Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в средней логопедической группе для детей с ОНР игра-путешествие «Весеннее приключение!»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

Цель занятия: обогащение знаний о весне и перелетных птицах.

Задачи Коррекционно-образовательные задачи:

Образовательная область «Познание».

Сенсорное развитие: обогащать сенсорный опыт, сенсорное восприятие путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух, обоняние), фиксировать полученные впечатления в речи. Развитие познавательной и конструктивной деятельности (складывать скворечник из геометрических фигур). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора :развивать умение называть признаки весны (светит солнце, тает снег, появляется трава, почки на деревьях, первые цветы)

1) Образовательная область «Коммуникация»

Продолжать развивать устную речь: расширять и активизировать словарь по теме «Весна, перелетные птицы»; совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над дикцией: чтение чистоговорок; способствовать развитию любознательности. Отрабатывать произношение сонорных звуков (Р)

2) Образовательная область «Безопасность»

приобщать к правилам безопасного для человека поведения в окружающем мире.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация»

совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;

развивать фонематическое восприятие (чистогороворки).

2) Образовательная область «Здоровье»

продолжить совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику; совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.

3) Образовательная область «Социализация»

совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

3) Образовательная область «Физическая культура»

Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

4) Образовательная область «Музыка»

Развитие музыкально — художественной деятельности детей через совершенствование чувства ритма, ладовысотного слуха, формирование навыка выразительного пения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1) Образовательная область «Социализация»

воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения; воспитывать навыки культуры поведения.

Словарная работа: перелетные птицы: грач, кукушка, скворец, ласточка, дикие гуси и утки.

Индивидуальная работа:

Контроль за сонорными звуками у Наташи, Феди, Степы.

Развитие речевой активности, инициативности у Бронислава.

Материалы и оборудование:

1. Демонстрационный:

— Игрушка птичка- синичка; перышки; презентация » полет птиц«; запись «Голоса птиц»; Звуковое письмо, распылитель, веер, аромосвечка, фонарик, кусочки синтепона, картинки с изображением признаков весны (на дорогах лужи, дует ветер, светит солнце, появляются листочки), дерево с гнездом и скворечником, сухой бассейн с картинками: муха, комар, суп, конфета, крошки, ноутбук.

2. Раздаточный:

— картинки с изображением перелетных птиц (разрезные) геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) — по количеству детей,

Предшествующая работа:

— Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицы, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови».

Методические приемы.

1. Наглядные:

— Презентация «Полет птиц»;

— предметные картинки с изображением признаков весны

— скворечник на дереве.

2. Словесные:

— художественное слово.

3. Практические:

— Сухой бассейн;

— Разрезные картинки;

— Пальчиковая гимнастика «скворчата».

4. Презентация: «полет птиц».

5. Игровые: сюрпризный момент.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Логопед:

Мы сегодня рано встали,

Нам сегодня не до сна!

Говорят зима уходит,

Говорят, пришла весна!

Логопед: — Ребята, я так рада, что, наконец, пришла долгожданная весна! Хочется радоваться солнышку и пению птиц. Смотрите, к нам прилетела синичка! (логопед достает игрушку- синичку). Звучит звукозапись.

«Цвинь-цвинь-цвинь! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая вьюга им путь — дорогу заколдовала. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Логопед: — Что же делать? Как нам расколдовать птиц? (Ответы детей)

«Цвинь-цвинь-цвинь! Я покажу вам дорогу, вы выполните задания вьюги и тогда птицы вернуться домой!»

Логопед: — Что ж, отравляемся в путь! Показывай синичка дорогу! (Дети идут за логопедом под музыку)

— А вот и первое задание. Садитесь на стульчики.

Д/игра «Признаки весны». (Дети закрывают глаза, логопед брызгает водой на руки.)

Логопед: — Ребята, что вы почувствовали? Откуда весной вода? (лужи, сосульки, ручейки — тает снег, тает лед)

Логопед: — Наташа, найди картинку с этим изображением! (ребенок выставляет картинку). (Дети снова закрывают глаза, логопед веером «дует» на детей.)

Логопед: — Что вы теперь почувствовали? Какой весной бывает ветер? (весенний, теплый, холодный, слабый, сильный). Ребенок выставляет картинку. (Логопед включает фонарик.)

Логопед: — Что вы видите? Что делает фонарик? А что ярко светит на улице весной? Какое весеннее солнце? (теплое, яркое, желтое). Выбери такую картинку. (Логопед дает в руки пушистый коврик.)

Логопед: — На что похоже весной, то, что вы потрогали. Травка, почки на деревьях. Выставляется картинка. (Дети закрывают глаза. Логопед дает понюхать лавандовое масло).

— Чем пахнет? (дети нюхают). А чем пахнет весна? Ответы детей.

Логопед: Порадуемся приходу весны, сделайте глубокий вдох, а на выдохе скажите: «Ах, как вкусно пахнет весна!». (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Логопед: — Как здорово вы рассказали о весенних признаках. Смотрите, мы нашли перышко! Мы справились с этим заданием, пора идти дальше. Дети выходят на ковер и встают в круг.

Логопед: — Ребята, а вдруг перелетные птицы не знают, что весна к нам уже пришла! Расскажем о весне чистоговорки, а чтобы птицы нас услышали, будем говорить в микрофон.

РА-РА-РА — пришла весны пора! РА-РА-РА — весне рада детвора!

РУ-РУ-РУ — грачи ходят по двору! РО — РО — РО — у грача черное перо!

РЫ-РЫ-РЫ — светит солнце во дворы!

НА-НА-НА — пришла весна! НЫ-НЫ-НЫ — долго не было весны!

— Вы все чисто повторили чистогороворки и у нас еще перышко!

— А еще о весне можно спеть! Пение песни «Пришла весна». Идем дальше! Разрезная картинка «Собери картинку».

Логопед: — Ребята, посмотрите, ветер перепутал все картинки птиц, соберем их. Дети собирают разрезную картинку и называют, кто получился.

— Чтобы птицы нас услышали, мы их позовем домой.

Дети под руководством музыкального руководителя исполняют попевку «АУ! Я грача (ласточку, кукушку.. ) зову!» (скачок на квинту вверх с последующим нисходящим движением; с разной интонационной и динамической окраской.)

Логопед: — Вот и третье перышко мы нашли. Молодцы! Идем дальше!

— Когда наши друзья птицы прилетят, они захотят поклевать. Как вы думаете, а чем питаются птицы?

Д/игра «Накормим птиц».

Дети ищут в сухом бассейне карточки, с изображением угощений для птиц: хлеб, зерно, семечки, конфеты, суп, сало, камни; выбирает и кладет на стол, чем питаются птицы. «Птицы клюют…. » Вы справились и с этим заданием. А вот и еще перышко!

Логопед: — Ребята так грустно без птиц весной! Вокруг себя вы повернитесь, в малых птичек превратитесь! Поиграем птички!

Физкультминутка «Птичка» под музыку. ( выполняется 2 раза)

Птичка летает,

Птичка порхает.

Плавно кружится,

На ветку садится.

Ветку нагнули,

Птичку спугнули.

Быстро взлетает

И улетает.

Дети имитируют полет птиц,

Машут крыльями,

Кружатся,

Присаживаются.

Склоняются вперед,

Делают испуганный вид,

Машут «крыльями»

«улетают».

Логопед: — Вокруг себя вы повернитесь, в ребят опять вы превратитесь. Вы были замечательными птичками!

Логопед: — Ребята, на нашем дереве скворечник. А кто в нем живет? Прилетят скворцы на новоселье, будут песни петь комаров и мошек ловить, выведут птенцов! Покажем маленьких скворчат.

Пальчиковая гимнастика. «Скворечник». (Повторяется 2 раза)

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат.

Клювик раз,

клювик два,

Лапка, лапка,

Голова.

Соединяем большой палец с указательным

(на каждое слово)

Соединяем большой палец со средним

Соединяем большой палец с безымянным.

Соединяем большой палец с мизинцем

Сжимают и разжимают кулачки

Рисуют в воздухе руками круг.

Логопед: — Много прилетит скворцов и всем нужны скворечники. Поможем им и построим скворечники. Приступайте к работе. (Дети из геометрических фигур составляют скворечники). А теперь повесьте скворечники на дерево. (Прищепками дети вешают скворечники на дерево).

Логопед: — Теперь скворечников хватит всем! А вот и еще перышко, сосчитаем их.

Д/упражнение «Веселый счет» Дети берут по перышку и считают до пяти. (Одно птичье перо,2 птичьих пера … пять птичьих перьев).

Логопед: — Сдуем перышки и расколдуем всех перелетных птиц! (Дети берут перышки и сдувают их с ладошки, звучит пение птиц и на экране появляется презентация с полетом перелетных птиц. Слышится пение птиц.) Ура! У нас все получилось! Мы выполнили все задания. Сняты злые чары вьюги!

Логопед: — Ребята, а как мы расколдовали птиц? Какие задания выполнили? А что тебе понравилось? Что было для тебя самым трудным? (выслушиваются ответы детей)

Логопед: — Нам пора возвращаться из нашего путешествия. Вы справились со всеми заданиями — назвали весенние признаки, построили скворечники, и вспомнили названия перелетных птиц, я вами горжусь! А сейчас я хочу позвать вас на улицу послушать пение птиц, пойдем гулять!

Список используемой литературы.

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи .Спб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004

2. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР»

3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий для детей 4-5 лет: М.: ТЦ Сфера, 2008

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: 1991.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.Мозаика- синтез, 2010

Автор: Костылева Ирина Николаевна, учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида»
г.Чебоксары, Чувашская Республика.

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 18.03.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *