.

– Предположим, что у тебя было два яблока в кармане. Некто взял одно яблоко. Сколько осталось?

– Два!

– Подумайте.

– Я не отдам некту яблоко, хоть дерись…

Вопрос: Принял Буратино учебную задачу?

2. Умение выделять общий способ действия (охватывать ситуацию целиком, ее смысловую составляющую).

Задание: По выражению 5+3 и сюжетной картинке составить задачу.

Родители: В стаканчике стояли 5 карандашей и еще 3 карандаша лежали перед стаканчиком. Сколько всего карандашей у Буратино?

3. Умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе (например, опора на алгоритм помогает выполнять звуко-слоговой анализ слова, составлять и решать задачи)

Задание: Разберем алгоритм составления и решения задачи по схеме: условие, вопрос, решение, ответ. …

4. Умение принимать и выполнять многоступенчатые инструкции.

Посмотрите на стаканчики с карандашами, найдите красный, синий и зеленый карандаши и положите их справа от листочка.

Задание: Выполнить данную инструкцию. Сколько ступеней вы насчитали?

5. Умение работать по образцу и давать отчет о проведенной работе.

Задание: Выложить цветок по образцу. Рассказать, как вы это сделали?

Вопрос: Как вы думаете, вашим детям было бы трудно или легко выполнить данные задания по интеллектуальному критерию?

Задание: С какой интонацией Вы произнесете фразу «Скоро в школу»? Выберите, пожалуйста, карандаш соответствующего цвета и раскрасьте лепесток под № 3.

На доске –4. Физическая готовность

Это фундамент готовности к школе. Сюда входят следующие показатели.

1. Физическое развитие ребенка.

Это выносливость, готовность организма к физическим нагрузкам.

Вспомним сказку «Гуси-лебеди». Девочка загулялась, заигралась и не уследила за братцем. На протяжении всей сказки она бегает: гуляет, играет, бежит за братцем, бежит вместе с братцем (на картинке – несет на себе). Прибежала домой, привела себя и брата в порядок… Это какой физической выносливостью надо обладать, чтобы все выдержать?!

В наши дни детям приходится подолгу находиться в школе: уроки, группа продленного дня, прогулки, секции, кружки, музыкальная школа и … долгая дорога домой с тяжелым ранцем.

И к данным испытаниям дети должны быть физически готовы.

2. Состояние здоровья ребенка.

Это наличие или отсутствие хронических заболеваний.

Часто болеющие дети во время занятий – истощаемы, утомляемы и не способны в полном объеме усвоить учебный материал, который дается на уроке.

3. Уровень созревания структур головного мозга.

Данный показатель влияет на способность детей:

— выдерживать интеллектуальные нагрузки,

— усваивать определенные знания и приобретать умения и навыки.

Именно от своевременного созревания структур головного мозга во многом зависит уровень успешности формирования таких навыков, как послоговое чтение, звуко-слоговой анализ слов, устный счет, усвоение состава числа, решение логических задач…

Данный показатель определяет готовность высшей нервной деятельности ребенка к обучению в школе без стресса.

Вопрос: Оцените физическую готовность ваших детей. С какой интонацией Вы произнесете фразу «Скоро в школу»?

Задание: Выберите, пожалуйста, карандаш соответствующего цвета и раскрасьте у цветка лепесток под № 4.

Итоговое родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Скоро в школу»

На доске –III. Основные выводы

Сегодня в сочинении-рассуждении мы с вами попытались раскрыть содержание каждого пункта плана. Посмотрите на лепесточки ваших цветов. Пришло время подвести итог.

Вопрос: С какой интонацией Вы сейчас произнесете фразу «Скоро в школу»? Задание: Выберите, пожалуйста, карандаш соответствующего цвета и раскрасьте у цветка лепесток под римской цифрой III.

Итоговое родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Скоро в школу»

Дети – это цветы жизни. Посмотрите на ваши цветы. Возможно, сегодня не все лепестки получились ярко-оранжевого и солнечного цвета. И если у Вас есть вопросы по поводу полученной информации и результатов, их можно задать в индивидуальной беседе. А наш урок подошел к концу.

Вопрос: С какой интонацией Вы бы сейчас произнесли фразу «Интересное собрание»?

Задание: Выберите, пожалуйста, карандаш соответствующего цвета и раскрасьте серединку цветка.

Итоговое родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Скоро в школу»

Скачать Итоговое родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Скоро в школу»

Автор: Шабалина Ирина Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 171 города Кирова
Месторасположение: г. Киров, Кировская область

Дата изменения: 17.08.2018
Дата публикации: 17.08.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *