Цель: показать детям многоцветность окружающего мира, красоту осенней природы
Задачи:
1 Обучающие:
- закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью;
- продолжать учить сравнивать времена года (осень и весна) – 2-3 признака;
- учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе;
- формировать умение устанавливать причино-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями
2. Развивающие:
- развивать интерес к живой природе, умение наблюдать и замечать сезонные изменения;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты;
- развивать и активизировать речь детей
3. Воспитывающие:
- воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- воспитывать любовь к родному краю, малой Родине
Предварительная работа: беседа об осени, её признаках; разучивание стихов; рассматривание картины И. Левитана «Осень золотая»; рассматривание картины с изображением русской березы; чтение рассказов: В.В. Бианки «Синичкин календарь», В. Степанов «Осень рыжая лиса»;
д/и «Детки с чьей ветки», «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек», «Какой, какая, какое?» и др.; знакомство с деревьями на территории детского сада.
Ход экскурсии
Воспитатель:
Отгадайте загадку – кто нас приглашает в гости?
Плащ золотистый она надевает.
Теплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дождь и туманы.
Дети: Осень!
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в гости к Осени, поэтому должны помнить правила поведения в природе.
Ответы детей.
Воспитатель: Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.
По дороге воспитатель уточняет у детей, какая погода.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, на смену какого времени года пришла осень? (лето). Почему вы думаете, что сейчас осень? (ответы детей; перечисляют признаки, устанавливают причино – следственные связи: листья пожелтели; часто идет дождь – оделись теплее, надели резиновые сапоги; солнце меньше пригревает, стало холоднее – утром на лужицах первый ледок; прячутся насекомые, холоднее — птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме, поспели ягоды и грибы и т. д.).
Ребенок: (читает стихотворение)
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Воспитатель: Вам нравится Осень? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, какая бывает осень? (дождливая, желтая, золотая, морозная, нарядная, ненастная, северная, холодная, цветная, яркая, поздняя, ранняя, грустная, унылая, сказочная, разноцветная и т. д.)
П/и «Листопад»
Воспитатель: Осенью дождливой
плакали берёзки.
По ветру роняли
золотые слёзки.
Капали-летели
листики-слезинки
легкие воздушные,
словно паутинки.
Сколько у берёзок
боли и печали!
Если море слёзок
под ноги упали.
Л. Трифонова
Воспитатель: Найдите березку.
Почему березу назвали березой? Ее имя произошло от слова «беречь». Считалось, что береза — это дар богов, оберегающий и защищающий людей от всего злого. Это дерево ассоциировалось со светом, чистотой, силой. У славян береза считалась не только священным, но и целебным деревом — береста, почки, сережки, ветки и листья использовались для излечения многих болезней.
На Севере у нас березку называют карликовой. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Высота карликовой берёзки невелика — чаще всего меньше половины человеческого роста. Растёт она не деревом, а ветвистым кустарником (от слова ера – кустарник). Ветви её невысоко приподнимаются вверх, а часто даже распростерты по поверхности земли. Листочки округлые или овальные, размером они с мелкую монетку. Осенью они окрашиваются в красно-желтый цвет. Посмотрите, как красиво кругом.
Воспитатель: Какую осень вы любите? (раннюю, золотую, позднюю) За что? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Сколько времен года вы знаете? (4) Назовите четыре времени года по порядку. (лето, осень, зима, весна). Какое время года вам больше нравится? Почему? Чем отличается весна от осени? (скоро лето – скоро зима; просыпаются насекомые, звери и прилетают птицы – звери и насекомые впадают в спячку и птицы улетают; появляются зеленые листья – листья разноцветные; солнце пригревает, появляются проталины – на лужах ледок и первый снег и т. д.)
Воспитатель: Поэт А. Кузнецова написала стихотворение «Времена года» послушайте его:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А щедрая Осень приносит плоды.
Дают урожаи поля и сады.
Воспитатель: Скажите, осень – это грустная пора? Почему вы так думаете?
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы. (Дети загибают поочередно пальцы)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём (Дети сжимают и разжимают кулачки)
В вазу осенний
Букет отнесём.(Н. Нищева)
Воспитатель: Давайте наберем разноцветных листьев и возьмем их в д/с. Мы из листьев «напишем» яркую картину, а часть листьев поставим в вазу.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Но мы обязательно ещё вернемся сюда.
Скачать Конспект экскурсии в старшей группе «Осень – красивая пора»
Автор: Трофимова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №8 «Якорек»
Месторасположение: г. Снежногорск, Мурманской области
Дата изменения: 20.05.2018
Дата публикации: 20.05.2018