Номинация: комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Автор: Суранова Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Конкурсная работа
Тема: «Развиваемся играя»
В 5-7 лет у ребенка дошкольного возраста происходит развитие логического мышления. Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Формированию у ребенка математических способностей благоприятствует использование разнообразных дидактических игр, ведь игра — основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Интересно поданное задание — игра. Все способности ребенка 5-7 лет, в том числе математические, совершенствуются в ходе игровой деятельности.
Использование интерактивных дидактических игр является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, способствует развития наблюдательности, умения рассуждать, делать выводы и создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет реализовать принцип обучения в деятельности.
Представленные интерактивные дидактические игры являются авторскими.
Для создания игр используется интерактивной доска с программой «AktivInspire».
Интерактивные дидактические игры состоят из игровых заданий, направленных на развитие у дошкольников математических способностей, таких как:
— умение выделять главное, обобщать, обосновывать, рассуждать, делать выводы;
— математическая память;
— умение представлять предмет в пространстве;
— представление о форме, количестве;
— умение к оперированию знаковой и числовой символикой.
Интерактивные дидактические игры могут быть использованы, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления. Игры могут использоваться в непрерывной образовательной деятельности, для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-7 лет, а также для проведения индивидуальной диагностики развития математических способностей ребенка.
Интерактивные дидактические игры включают как простые задания, так и более сложные. Привлекательный дизайн, включающий цветные иллюстрации, анимацию, различные звуки помогают создавать игровую атмосферу и вовлекать детей в игровую деятельность, способствующую развитию математических способностей.
В интерактивных дидактических играх имеются похвальные мотивационные элементы: поощрение, благодарность от персонажа за выполненное задание, звуковой сигнал, которые способствуют поддержанию интереса ребенка на протяжении игры.
Интерактивные дидактические игры:
1. «Бусы для Мальвины»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, умение видеть и составлять ряд закономерно чередующихся фигур; развивать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать логическое мышление, память, воображение, зрительное внимание.
Игра создана при помощи инструментов «Фигура», «Заливка», вставки мультимедиа, а также дополнительного инструмента программы «Телеграфная лента», в котором указывается текст телеграммы, цвет, размещение на экране.
Ход игры:
Педагогом может быть предложена игровая ситуация: «Ребята, у Мальвины случилась неприятность — рассыпались ее любимые бусы, давайте поможем Мальвине».
На экране образец цепочки из бусин (геометрических фигур) и рассыпавшимися бусинами (геометрическими фигурами) внизу экрана (Рис.1).
Рисунок 1.
Дети рассматривают и называют, из каких геометрических фигур состоят разорвавшиеся бусы, находят закономерность их расположения и по образцу продолжают ряд в определенной последовательности (Рис.2).
Рисунок 2.
В конце выполнения задания Мальвина присылает телеграмму. Её содержание: «Спасибо, ребята!!! Мне очень понравились бусы!!!». Текст телеграммы появляется справа-налево на середину экрана. Если дети умеют читать, они сами зачитывают ее, если нет — с помощью педагога.
2. «Магазин»
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур; развивать умение соотносить предмет с похожей геометрической фигурой (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); развивать зрительное восприятие, мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать логическое мышление.
Игра создана с помощью инструмента «Контейнер», который позволяет распознавать объекты при их перемещении (задается функция перемещения фигур при каких-либо условиях). Также использованы инструменты «Фигура» и «Заливка»; вставка звука, который издается при условии правильного перемещения предмета.
Ход игры:
Перед ребенком на экране в нижней части хаотично расположены предметы, а в верхнему ряду — геометрические фигуры (Рис.3).
Рисунок 3.
Педагог вводит в игровую ситуацию: «В магазин привезли новый товар, который не разложен по коробкам». Предлагает детям этот товар разложить по коробкам по определенному свойству (форме предметов).
Дети рассматривают предметы, делают вывод о том, что нужно разложить предметы по форме, соотносят их с похожей геометрической фигурой — коробкой и «раскладывают» — перетаскивают с помощью стилуса (пальца) (Рис.3).
Если ребенок правильно направляет предмет, он остается в коробке — «контейнере», если нет – предмет отскакивает на прежнее место. При правильном перемещении предмета издается звук. В итоге, все предметы распределяются по группам (Рис.4).
Ребенку можно предложить различные варианты выполнения задания:
— найти 2 предмета, похожих на квадрат;
— найти все предметы, похожие на треугольник;
— посчитать предметы в каждой коробке или другие задания.
Рисунок 4.
3. «Художники»
Цель: Закреплять представление о действии сложение в пределах 10, его записи с помощью знака «+», совершенствовать умение выполнять действие сложения, развивать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику рук, навыки самоконтроля.
Игра создана с помощью функции «Раскраска», использования инструментов «Фигура», «Текст», «Заливка», вставки мультимедиа, инструмента «Камера», который позволяет сфотографировать картинку с каждой раскрашенной частью раскраски.
Ход игры:
Педагог вводит в игровую ситуацию: «Котик загрустил, так как не может решить примеры». Предлагает помочь котику. Дети решают примеры в уме, могут при помощи счетных палочек. При правильном решении примера будет раскрашиваться часть раскраски на экране, которая изначально белая (Рис. 5).
Рисунок 5.
Решив пример, дети выбирают ответ, при нажатии на ромбик с правильным ответом, раскрашивается часть раскраски, в цвет ромбика с правильным ответом (Рис.6).
Рисунок 6.
Если ребенок нажимает на ромбик с неправильным ответом, ромбик окрашивается в серый цвет, а раскраска остается белой (Рис.7).
Рисунок 7.
В конце выполненного задания котик поет свою песенку — поощрение детей.
Скачать — Конкурсная работа по ФЭМП в старшей группе «Развиваемся играя»
Номинация: Конспект занятия по математике в старшей группе.
Автор: Суранова Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Детский сад №236»
Месторасположение: г. Ярославль
Дата изменения: 29.10.2017
Дата публикации: 29.10.2017