Конспект непосредственно образовательной деятельности
образовательной области «Коммуникация»
на тему «В гостях у сказочницы»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Развивать умение отгадывать загадки о героях русских народных сказок.
- Продолжать учить придумывать загадки – описания.
- Пополнить литературный багаж детей скороговорками, загадками, пословицами.
- Продолжать формировать у детей эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию фразы.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Закрепить умение регулировать темп речи и силу голоса.
- Продолжать развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми.
Развивающие задачи: Развивать звуковую культуру речи, память, внимание, творческое воображение, самостоятельность.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и положительное отношение к русской культуре и фольклорным произведениям.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Предварительная работа:
1. Чтение и просмотр русских народных сказок.
2. Заучивание потешек, пословиц, загадок, скороговорок.
3. Составление детьми описательных загадок на разную тематику.
4. Драматизации сказок.
5. Заучивание народных игр.
Оборудование:
- Мультимедиа проигрыватель, экран, презентация с изображениями героев русских сказок.
- Кот Васька (игрушка).
- Печка, лавки.
Методы и приёмы:
Игровая мотивация – приглашение хозяйки в горницу.
- Загадки о героях русских сказок.
- Самостоятельное придумывание загадок.
- Игровое упражнение «Вспомни слова героя сказки».
- Игровое упражнение «Продолжи пословицу».
- Хороводная игра «Как у бабушки Маланьи».
- Рассказывание потешек – диалогов.
- Чтение скороговорки.
Анализ мероприятия.
Ход мероприятия:
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие, проходите поближе. Очень я рада вас вновь видеть в моей горнице. Ну что же, сядем рядком, да поговорим ладком! А горница моя не простая она сказочная. И хозяюшка я не простая, знатная сказочница- потешница. Мы с моим котом очень весело живём, любим сказки сказывать, играть в разные игры, слушать потешки-прибаутки, пословицы и загадки. Ребята, вы умеете отгадывать загадки.
Дети: Да!
Хозяюшка: А вот мы сейчас это и проверим. Слушайте внимательно, эти загадки о героях русских сказок.
Свистом он пугал людей. (Соловей разбойник; Илья Муромец и Соловей-разбойник)
Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, И умнее всех, нет слов, -Много у меня голов. (Змей Горыныч; Добрыня и змей)
Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка; сказка Снегурочка)
И гусляр, и певец. Кто же этот молодец? (Садко; Садко)
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.(Гуси-лебеди.)
Хитро он поймал Жар-птицу
И похитил Царь-девицу.
Он же ездил за кольцом,
Был он на небе послом
И к числу других затей
Спас он тридцать кораблей.
И в котлах он не сварился,
А красавцем учинился,
Да при том еще потом
Он же сделался царём. (Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок.)
Хозяюшка: Молодцы, ребятки, дружите вы со сказками. А теперь сами попробуйте придумать загадки, да загадать своим друзьям. Для этого разделимся на две группы: сначала первая группа придумает и загадает загадку о лесных животных, вторая – отгадывает, затем – наоборот. (Дети придумывают загадки, загадывают товарищам)
Хозяюшка: Ох, и порадовали вы нас с Васькой. Вижу умеете вы не только отгадывать, но и загадывать загадки.
Ребята, у меня есть волшебное зеркало. В зеркале вы увидите героев сказок. Представьте себя героями этих сказок, и произнесите те слова, которые они говорят, очень выразительно:
— Братец Иванушка сестрице Алёнушке грустно
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
— Слова Иванушки, когда зовёт Сивку-Бурку (повелительно)
— Лиса (хитро, насмешливо)
Битый небитого везёт, битый небитого везёт!
— Кот петух и лиса. Петух. (испуганно)
— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. (На экране появляются персонажи из сказок, дети выполняют задание)
Хозяюшка: Умницы! Вот как вы любите сказки.
Хозяюшка: Много сложено в народе пословиц о сказках, а вы их помните? Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Продолжи пословицу». Я пословицу начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте! (на экране появляются пословицы с иллюстрациями)
— Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
— Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
— Всякой сказке бывает конец
— Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
— Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.
— Красна сказка складом, а песня — ладом.
— Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Хозяюшка: Замечательно, вы и пословицы знаете хорошо. Ох и засиделись мы с вами. Пора и поиграть. Ну что поиграем?
Дети: Поиграем!
(Хороводная игра «Как у бабушки Меланьи»)
Хозяюшка: Ребята , в старину потешки рассказывали, чтобы потешить детей. Мой кот Вася тоже очень любит слушать потешки. Давайте мы его позабавим, расскажем чётко, с интонацией.
(Дети рассказывают потешки)
-Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Починить можно.
— Да иголки нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
-Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
— Да помогаю Петру.
— А Пётр что делает?
— Да на печи лежит.
— Кисонька-мурысонька, где была?
-Коней поила.
-Где кони?
— За ворота ушли.
— Где ворота?
-Огонь сжёг.
-Где огонь?
— Вода залила.
-Где вода?
-Быки выпили.
-Где быки?
-За гору ушли.
-Где гора?
-Черви источили.
— Братцы, братцы! Я медведя поймал!
— Так веди его сюда.
— Да он не идет!
— Ну! Так сам иди.
— Да он меня не пускает! Ай!
-Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А ещё хочешь?
— Хочу!
(После каждой потешки дети аплодируют)
Хозяюшка: Порадовали вы Ваську, очень хорошо рассказываете потешки. Молодцы!
А я хочу предложить вам повторить скороговорку про нашего кота Ваську. Сначала тихо, потом громко, медленно и быстро.
Хозяюшка: А мы с вами присядем, да попробуем повторить за мной скороговорки. Сначала тихо, потом громче, медленно, быстро.
— Котик ниток клубок укатил в уголок
— Молодцы! И скороговорки вы рассказываете замечательно.
Хозяюшка:
— Ребята вам понравилось у меня в гостях?
— А что тебе понравилось Соня, Алика, Илья?
— Что вы расскажете дома?
— Какая загадка была самая трудная?
— Надеюсь, что и в школе вы будете любить сказки, загадки, пословицы.
А теперь нам пора прощаться. Спасибо, что вы навестили нас с Васькой. Приходите ещё. До свидания!
Список использованной литературы:
1. Программа дошкольного образования «От рождения для школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие- 2 –е издание СПб: Детство – Пресс, 2010
3. истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И.Г. Гаврилова – СПб, 2010
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор – М: Просвещение, 1987
5. Затрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //Ж. «Дошкольное воспитание» — 1991г №9
6. Криницина Н. Дети любят потешки //ж. «Дошкольное воспитание» 1991г. №11
Автор: Николаева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №159»
Месторасположение: г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия
Дата изменения: 22.08.2014
Дата публикации: 20.05.2014