Автор: Агапова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ д/с №10 «Кораблик»
Месторасположение: п. Сафоново-1, Мурманская область, Россия
Программные задачи:
Закрепить представления детей о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) и ее средствах выразительности: рисунок, цвет, композиция, материал.
Развивать творческую активность, фантазию, воображение, цветовое видение, способность чувствовать и соотносить цвет с настроением.
Воспитывать эстетическое восприятие окружающего, любовь к прекрасному, желание рассматривать репродукции картин.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин И.Золотарева Зимний пейзаж, И.И.Левитан Золотая осень, А.К.Саврасов Грачи прилетели, А.А.Рылов В голубом просторе, Неизвестный художник. Фрукты и птицы, Ф.П.Толстой Букет цветов, бабочка и птичка, Трофим Ульянов Натюрморт с книгами, О.А.Кипренский Портрет А.С.Пушкина, А.А.Серов Девочка с персиками, А.Г.Веницианов Захарка.
Материал: репродукции картин; акварель, кисти, бумага разного формата, с разным фоном.
Ход занятия
Дети сегодня в нашей группе устроена замечательная выставка работ художников. Кто хочет побывать на этой выставке, посмотреть картины? (картины размещены на мольбертах по жанрам живописи: пейзаж, портрет, натюрморт)
Рассмотрите эти картине и скажите к какому жанру живописи относятся эти изображения. (пейзаж)
Что общего в этих картинах? Какие вы заметили отличия?
Какие краски использовал художник для передачи осеннего (зимнего, весеннего) колорита?
Какие предметы вы видите на переднем плане? Можно ли их рассмотреть?
Как изображены деревья на дальнем плане?
Как вы думаете какое было настроение у художника, когда он писал эту картину?
Что обозначает линия горизонта на картине?
Одинаково ли расположили художники линию горизонта?
Правильно вы сказали на картинах всех художников линия горизонта расположена по разному. На репродукциях картин И.И.Левитан Золотая осень, И.Золтаревой Зимний пейзаж больше места занимает земля, а на картине А.А.Рылова В голубом просторе – небо.
Правильно. Высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле; низкая линия горизонта обращает наше внимание на небо.
Послушайте загадки и скажите есть ли отгадки на этих картинах?
Ни начала, ни конца, Это что за потолок?
Ни затылка, ни лица. То он низок, то высок,
Знают все, и млад, и стар, То он сер, то беловат,
Что она большущий шар. То чуть-чуть голубоват.
(земля) А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Виден край,
Да не дойдешь. (горизонт)
Подойдем к этой группе картин (натюрморт)
К какому жанру живописи относятся эти репродукции? Как вы узнали?
Картины, на которых художники изображают предметы живой природы (цветы, листья, ягоды, фрукты, раковины, продукты моря) или предметы неживой природы (посуду, вазы, корзины, ручки, карандаши, игрушки), называются натюрморт.
Обратите внимание, все картины выполнены в разной цветовой гамме, вы уже знаете, что цвет помогает передать разную освещенность. Настроение, а также отношение к изображаемому. Расскажите о картинах, которые перед нами. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины?
К какому жанру живописи относятся эти картины? (портрет)
Что можно сказать о человеке изображенном на портрете?
Портрет – это изображение одного человека или группы людей. На портретах можно увидеть не только внешний вид человека, но и его настроение, узнать, какой он. По выражению лиц мы узнаем о чувствах, которые испытывали люди – радость или печаль…
Какие виды портретов вы знаете?
(автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический )
Физкультминутка «Мечта»
Давайте с вами помечтаем
И все вместе мы представим:
Как мы по лесу гуляем,
Грибы и шишки собираем.
Слева – ягоды цветут,
А справа здесь грибы растут.
Снизу – шишки, да трава,
А сверху – неба синева
Вверх на солнце посмотрели
И на травке посидели.
Понравились ли вам картины?
Воспитатель предлагает детям нарисовать свою картину (пейзаж, натюрморт, портрет). Дети самостоятельно выбирают формат листа.
А теперь отразите свои впечатления в красках.
Дети самостоятельно рисуют, воспитатель оказывает индивидуальную помощь по необходимости.
В конце занятия каждый рассказывает о своей работе: к какому жанру живописи отнесет свою картину, какие краски использовал, какое настроение выразил.
Автор: Агапова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ д/с №10 «Кораблик»
Месторасположение: п. Сафоново-1, Мурманская область, Россия
Дата изменения: 03.06.2014
Дата публикации: 30.04.2014