Из опыта работы: «Коррекционно-развивающая работа по развитию логического мышления у дошкольников»

Автор: Петрова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель дошкольной образовательной группы
Место работы: МБОУ «Красногородская средняя общеобразовательная школа»
Месторасположение: п. Красногородск, Псковская область, Россия

Мышление — это единый, заведомо продуктивный процесс, который определяется как поиск и открытие чего-то нового. Мышление едино, но делится на виды в зависимости от того, чем оно оперирует: символами, образами или действиями. Одним из видов мышления является логическое мышление. При логическом мышлении происходит плавный логический переход от данного к новому, процесс мышления осознан, отделен от своего продукта, а способы действия выделены и превращены в операции, применимые ко многим подобным объектам. Объектами логического мышления выступают знаковые системы, также логическое мышление выполняет функцию трансляции уже полученных знаний.

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, постоянно отмечают их невысокую познавательную активность, иногда стереотипность мышления, недостаточную сформированность основных мыслительных операций, проявляющуюся в наибольшей степени на вербальном уровне. Очень часто эти дети затрудняются при выделении определенных частей многоэлементного комплекса, при необходимости их обобщения. В ходе анализа они опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей. Все это, естественно, сказывается на эффективности усвоения детьми учебного материала.

Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку дети этого возраста самостоятельно, без специального обучения, не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству — механическому повторению.

Для развития логической памяти мы предлагали воспитанникам выполнять различные упражнения. Например, с карточками лото играли в игру «Третий лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных двух.

На занятиях отгадывали различные загадки, затем раскрашивали отгадки. Придумывали недостающие части рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления, составление рассказов очень важно для развития речи, для обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Также, по аналогии предлагали детям подобрать недостающий предмет, выбрав его из рамки в нижней части страницы. Требовали от воспитанников самостоятельно объяснить свой выбор, например: «Кошка любит кушать рыбку, а собачка — грызть косточку. Остальные предметы не подходят, так как чупа-чупсы и лук животные не едят». Выполняя такие задания, дети не только развивают логическое мышление, но и учатся сравнивать и рассуждать.

Постепенно задания усложнялись, детям предлагалось выполнить несколько заданий, например: в первом задании нужно выбрать лишний предмет, во втором задании — из определенного набора предметов вычесть или прибавить другие предметы и нарисовать получившийся ответ, а в третьем задании необходимо установить закономерность и подобрать подходящую пару по аналогии.

Для того чтобы процесс усвоения материала протекал интересно и доступно, развивал мелкую моторику и координацию движений руки, воспитанники работали с наклейками.

Задание заключалось в следующем: нужно самостоятельно подобрать из вкладыша наклейки и прокомментировать выполнение каждого задания, что поможет развить связную речь и научит четко формулировать собственные мысли.

Выше были перечислены упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. Однако практика показывает, что при решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому в нашей работе можно использовать целый ряд развивающих заданий. Например, прохождение лабиринтов, рисование, работа с конструкторами, настольные игры (домино, лото, шашки), решение кроссвордов и головоломок. Данные задания всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.

Использованная литература

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 4-5 лет. Учимся логически мыслить. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

ISBN 5-353-00739-5

2. Земцова О.Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. — М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006.

Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»

Дата изменения: 21.09.2014
Дата публикации: 21.09.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *