Цели:
1.Коррекционно-образовательные:
- Закрепление и дифференциация понятий гласный звук, буква, слог, слово, предложение.
- Продолжать обучать составлять предложения из трёх слов, подбирая пропущенные слова-действия (глаголы).
- Образование глаголов повелительного наклонения и глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.
- Образование имён существительных с помощью суффикса –ушк-.
2 .Коррекционно-развивающие:
- Коррекция фонематического восприятия: выделение и дифференциация гласных звуков на слух из начала, середины, конца слова;
- Формирование навыка элементарного слогового анализа.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Формирование зрительно-пространственной ориентации; синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук и глаз.
- Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
3.Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование:
предметные картинки, таблица с изображением звуковой волны, мягкий мяч, массажный мячик, письма Волшебника, буквы, «солнышки» — медальки.
Предварительная работа:
- индивидуальная и подгрупповая работа по изготовлению букв в смешанной технике.
- разучивание артикуляционной гимнастики;
- разучивание пальчиковой гимнастики;
- разучивание физкультминуток (движение с речью);
- развитие дыхания и голоса;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Солнышко утром рано встаёт.
Лучики тянет, тепло нам даёт.
К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали, друг другу отдали.
И улыбнулись.
Мимические упражнения.
Как хорошо, когда ты улыбаешься.
Как хорошо, когда ты удивляешься.
Но как же нам не весело,
Когда ты хмуришься и сердишься.
Но мы не будем унывать, ведь у нас сегодня гости. Давайте улыбнёмся и скажем им: «Здравствуйте!».
- Основная часть
Дети, сегодня в саду произошли странные события. Подхожу к кабинету, а из-за двери слышны крики: «Ой,ой,ой! Помогите! Спасите!» Открыла дверь, никого нет. Но исчезла коробка с буквами. А вместо неё — письмо.
«Я великий Волшебник. Рассердился я на гласные буквы и забрал их за то, что они спорили и утверждали, что вы много знаете и умеете. Докажите это, выполните мои задания. Справитесь — верну ваши гласные.»
Дети, что же делать. Может нам не нужны гласные? Не будем их спасать?
Зачем нужны гласные?
А что сделать, чтобы вернуть их? (Выполнить задания Волшебника).
Артикуляционная гимнастика.
Проведём небольшую разминку для язычка.
Повторение.
— Какие звуки прокричал Язычок?
— Как они называются? Почему?
— Сколько гласных звуков в русском языке?
Потешка «гласные звуки»:
А — ротик шире, детвора;
О – губки словно колесо;
У – губки хоботом тяну;
И – губки к ушкам растяни;
Э — повторяем дружно «Э-Э-Э»;
Ы – тянем мы на все лады.
— Молодцы! Теперь выполняем первое задание:
«В слове гласные лови, а поймаешь – покажи».
Слова: стул, пыль, лист, мак, сок, крик, сэр, кран, бык, гусь, дочь, мэр.
Дети слушают слово и выполняют движения губами и руками.
Д/и. «Назови и раздели».
Называем картинку, делим слово на слоги, определяем количество слогов.
Физминутка: сказка о медведе- привереде.
Ходит по лесу медведь, Ходьба медведя.
Хочет сесть и посидеть. Поднимают плечи, разводят руками
Где ж такое место есть, в стороны перед собой.
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенек,
То торчит сучок, Правая рука перед грудью,
Левая рука на поясе, правая — сжата в кулак.
То мокрый мох, Развести руки перед собой.
То мох пересох,
Ох!
То низкий пень, Присесть, встать.
То густая тень, Поднять руки.
То узкий ров, Потянуться вперед руками.
То гнездо муравьев, Изображают руками горку.
То кричит сорока, Взмах руками, прыжки.
То колючки сбоку, Прыжки в сторону.
То кустарники, Полукруг перед собой.
То речка, Руками вправо, влево.
Нет хорошего местечка. Взяться за голову, качаем вправо, влево.
Это сказка о медведе, Хлопки в ладоши.
О медведе – привереде.
— Какой гласный звук часто повторяется в потешке? (звук О)
Д/и. «Волшебник –ушк».
Словообразование с помощью суффикса –ушк.
Слова: баба, голова, дева, дед, зима, изба, сова, спина, тётя, ива, калина, мать, соловей, борода, трава, лебедь, бурёнка.
Дети в кругу. Работа с мягким мячом. (баба – бабушка, дева – девушка…)
— Какой гласный звук в имени волшебника? (звук У)
«Повтори, не ошибись»
— Дети, я назову цепочку слов, запоминайте: Аня, аист, автобус, апельсин. Передаём друг другу мячик, называем слова по порядку.
Дети в кругу. Повторяя слова в определённой последовательности, передают по кругу массажный мячик.
— Что мы делали?
— Какой первый звук в словах? (звук А)
Развитие речевого дыхания.
Чтобы выполнить следующее задание, надо наполниться волшебной силой. Нашли глазами верхнюю точку, мысленно поставили на неё указательный пальчик правой руки. На выдохе произносим звук «И». Вдох.
Теперь указательный палец левой руки на нижней точке. На выдохе поём звук «Э». Вдох.
— Какие звуки мы пели?
Наполнились волшебной силой и приступаем к следующему заданию
Д/и. «Приказ командира».
— Я говорю, что надо делать. Кому даю мяч, тот командир, он отдаёт приказ и бросает мяч соседу напротив. Кто мяч поймал, говорит, что он делает.
Дети в двух командах, стоят напротив друг друга. Перебрасывают мяч и образуют новые слова.
Брать — бери – беру,
Говорить – говори – говорю;
Стучать, смотреть, ловить, сидеть, идти, звать, кричать, молчать, свистеть, вертеть, носить, учить.
— Обе команды справились с заданием. Командиры умеют отдавать приказы. Какой последний звук повторялся во всех словах — приказах? Какой это звук? (звук У)
Д/и. «Живые слова».Составление предложений по картинкам.
— Дети, вокруг нас много предметов. Когда мы называем предметы, что мы произносим? (слова)
— А когда мы рассказываем о чём–либо, что произносим?
— Из чего состоят предложения?
— Что это? Это слово или предложение?
— Какой первый звук в слове? Какой он? Почему?
— Кто это? Подберите имя, в котором первый звук «Э». Эва – предложение?
— Если я произнесу слова вместе: Эва, эскимо, получится предложение? Почему? Правильно.
— Сейчас мы продолжим учиться составлять предложения, чтобы слова дружили.
Составляются предложения.
Эва купила эскимо. Эва ест эскимо. Эва взяла эскимо.
Предложения разбираются: количество слов, первое, второе, третье. Обговаривается «точка».
— Что мы сейчас делали?
Итог.
— Молодцы, вы были внимательные, активные и выполнили все задания Волшебника.
— Смотрите, а вот и наши буквы.
— Что мы вернули?
— Это буквы или звуки? – Почему это буквы? Какие это буквы?
— Кто эти буквы делал?
— Из чего мы их делали?
Шкатулка от Волшебника с письмом.
«Дети! Вы действительно много знаете и умеете. Возвращаю вам гласные и дарю эти солнышки, чтобы они своими лучиками согревали вас и ваших близких.»
Автор: Назарова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Место работы: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 15» (МАДОУ № 15)
Месторасположение: г. Ростов-на-Дону
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 28.03.2018