Конспект комбинированного логопедического занятия «Звук и буква А. Золотая осень»

 

 

Конспект комбинированного подгруппового логопедического занятия для ребенка младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Тема: «Звук и буква А. Золотая осень».

Возраст: 7-8 лет (первый год обучения)
Заключение ПМПК: Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития. Дизартрия.

Тип занятия: знакомство
Форма занятия: подгрупповое

Цель: познакомить детей со звуком и буквой А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— дать понятие о механизме образования звука [А];

— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику [А];

— закрепить навыки произношения [А] в слогах и словах;

— формировать навыки словообразования у детей (образование относительных прилагательных от существительных).

Коррекционно-развивающие:

— развивать слуховое внимание и его концентрацию;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать диафрагмальное дыхание и силу голоса;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— упражнять в определении слоговой структуры слова;

— формировать умение определять позицию звука в слове (звуковой анализ)

— развивать темпо-ритмическую организацию речи;

— формировать моторную функцию руки (подготовка руки к письму)

— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес, положительный эмоциональный настрой на занятие;

— воспитывать у детей гуманное отношение к миру растений, чувство любви к природе;

— воспитание эффективных способов общения между детьми и взрослыми.

Оборудование: разрезные азбуки, пособие «Светофорики», пособие «Фонематический домик», фонематические линейки, счетные палочки, кассы букв, зеркала; сюжетная картина: золотая осень, картинки деревьев и кустарников со звуком [А] в середине и конце слова, подарок Осени для ребят (композиция из осенних листьев и плодов деревьев и кустарников).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

«Сядет тот, кто тише всех». Учитель-логопед (шепотом и не глядя на называемого ребенка) произносит имя ребенка, который в конкретный момент времени «тише всех». Названные дети по очереди садятся на свои места.

  1. Развитие мелкой моторики.
    1. Движения по тексту.
Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал

Плавные, волнообразные движения ладонями.
Вот березовый,

Дубовый,

Вот рябиновый,

Кленовый.

Вот рябиновый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Н. Нищева)

Спокойно укладывают ладони на стол.

— Пальчики поссорились, помирились, обнялись.

Упражнения «Зайка», «Коза» (чередование).

2. Развитие диафрагмального дыхания.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

  1. 1. Объявление темы занятия.

На доске сюжетная картина «Золотая осень», на наборном полотне – картинки на звук [А]: аист, арбуз, акула, абрикос.

Логопед: Ребята, назовите, что вы видите на картинках? Какой первый звук во всех этих словах? (Звук [А].)

Звук [А] в данных словах произносится логопедом утрированно.

Логопед: Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о чудесном времени года – осень.

Дети вспоминают, с какого месяца осень начинается, а каким заканчивается.

Логопед: Молодцы! Сейчас на дворе октябрь месяц, а за окном золотая осень – все за окном нарядное и праздничное.

Сегодня мне звонила Золотая Осень. Она сказала что, отправила для вас по почте подарок-сюрприз. Но чтобы подарок дошел до адресата, нам будет нужно выполнить несколько заданий. А в этом нам поможет знакомство со звуком и буквой А.

Акустико-артикуляционный образ звука. Изолированное произношение звука [А] с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Логопед: Произносим звук [А]. Проверьте при помощи зеркалец, правильно ли у вас работают губы, язык. Рот широко
открыт. Губы спокойны (не напряжены и не округлены). Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский, спокойно лежит внизу. Теплая воздушная струя выходит свободно, через рот, не встречая во рту преграды. Подставьте руку, проверьте, так ли это. Голосовые связки работают, горлышко дрожит. Звук [А] – гласный. Обозначается фишкой красного цвета.

2.Голосовые упражнения: (со звуком [А] ).

Логопед: Ребята, звук [А] – гласный, поэтому его можно петь. Давайте все вместе пропоем звук [А].

Поднимем звук [А] на горочку (усиление голоса: беззвучная артикуляция звука — произнесение шепотом — тихо — громко: А-А-А-А-А.)

А теперь спустим его с горы (ослабление голоса: громко — тихо — произнесение шепотом — беззвучная артикуляция: А-А-А).

3. Развитие фонематических процессов.

— Фонематическая игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд гласных звуков. Дети, услышав звук [А] хлопают в ладоши.

— Игра с мячом. Логопед бросает мяч ребенку произнося слоговой ряд со звуком [А]. Ребенок должен поймать мяч и бросить его логопеду, безошибочно воспроизведя заданный слоговой ряд: (ПА-БА-ПА, ГА-КА-ГА и т. д.)

— Фонематическая игра «Топай, не зевай». Логопед называет слоги, одно-, двусложные слова. Дети топают на слог-слово со звуком [А]. (КА, ТУ, ПО, ДОМ, СУК, МАК, БА, РОТ, МАК, МАМА и т. д.)

5. Соотношение звука с буквой.

Логопед: Ребята, звук [А] обозначается буквой А. Сейчас, пожалуйста, найдите букву А в ваших разрезных азбуках.

Буква А, буква А

Алфавиту голова!

Знает Вова, знает Света

А похожа на ракету.

(В. Степанов)
Логопед: Ребята, а на что еще похожа буква А? (ответы детей: на человечка, на качели и т. д.).

Логопед предлагает детям найти букву А в разрезных азбуках среди других букв и затем выложить букву А из счетных палочек.

6. Автоматизация звука [А] в слогах и словах. Игра «Фонематический домик»

— Определение места звука в слогах ПА, АП, затем в словах. Из предложенных картинок деревьев и кустарников дети отбирают те, в которых присутствует звук [А], а затем определяют место звука [А] в данных словах.

— Определение слоговой структуры слова. С помощью слоговых часиков нужно определить количество слогов в словах дуб, рябина, береза, клен, калина.

IV. Физкультминутка. «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пятьСтоят на месте
Будем листья собиратьПриседать.
Листья березы
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Руки перед собой. Изобра-
жать руками ступеньки:
поочередно укладывать
ладошки друг на друга.
Листики дуба мы соберем,Встать. Руки сжать в
замок.
Маме осенний букет отне-
сем.
Шагать на месте.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Логопед: Стук в дверь.

В класс торжественно вносится подарок Осени – композиция из осенних листьев и плодов деревьев и кустарников. Логопед читает записку.

Логопед: Ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Этот подарок для вас! Золотая Осень!

Конспект комбинированного логопедического занятия «Звук и буква А. Золотая осень»

Все дети получают по листочку и плоду растений, представленных в осенней композиции. Логопед прикрепляет к каждой предметной картинке на наборном полотне соответствующий листочек и плод.

Дети выкладывают листики и соответствующие им плоды перед собой в два ряда, по абразцу логопеда.

Логопед: Ребята, назовите правильно листья (с опорой на предметные картинки деревьев и кустарников).

Сначала вслед за логопедом – проговаривание хором. Затем индивидуально – каждый ребенок выбирает какое-либо одно растение.

Лист дуба – дубовый. У дуба – желуди.
Лист берёзы — берёзовый. У березки – сережки.

Лист клена – кленовый. У клена – семена-вертолетики.
Лист рябины — рябиновый. У рябины – ягода рябина.
Лист калины — калиновый. У калины – ягода калина.
Логопед: Среди этих растений одно не похоже на другие. Что это за растение? (Ель.) Почему? (Ответы детей)

Логопед: Дуб, клен, осина, рябина, калина осенью желтеют и роняют ЛИСТЬЯ — это лиственные растения. У ели вместо листьев – хвоинки. Это хвойное растение. У ели – шишки.

Развитие общей моторики.

Детям предлагаются веточки представленных растений (на выбор).

Логопед: Давайте изобразим молодой лес. Изобразим деревца и кустарнички в лесу, их листочки, которые качает ветерок.

Логопед:Движения детей по тексту
Дует легкий ветерок—листочки на ветках едва шевелятсяДети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят веточками растений в руках.
Подул сильный ветер – закачались деревья и кустарнички в лесуДети поднимают руки с веточками вверх, выполняют наклоны туловища влево-вправо.
Осенние листочки на веточках сидят
Осенние листочки ребятам говорят:
Кленовый: a-a-aРябиновый: и-и-и
Дубовый: о-о-о

Березовый: у-у-у

Калиновый: э-э-э.

Ребенок с кленовым листочком: глубокий вдох, произносит на одном выдохе: а-а-а-а-а-а

Ребенок с рябиновым листочком – на одном выдохе: и-и-и-и-и-и

Ребенок с дубовым листочком – на одном выдохе: о-о-о-о-о

Ребенок с березовым листочком – на одном выдохе: у-у-у-у-у

Ребенок с калиновым листочком – на одном выдохе: а-а-а-а-а-а

VI. Итог занятия и оценка деятельности детей

Логопед: Понравился Вам подарок Золотой Осени? Какой гласный звук и какая буква помогли нам получить осенний подарок-сюрприз? Что мы все вместе дружно скажем Осени? (Спасибо!)

Награждение детей. Каждый ребенок уносит с собой в коробочке листочки и плоды – подарок Золотой Осени.

VII. Домашнее задание.

Скачать Конспект комбинированного логопедического занятия «Звук и буква А. Золотая осень»

Автор: Комосова Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБОУ-СШ №18
Месторасположение: станция Мочище, Новосибирский район, Новосибирская область

Дата изменения: 05.11.2017
Дата публикации: 05.11.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *