Автор: Хоменко Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66»
Месторасположение: г.Магадан, Россия
Цели:
— Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе.
— Сравнивать характеристики этих звуков.
— Развивать фонематический слух.
— Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах.
— Упражнять в подборе родственных слов.
— Закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под).
— Совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа.
— Развивать внимание и логическое мышление.
Оборудование: п/к с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь, суслик); игрушки: собака и заяц; «поезд» с вагонами (для определения слогов в слове); схема-письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа; символы предлогов; картинка-барсук несет письмо.
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент.
— Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадки).
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
* * *
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок —
Взрослая … (собака).
(Выставляю перед детьми игрушечных зайца и собаку и сообщаю тему занятия.)
II Работа по теме.
Л:- Какой первый звук вы услышали в слове (ЗАЙКА?.. .СОБАКА?…..)
Л:- Дадим характеристику этим звукам. (Звук [с] — согласный, твердый, глухой. Звук [з] — согласный, твердый, звонкий.)
Л:- Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, твердые.)
Л:- Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Звук [с] — глухой, звук [з] — звонкий.)
Л:- Сегодня будем учиться различать эти звуки.
III. Различение на слух: на звук [С] — топни, на звук [з] — хлопни:
— в слогах: са, зы, су, зо, сы, зэ
— в словах: сам, зал, миска, зубы, зонт, сук, коза, сумка.
IV. Игра «Наоборот» (с мячом)
— Поиграем в игру «Наоборот» (мяч катаем).
зайка — сайка козы — косы зуб — суп Лиза — лиса Зоя — соя Захар — сахар роза — роса злой — слой зыбь — сыпь
ваза — Васса зубы — супы Зойка — сойка
V. Работа с картинками
(выставляю картинки на наборном полотне (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь).
— Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке? (Животные.)
— Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные, и все они дружат.
— Какие животные? .(Дикие и домашние)
Л: -Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают — как? куда?
Помогите, детвора!
Игра «Посели животных в дом» («звоночек», «глухой человечек»)
(На магнитной доске находятся картинки с изображением: «глухого человека» и «звоночка»)
(Дети берут картинки с изображением животных и распределяют их по домикам объясняя свой выбор — звонкий (З) — в домик со звоночком, глухой © звук — в домик «глухого человечка».)
VI. Деление слов на слоги («Поезд»)
— Наши животные любят путешествовать. И отправятся они в путешествие на поезде.
— Кого в какой вагон посадим? (по названиям животных определить кол-во слогов, что и будет означать номер вагона:
(н-р: ЛИ-СА —во втором вагоне, потому что в этом слове два слога и т.п.)
VII. Д/и «Родственная поляна»
— Наши животные приехали на «родственную поляну»
Л:-Зайка прыгал и скакал,
Зоопарк нам показал.
Всю семью свою позвал,
Никого не потерял.
(д. подбирают родственные слова к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи).
VIII. Ф/м «Веселые зайчата»
Ну-ка, дружно все присели,
Друг на друга поглядели
И похлопали в ладошки:
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
— Что у зайцев на макушке? (Ставят руки на голову, словно ушки.)
— Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок — (Прыгают на месте.)
Поскакали все в лесок.
IX. Работа над звуковым анализом.
— Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданием. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не понимают. Давайте поможем им!
(Звуковой анализ: УСЫ)
X. Д/и «Кому барсук написал письмо?»
(по п/к животных, которые были в зоопарке)
XI. Итог занятия.
— Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!
(Раздает детям конфеты.)…
Автор: Хоменко Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66»
Месторасположение: г.Магадан, Россия
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 31.03.2014
Дата публикации: 31.03.2014