Автор: Данилова Алена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №23
Месторасположение: г. Ярославль, Россия
Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста». Специфика этой группы определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими новых социальных ролей. Демографические аспекты благополучия семьи описывают идеальную семью, как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. Поэтому, говоря о молодых семьях, мы, как правило, подразумеваем наличие малолетних детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья.
Одна из особенностей членов молодой семьи — специфический возрастной период, этим обуславливается ряд проблем, с которыми сталкиваются молодые родители. Неспособность молодых супругов справиться с этими проблемами может привести к возникновению кризисной ситуации и, как следствие, распаду семьи. Именно поэтому в современной науке особенную остроту приобретает проблема укрепления молодой семьи, оказание социальной помощи членам молодой семьи, особенно в период воспитания ребенка.
Многие проблемы молодых семей с детьми могут быть разрешены, если будет разработана социально-педагогическая программа поддержки молодой семьи в период воспитания ребенка, направленная на повышение уровня знаний у родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка и навыков организации полезного семейного досуга, которая будет реализовываться специалистами дошкольных образовательных учреждений. Особенностью данной программы является укрепление семейных связей через вовлечение каждого члена семьи в деятельность, направленную на развитие ребенка. Адресатами программы станут молодые семьи, в которых есть хотя бы 1 ребенок, находящийся на дневном пребывании в ясельной группе. Для родителей время, затраченное на мероприятия программы, компенсируется приобретением особых знаний и умений, способных разрешить некоторые проблемы.
Система программных мероприятий должна предполагать проведение Конкурса, целями и задачами которого являются: привлечение внимания к духовно-нравственным ценностям семьи, поддержка воспитательной значимости семьи в жизни ребёнка; поддержка, укрепление и развитие традиций семейного творчества, усиление его воспитательного значения; выявление и поддержка талантливых семей; формирование общественного мнения, направленного на укрепление социальной значимости семьи как основного института общества; развитие индивидуальных творческих способностей и популяризация детского творчества; распространение новых форм организации семейного досуга. На завершающем этапе этого мероприятия предусматривается анкетирование участников, по результатам которого выявляется активность молодых семей, а также необходимости разработки и реализации новых мероприятий программы. Ожидаемый результат данного мероприятия предполагает выявление активных молодых семей, вовлечение других семей в последующие занятия.
Программа предусматривает проведение занятий, призванных развить навыки воспитания у родителей. Мы предлагаем следующие темы занятий: «Основные психологические особенности младшего дошкольного возраста», «Доверие между родителями и ребенком». Конечной целью занятий является овладение родителями основными знаниями об особенностях воспитания и развития детей с учетом их психологических особенностей.
Проведение групповых занятий для детей и родителей включают ознакомление родителей с играми на развитие моторики рук, внимания, памяти и мышления у детей, а также практическое применение полученных знаний.
Разработка буклета, где представлена информация о семейных клубах, детских центрах и прочих местах проведения семейного досуга, расположенных на территории г. Ярославля. Целью этой части программы является информированность родителей о возможных способах организации семейного досуга на территории г. Ярославля.
Ожидаемый результат проводимых мероприятий предполагает повышение уровня знаний у родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, оказание помощи молодым супругам в организации полезного семейного досуга, содействие формированию системы семейного воспитания.
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 05.09.2014
Дата публикации: 05.09.2014