Комплексное занятие по теме «Математические приключения» (старшая логопедическая группа)

Автор: Остроухова Людмила Андреевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 11 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово, Россия

Программное содержание.

  1. Продолжить работу по овладению детьми действиями построения моделей типа логического древа, используемых для сравнения чисел с заданным числом.
  2. Закрепить освоение детьми действия моделирования и счета для установления количественного отношения, с помощью чисел и знаков.
  3. Закрепить порядковый счет в пределах 10.
  4. Упражнять детей в составлении целого из частей, решении задач, придумывания небылиц.

Материалы.

Демонстрационный: печь, 6 больших и 7 маленьких пирожков, корзинка, 2 подноса, яблоня, ель, речка, избушка, развилка со значком.

Раздаточный: карточки с двумя полосками, по 10 больших и 10 маленьких овалов, по 1 яблоку с числом, по 1 детали с числом.

Ход занятия

Перед занятием

Игра «Мы делили апельсин»

(В конце игры слышится плач.)

Воспитатель. Тише, слышите, кто-то плачет (входит девочка). Ты кто? Почему плачешь?

Машенька. Я Машенька. Ушли наши родители на работу, наказывали мне братца беречь. Посадила я его на травке под окошком, сама побежала на улицу с подругами поиграть. Вернулась домой, глядь, а братца нет. Выбежала я в чистое поле и увидела вдалеке гусей-лебедей. Тут я догадалась, что они унесли моего братца. Про гусей-лебедей давно шла дурная слава, что они маленьких детей уносили. Бросилась я догонять их. Бежала, бежала и вас повстречала.

Воспитатель. Дети, хотите помочь Машеньке? Машенька, не бойся, мы с тобой пойдем, поможем найти братца. Показывай дорогу (идут до печки).

Машенька. Печка, печка, скажи куда гуси-лебеди полетели?

Печка. Выполни мою просьбу, тогда скажу.

Испекла я пироги большие и маленькие для своих друзей. Да не знаю, сколько каких пирожков. Достаньте их из печи, сосчитайте и скажите каких больше.

Воспитатель. Машенька, ты доставай по одному маленькие пирожки, а дети будут про себя считать. (Машенька достает маленькие пирожки, кладет на поднос).

Воспитатель. Дети, положите на верхнюю полоску столько маленьких овалов, сколько маленьких пирожков. А теперь, Машенька, доставай большие пирожки, а вы считайте. (Машенька достает большие пирожки и кладет их на второй поднос).

Воспитатель. Сосчитали? На нижнюю полоску положите столько больших овалов, сколько больших пирожков. Выложили? А теперь выберите и покажите мне карточку с числом, которое соответствует количеству маленьких пирожков. (Индивидуальная работа: почему, Даша, ты взяла число 6? А ты, Дима, число 7? и. т. д.) (Если несколько детей ошибутся, предложить одному из них еще раз пересчитать на подносе пирожки). Так кто правильно выбрал число? (Те, кто показал число 7).

Воспитатель. Положите карточки с число 7 на стол и выберите карточку с числом, которое соответствует количеству больших пирожков. ( Та же индивидуальная работа, как и с числом 7). Положите карточку на стол. Посмотрите на карточки с числами и скажите, каких пирожков больше: больших или маленьких? Покажите с помощью знака, что число 7 больше числа 6.

Воспитатель. Печка, дети могут тебе помочь. Саша, скажи, сколько каких пирожков и каких больше?

Печка. Спасибо вам, что помогли узнать, сколько каких пирожков. Встаньте лицом ко мне и поверните направо и идите по дорожке. В конце дорожки поверните налево и дойдите до дерева.

Воспитатель. Дошли до дерева. Какое это дерево?

Низко ветки опустила

И о чем-то загрустила

А о чем грустит

Никому не говорит.

Машенька. Яблоня, яблоня, скажи куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня. Тяжело мне стоять,

Надо яблоки сорвать.

Вы по яблоку сорвите

И к развилке все идите.

Волшебные яблоки помогут вам найти дорогу.

Воспитатель. Дети, срывайте по яблоку и идите за Машенькой к развилке. Дошли мы до развилки. Можно идти прямо или повернуть налево. По какой же дороге нам идти? Как вы думаете? (Надо повернуть налево, прямо идти нельзя, потому что стоит знак, запрещающий движение по этой дороге). Но и налево движение ограничено. Посмотрите на знак и скажите, кто может продолжить движение по этой дороге. (Те, у кого числа > 5). А где же у нас числа? (На волшебных яблоках).

Воспитатель. На моем яблоке число 10. Число 10 больше числа 5, мне можно идти. Теперь вы посмотрите на свои яблоки и узнайте, можно ли вам идти (дети по одному говорят по образцу воспитателя).

Воспитатель. Вот и пригодились нам волшебные яблоки. Сложите их ко мне в корзинку, и пойдем дальше. Снова преграда. Как вы думаете ,что это? (речка).

Машенька. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка. Весной вода поднялась, разрушила мостик, разбросала детали по берегу. Детали соберите и по мостику пройдите к дому Бабы-Яги. Там гуси-лебеди живут.

Воспитатель. Дети возьмите каждый по детали и рассмотрите ее. Что вы видите на ней? (Написано число, и с одного края цветная полоса: на одних деталях синяя, на других красная). Что же, означают цветные полосы? (это перила у мостика, чтобы было безопасно по нему переходить). А числа для чего написаны на деталях? (Для того, чтобы по порядку положить детали). Встаньте по порядку, кто за кем пойдет восстанавливать мост. Покажите числа на ваших деталях. Молодцы правильно встали. А теперь восстанавливаем мост. Готово, Машенька веди детей к дому Бабы-Яги. (Раздается шуршание).

Машенька. Ой, боюсь! В домике кто-то есть.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, кто может шептать в доме Бабы-Яги? (Мыши). Раз в доме мыши шепчут, Баба-Яга дома или ее нет? Скажите, о чем могут шептать мыши? (дети по ролям читают четверостишие).

Дети. Мышонку шепчет мышь

Ты все шуршишь, шуршишь.

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише.

Воспитатель. Поставим корзину с яблоками около домика, угостим мышат. Заберем братца и быстрей пойдем домой, а то Баба-Яга вернется (доходят до речки).

Машенька. Ой, гуси-лебеди летят! Речка, речка спрячь нас от гусей-лебедей.

Речка. Я спрячу вас, если вы скажите пословицы, в которых есть числа.

(Дети произносят пословицы и приседают).

Воспитатель. Гуси-лебеди пролетели, не увидели нас, идем дальше.

Машенька. Ой, гуси-лебеди возвращаются! Яблонька, яблонька, спрячь нас от гусей-лебедей.

Яблонька. Решите мою задачу, тогда спрячу.

Еж спросил ежа соседа:

« Ты откуда, непоседа?»

— Запасаюсь я к зиме,

— Видишь яблоки на мне?

— Собираю их в лесу,

— 6 отнес, одно несу.

— Призадумался сосед,

— Это много или нет?

— Сколько яблок заготовил ёж?

Воспитатель. Кто сосчитал, сколько яблок заготовил еж? (ответы детей). Расскажите, как вы сосчитали? Яблонька, дети сосчитали, еж заготовил 7 яблок.

Яблонька. Прячьтесь под моими ветвями.

Воспитатель. Улетели гуси-лебеди, идем дальше. (Идут до печки)

Машенька. Ой, гуси-лебеди снова возвращаются! Печка, печка спрячь нас от гусей-лебедей.

Печка. Развеселите вы меня печку печальную, тогда спрячу.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, мы сможем развеселить печку? Давайте придумаем небылицы. Говорите слова, которые отвечают на вопрос:

Сколько? А я буду записывать. Теперь слова, которые отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое? Затем слова на вопросы: Кто? Что? Затем слова на вопросы: Что делает?

Воспитатель. Печка, слушай небылицы, придуманные детьми (читаю, печка смеется).

Печка. Ну и развеселили вы меня. Так и быть спрячу.

Воспитатель. Беда миновала, гуси-лебеди не увидели нас и улетели домой, к Бабе-Яге. Выходите. Вот и пришли мы назад в группу. Молодцы дети, все задания правильно выполнили. Почему мы смогли справиться со всеми заданиями и найти братца? (потому что выполняли все вместе, помогали друг другу). Какую песню вы знаете о дружбе? Хотите спеть? (поют).

Воспитатель. Вот и помогли мы Машеньке. Ей с братцем пора возвращаться домой. До свидания! Приходите к нам в гости с братцем.

Автор: Остроухова Людмила Андреевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 11 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово, Россия

Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 26.02.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *