Автор: Козачук Ольга Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №73
Месторасположение: г. Тюмень, Россия
Программное содержание:
-Обобщать, систематизировать и расширять знания о своём городе;
-Познакомить детей с картой города Тюмени;
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
-Формировать эмоционально-положительное отношение к родному городу;
-Продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения.
Материал:
Карта Российской Федерации, карта города Тюмени, знаки условного обозначения на карте.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о родине, о городе; чтение познавательной литературы по данной теме, экскурсия по городу, изготовление альбомов о родном крае; подбор пословиц и поговорок о городе, о родине.
Ход занятия:
Ребята, сегодня, у нас необычное занятие, посмотрите, сколько к нам пришло много гостей. Прежде, чем начать занятие, давайте поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, и
Здравствуйте гости дорогие.
Молодцы, мы с вами со всеми поздоровались, а чтобы на протяжение всего занятия, нам было тепло и уютно, я предлагаю, вам встать в круг и показать свои ладошки. А теперь потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Правильно, это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло, своим друзьям и нашим замечательным гостям и говорим все вместе:
Утро настаёт,
Солнышко встаёт.
Мы собираемся
В добрый путь отправляемся
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(Дети поочерёдно называют друг друга ласковыми словами)
Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, дружные ребята.
Ребята, вчера на прогулке мы с вами нашли сундучок (присаживайтесь, а я его принесу) но не смогли его открыть. Сегодня утром мы попробовали открыть ключами, которые вы принесли из дома, но не один ключ не подошёл к этому замку. Что мы ещё можем сделать, чтобы открыть этот замок (выслушиваю варианты детей). Так ребятишки, я тоже дома искала ключи и совсем забыла про них, а они ведь у меня в кармане лежат, давайте попробуем открыть этими ключами. Последняя наша попытка (здесь нужна мужская помощь, спасибо, присаживайся) (И что же там интересно лежит, наверно там сокровища лежат. Да нет там ни каких сокровищ, а одни бумаги, достаём и разворачиваем) Ребята, что это такое?
Дети: это карта.
А как вы думаете эта карта, какой страны? Как вы догадались? (Это карта нашей страны Россия). А докажите, что эта карта нашей страны. (Дети сравнивают малую карту с большой). Верно ребята это карта. Карта нашей страны Россия. Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине о России, стране в которой мы с вами живём.
Напомните мне, что вы знаете о России
Дети: Наша Родина Россия. Россия большая страна. В нашей стране много городов, рек, лесов, гор. Мы гордимся нашей великой Родиной.
Дети, мы с вами сегодня поговорили о Родине, о России о стране в которой мы живём, а есть такое понятие как «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»? Почему так говорят?
(Ответы детей: Это часть большой Родины; Это место где ты родился, это место где мы живём, )
А я некоторых ребят попросила выучить пословицы и поговорки посвящённые малой родине, давайте мы их попросим нам рассказать: «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома — лучше», «Каждый кулик свое болото хвалит», «Своя земля и в горсти мила»
Таким образом мы можем сказать, что «Малая Родина» — это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.
-В нашей стране ребята, много разных областей, (посмотрите на карту России, каждая область отмечена разным цветом, и у каждой области есть своё название, кто мне подскажет название нашей области (Дети— Наша область называется Тюменская). (Показ ребёнка)
«Что за край»
Что за край?
Откройте атлас синий
Вот лежит в короне нефтяной
Чёрная жемчужина России,
Область со страну величиной.
Вот так описал карту Тюменской области, тюменский поэт Владимир Нечволода.
-Ребята, а почему наша область называется не Московская, не Свердловская, а Тюменская (Дети: Потому что главный город Тюмень). Правильно, столица нашей области город Тюмень. А как можно, быстро догадаться и назвать главный город любой области: Московской- Москва, Брянская -Брянск, Саратовская- Саратов А если я вам назову город (Иркутск,Рязань), то как будет называться область
Ребята, а вы не забыли, что у нас в сундуке осталась ещё карта. Давайте мы достанем её и рассмотрим. Как вы думаете, это карта чего?. (Города, а почему вы так решили? Здесь начерчены улицы, а что за прямоугольники- это дома. Давайте сравним с картой России- Что общего? Река и леса., А чем отличаются? —на карте России обозначены, только название городов, а на карте России мы видим улицы, дома? Нет, а На карте города есть. На карте России город обозначен точкой, а на карте города мы видим план всего города .
Сегодня мы будем говорить о нашем городе, я знаю, что многие из вас родились в городе Тюмени, я тоже родилась в Тюмени. Люди, которые родились, и живут в нём, очень любят его и выражают свою любовь красивыми словами. Мы сейчас будем передавать сердечко, которое хранит наше тепло и любовь к родному городу
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» — подобрать прилагательные к слову город.
А верно ли, что Тюмень — это малая Родина? (да потому что мы здесь родились, и здесь живём)
Когда говорят «москвич», «пскович»,- имеют в виду принадлежность человека к тому городу, где он живёт, т.е. москвич-это человек, который живёт в городе Москва, пскович- человек, который живёт в городе Псков. В каком городе живём мы с вами? (Тюмень) Значит, мы ….(тюменцы)
А теперь представьте себе, что к вам в гости приехали люди, которые никогда не видели нашего города, чтобы интересного вы, могли рассказать. Путешествуя по карте нашего города, знакомясь с улицами, достопримечательностями, мы будем обозначать их флажками.
Каждый город состоит из чего? (улиц), и все они имеют что? (названия). Рассматриваем карту, обращаем внимание на главную улицу В каждом городе есть центральная улица, а как называется наша главная улица города Тюмени?
(Республика) Ой сколько улиц, домов, ой ребята тут и значок интересный, как вы думаете на что он похож? Посмотрите вот у меня здесь, есть ближе этот знак, посмотрите внимательно, и скажите, есть ли на карте ещё такое обозначение. (Нет нету, а что напоминает, правильно- цирк. Дак ребята он единственный такой значок у нас на карте. А цирк, где у нас расположен? — На цветном бульваре, давайте мы на карте поставим здесь флажок. А я вам сейчас открою секрет, у нас Диана с родителями очень часто бывают на цветном бульваре, и она для вас подготовила рассказ. Давайте внимательно послушаем Диану (слайды) — Интересен был рассказ Дианы? (Да), по аплодируем, спасибо Диана!
-Ребята, а куда мы ездили на прошлой неделе(в театр) Показываю условное обозначение- театры обозначаются на карте в виде маски. Давайте найдём, поставим флажок. А о театре, нам расскажет Юля, которая часто посещает этот театр и он ей очень нравится. А что ты чувствуешь, когда смотришь представление?
Физминутка: А сейчас, я вам предлагаю пройтись по улицам нашего города. Наш детский сад находится на улице Холодильная, строимся парами и отправляемся в путь, идём прямо, по улице Холодильной, доходим до перекрёстка, поворачиваем направо, идём прямо по улице 50 лет Октября. Доходим до светофора, поворачиваем налево, идём по улице М-Горького. Впереди огромное красивое здание. Как оно называется, какие молодцы, догадались. А нам Руслан расскажет, как ходил в Гудвин. Вот какой замечательный поход, спасибо. Обозначаем флажком на карте.
Ребята, посмотрите, как красиво мы украсили нашу карту.
В каких местах мы с вами побывали: Цветной бульвар, театр, Гудвин. А на следующем занятие мы поговорим о наших улицах, где мы с вами живём, де находится наш детский сад.
Ребята, а сейчас, я предлагаю вам оценить себя и наше занятие сегодня (жёлтый цвет-я не очень доволен собой, и мне не очень-то было интересно, зелёный- я очень доволен собой и мне очень было интересно на сегодняшнем занятие.) И я хочу оценить себя и наше занятие- я довольна собой, очень довольна вами и нашим сегодняшним занятием.
Ребята, а что было бы, если бы мы с вами сегодня сундук не открыли? (Ответы детей)
Автор: Козачук Ольга Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №73
Месторасположение: г. Тюмень, Россия
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 03.04.2014