Конспект НОД по художественной литературе «В гостях у сказочницы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

образовательной области «Коммуникация»

на тему «В гостях у сказочницы»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Развивать умение отгадывать загадки о героях русских народных сказок.
  2. Продолжать учить придумывать загадки – описания.
  3. Пополнить литературный багаж детей скороговорками, загадками, пословицами.
  4. Продолжать формировать у детей эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию фразы.
  5. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  6. Закрепить умение регулировать темп речи и силу голоса.
  7. Продолжать развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми.

Развивающие задачи: Развивать звуковую культуру речи, память, внимание, творческое воображение, самостоятельность.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и положительное отношение к русской культуре и фольклорным произведениям.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Предварительная работа:

1. Чтение и просмотр русских народных сказок.

2. Заучивание потешек, пословиц, загадок, скороговорок.

3. Составление детьми описательных загадок на разную тематику.

4. Драматизации сказок.

5. Заучивание народных игр.

Оборудование:

  1. Мультимедиа проигрыватель, экран, презентация с изображениями героев русских сказок.
  2. Кот Васька (игрушка).
  3. Печка, лавки.

Методы и приёмы:

Игровая мотивация – приглашение хозяйки в горницу.

  1. Загадки о героях русских сказок.
  2. Самостоятельное придумывание загадок.
  3. Игровое упражнение «Вспомни слова героя сказки».
  4. Игровое упражнение «Продолжи пословицу».
  5. Хороводная игра «Как у бабушки Маланьи».
  6. Рассказывание потешек – диалогов.
  7. Чтение скороговорки.

     

Анализ мероприятия.

Ход мероприятия:

Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие, проходите поближе. Очень я рада вас вновь видеть в моей горнице. Ну что же, сядем рядком, да поговорим ладком! А горница моя не простая она сказочная. И хозяюшка я не простая, знатная сказочница- потешница. Мы с моим котом очень весело живём, любим сказки сказывать, играть в разные игры, слушать потешки-прибаутки, пословицы и загадки. Ребята, вы умеете отгадывать загадки.

Дети: Да!

Хозяюшка: А вот мы сейчас это и проверим. Слушайте внимательно, эти загадки о героях русских сказок.

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей. (Соловей разбойник; Илья Муромец и Соловей-разбойник)

Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, И умнее всех, нет слов, -Много у меня голов. (Змей Горыныч; Добрыня и змей)

Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка; сказка Снегурочка)

И гусляр, и певец. Кто же этот молодец? (Садко; Садко)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.(Гуси-лебеди.)

Хитро он поймал Жар-птицу
И похитил Царь-девицу.

Он же ездил за кольцом,

Был он на небе послом

И к числу других затей

Спас он тридцать кораблей.

И в котлах он не сварился,

А красавцем учинился,

Да при том еще потом

Он же сделался царём. (Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок.)

Хозяюшка: Молодцы, ребятки, дружите вы со сказками. А теперь сами попробуйте придумать загадки, да загадать своим друзьям. Для этого разделимся на две группы: сначала первая группа придумает и загадает загадку о лесных животных, вторая – отгадывает, затем – наоборот. (Дети придумывают загадки, загадывают товарищам)

Хозяюшка: Ох, и порадовали вы нас с Васькой. Вижу умеете вы не только отгадывать, но и загадывать загадки.

Ребята, у меня есть волшебное зеркало. В зеркале вы увидите героев сказок. Представьте себя героями этих сказок, и произнесите те слова, которые они говорят, очень выразительно:

— Братец Иванушка сестрице Алёнушке грустно

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

— Слова Иванушки, когда зовёт Сивку-Бурку (повелительно)

— Лиса (хитро, насмешливо)

Битый небитого везёт, битый небитого везёт!

— Кот петух и лиса. Петух. (испуганно)

— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. (На экране появляются персонажи из сказок, дети выполняют задание)

Хозяюшка: Умницы! Вот как вы любите сказки.

Хозяюшка: Много сложено в народе пословиц о сказках, а вы их помните? Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Продолжи пословицу». Я пословицу начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте! (на экране появляются пословицы с иллюстрациями)

— Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

— Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

— Всякой сказке бывает конец

— Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

— Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.

— Красна сказка складом, а песня — ладом.

— Либо дело делать, либо сказки сказывать.

Хозяюшка: Замечательно, вы и пословицы знаете хорошо. Ох и засиделись мы с вами. Пора и поиграть. Ну что поиграем?

Дети: Поиграем!

(Хороводная игра «Как у бабушки Меланьи»)

Хозяюшка: Ребята , в старину потешки рассказывали, чтобы потешить детей. Мой кот Вася тоже очень любит слушать потешки. Давайте мы его позабавим, расскажем чётко, с интонацией.

(Дети рассказывают потешки)

-Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Починить можно.

— Да иголки нет.

— А велика ли дыра?

— Один ворот остался.

-Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

— Да помогаю Петру.

— А Пётр что делает?

— Да на печи лежит.

— Кисонька-мурысонька, где была?

-Коней поила.

-Где кони?

— За ворота ушли.

— Где ворота?

-Огонь сжёг.

-Где огонь?

— Вода залила.

-Где вода?

-Быки выпили.

-Где быки?

-За гору ушли.

-Где гора?

-Черви источили.

— Братцы, братцы! Я медведя поймал!

— Так веди его сюда.

— Да он не идет!

— Ну! Так сам иди.

— Да он меня не пускает! Ай!

-Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А ещё хочешь?

— Хочу!

(После каждой потешки дети аплодируют)

Хозяюшка: Порадовали вы Ваську, очень хорошо рассказываете потешки. Молодцы!

А я хочу предложить вам повторить скороговорку про нашего кота Ваську. Сначала тихо, потом громко, медленно и быстро.

Хозяюшка: А мы с вами присядем, да попробуем повторить за мной скороговорки. Сначала тихо, потом громче, медленно, быстро.

— Котик ниток клубок укатил в уголок

— Молодцы! И скороговорки вы рассказываете замечательно.

Хозяюшка:

— Ребята вам понравилось у меня в гостях?

— А что тебе понравилось Соня, Алика, Илья?

— Что вы расскажете дома?

— Какая загадка была самая трудная?

— Надеюсь, что и в школе вы будете любить сказки, загадки, пословицы.

А теперь нам пора прощаться. Спасибо, что вы навестили нас с Васькой. Приходите ещё. До свидания!

Список использованной литературы:

1. Программа дошкольного образования «От рождения для школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие- 2 –е издание СПб: Детство – Пресс, 2010

3. истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И.Г. Гаврилова – СПб, 2010

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор – М: Просвещение, 1987

5. Затрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //Ж. «Дошкольное воспитание» — 1991г №9

6. Криницина Н. Дети любят потешки //ж. «Дошкольное воспитание» 1991г. №11

Автор: Николаева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №159»
Месторасположение: г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия

Дата изменения: 22.08.2014
Дата публикации: 20.05.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *