Задачи:
- Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее.
- Развивать познавательно – исследовательскую деятельность через экспериментирование, кругозор, мышление, внимание, память. Обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать у детей нравственно — патриотические чувства, любовь и гордость к малой Родине. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Материал:
Презентация (видео письмо, муз. «Ветерок», муз. «Ба –ба – ба» (шуточная), видеофильм «История города Барабинска»); карта Новосибирской области, карта города Барабинска; штативы с воронками, глина, песок, салфетки, стаканчики с водой; картинки животных, растений и рыб; фотографии достопримечательностей города, картины местных художников, татарский костюм, гелиевый шар с корзинкой.
НОД
Мотивация с сюрпризным моментом:
— Ребята, к нам в детский сад пришло видеописьмо, давайте посмотрим!
Появление на слайде героя.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёша. Я учусь в первом классе. В школе мне дали задание: записать в словарь значение нового слова «Бараба». В библиотеке я не смог найти книги по данной теме. И вдруг я вспомнил о вас! Я знаю, что вам в детском саду рассказывают об истории города Барабинска. Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить домашнее задание».
— Ребята, поможем Алёше? (Да) Я очень рада, что вы такие отзывчивые!
— В чём ему нужно помочь? (Найти значение нового слова «Бараба»)
— Сможем ли мы помочь сейчас? (Нет)
— Почему нет?
— А где и как мы можем узнать? (В книжках, энциклопедиях, спросить у Вас)
— Чтобы узнать значение слова «Бараба» я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по родному краю.
— А чтобы отправиться в путешествие нам понадобится карта. Ребята, давайте подойдем к ней и рассмотрим.
— Как называется область, в которой мы живем? (Наша область называется Новосибирская.)
— Покажите Новосибирскую область на карте.
— А теперь покажите на карте наш родной город, нашу малую родину! Как она называется? (дети показывают и называют)
— Ребята, на чём могли бы мы отправиться в путешествие? (ответы)
— Я вам предлагаю отправиться на воздушном шаре! Согласны?
— Во время нашего путешествия мы сделаем несколько остановок. Из названия каждой остановки возьмём первые буквы, которые нам помогут узнать значение слова Бараба.
(выношу гелиевый шарик с корзинкой)
— Наша первая остановка «Суглинок». (Дети самостоятельно читают название остановок)
— Какое слово прячется внутри этого названия? (Глина)
— Как вы думаете, почему эта остановка так называется?
— Суглинок – этот вид почвы, в которой содержится глина, она способствует возникновению болот.
— Наш край богат лесами, полями и озёрами, но особенно много в нашей местности болот.
— Ребята, а кто знает, как возникают болота? ( Болота образуются от избыточной влаги, вода застаивается на поверхности почвы, так как в ней находится много глины).
— А давайте посмотрим, как это происходит?
— У вас на столе, у каждого по два стакана с воронками, в одну воронку насыпан песок, а в другую наложена глина. Сейчас нужно налить в обе воронки воду доверху и понаблюдать: куда впитывается вода быстрее: в песок или в глину.
ОПЫТ
— Куда впитывается вода быстрее – в сухой песок или в сухую глину? (в песок)
— Почему? (Песок хорошо пропускает воду, так как песок сыпучее вещество.)
— Почему глина плохо пропускает воду? (Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду).
— Глина плохо пропускает воду, задерживает её, вода накапливается на поверхности почвы, не успевает испариться, и так образуются болота.
— Ребята, какую букву мы заберём с собой? (Букву «С»!).
Беру букву, обращаю внимание, на цифру 1, кладу в корзинку воздушного шара.
— Отправляемся дальше…, совершаем небольшой круг по залу.
— Вторая остановка «Окружающий мир». Посмотрите, здесь собралось много животных, растений и рыб разных географических областей, климатических зон, в том числе, обитающие и в Барабинском районе.
— Я вам предлагаю поиграть в игру «Животные и растения родного края»!
— Ваша задача: отобрать те карточки, на которых изображены жители родного края. Для начала нам нужно поделиться на 3 команды. Дети, у которых бейджик круглой формы подходят к первому мольберту, треугольной — ко второму и прямоугольной к третьему! Будьте внимательны: выбираем жителей только нашего родного края!
Анализ игры: Ребята, вы каких обитателей нашли? Где они живут?…..(обращаю внимание на пропущенные детьми карточки, если они будут, и сама добавляю).
— Молодцы! Теперь мы смело можем взять первую букву слова и отправиться дальше! (дети называют первую букву– «О», кладут её в корзинку шара).
— Отправляемся дальше…..
— Остановка «Историческая». Ребята, нам повезло! Именно сегодня на этой станции показывают видеофильм «Наш город Барабинск», в котором рассказывается об истории возникновения нашего города. Предлагаю вместе посмотреть его, вы согласны? Рассаживайтесь поудобнее.
Презентация (видеофильм)
— Ребята, вам понравился фильм? Как вы думаете, когда наш город наиболее красив – в прошлом или в наши дни?
— Что послужило главной причиной развития нашего города? (Главной причиной развития города послужило строительство железной дороги).
— Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Поезд».
Физ. минутка «Поезд» (объясняю правила игры). На полу разложены вагоны (на один меньше, чем детей). Это поезд. Вы – пассажиры. Пока звучит музыка, свободно перемещаетесь по полянке и собираете ягоду (дикие яблоки, идут по кочкам, переступают через колючие кусты). Как только музыка остановилась, вы должны занять любой «вагон». Пассажиру, которому не хватило вагона, выбывает.
(Игра проводится 2-3 раза).
— Хорошо повеселились, отдохнули, не забудем взять букву! (Букву «И», кладу в корзинку шара). Отправляемся дальше.
— Остановка «Культура города». Предлагаю провести экскурсию по нашему уже более современному городу. (На мольберте карта города; фотографии зданий и памятников, обозначающие главные достопримечательности города).
— Кто будет экскурсоводом?
— О чём ты хочешь рассказать, Соня? (Соня берёт фотографию — Дом культуры)
— Почему Дом культуры является достопримечательностью нашего города?
Это Дом культуры – центр досуга всех возрастов: детского, молодежного, среднего и пожилого, расположенного на улице Карла Маркса. Здесь проводят различные мероприятия, посвященные знаменательным и праздничным датам. В настоящее время сложилась целая программа мероприятий: это – народные гуляния, концерты, фестивали, праздничные и юбилейные вечера, детские игровые программы, а так же занятия в любимых кружках.
— Молодец! Кто ещё хочет побыть в роли экскурсовода?
Краеведческий музей. Музей это здание, где хранятся и показываются старинные вещи, поделки, картины. Краеведческий музей – хранит память об истории нашего родного города. В настоящее время в музее много экспонатов. Самое интересное в нашем музее – предметы из коллекций дерева, металла, прикладного творчества, а также документы. В музее можно узнать о природе родного края, а также о том, как жили крестьяне и горожане 50 и 100 лет назад.
— Богат наш город и самым главным – людьми. В музее хранятся труды их творчества. Посмотрите на эти картины: это наши родные земли, написанные нашими земляками. Владимир Петрович Орлов написал картину «У светлого озера», картину «Пейзаж». Художник Геннадий Фёдорович Мельников «Конец марта». Картина В. Е. Гужва «На закате».
Славится Барабинск и своими поэтами, такими как: Леонид Бойков, Николай Турнаев, Василий Разливинский, Владимир Балачан.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину. Скульптурное произведение, посвящённое известному политику, изменившему жизнь всех людей в стране. Памятник создали в память любимого революционера-вождя.
Памятник борцам за власть Советов. Композиция состоит из 3 фигур. У всех бойцов мужественные лица. Их взгляды устремлены вперёд, в будущее. Композиция символизирует союз 3 слоев населения: рабочего, крестьянина, солдата в борьбе за права на свободу, на лучшую жизнь. (эту информацию можно прочитать в словаре.!!!)
Мемориал воинской славы. В честь воинов освободителей, участников В.О.В. был возведён мемориал с вечным огнём. Вечная память им за то, что они отстояли свои земли от захвата немецких врагов, дали нам свободно жить и учиться.
— Аллея славы героям Советского Союза и герою России.
— Построена Часовня во имя Георгия Победоносца. Храм в честь иконы Божией Матери.
— Культуру своего города нужно обязательно знать, кто нам может в этом помочь? (В этом нам могут помочь музей краеведческий, школьные музей, книги, и наш словарь).
— Любите свой город! Возьмём букву «К» (кладём в корзинку).
Отправляемся дальше.
— Остановка «Алсу». Ребята, что за странное название остановки?
(выходит девушка в татарском костюме):
Алсу: Здравствуйте ребята! Меня зовут Алсу! В давние времена татарское население было единственное в Барабе, здесь жил только татарский народ. А русские стали расселяться здесь намного позже. Посмотрите, какой на мне красивый, яркий костюм. Состоит он из платья, украшенного вышивкой и штанов, а сверху я надела жилетку расшитую золотистыми нитками. На голове у меня калфак. Мужчины носили тюбетейку. А ещё мы любим поиграть. Поиграем?! Игра так и называется «Одень тюбетейку».
— Нужно встать в круг. Пока играет музыка, передаём тюбетейку по кругу, одевая соседу на голову. Как только музыка останавливается, у кого оказывается тюбетейка, тот в центре круга изображает любое животное, а вы должны будите его угадать!
«Алсу — старинное женское татарское имя. В районе современного города Барабинск с давних времён жил народ – татары, который говорил на своём языке, носил особую одежду и жил по-своему».
— Сейчас в нашем городе живут люди разных национальностей. Все мы живём в мире и согласии!
(девушка отдаёт букву). До свидания!
Отправляемся дальше…
Подходим к карте.
— Ребята, посмотрите, вот мы и вернулись обратно. Достанем буквы. (Достаю)
— Что будем делать с буквами? (составим слово обозначающее название нашего города).
— Выложим буквы в том порядке, в котором мы их собирали. Первая буква была «С» (дети крепят на карту), и т. д.
— Прочитаем. Какое слово получилось? (СОЙКА)
— На древнем языке, на тюркском, слово «СОЙКА» звучало как «БАРАБА».
— В стародавние времена, когда ещё не было ж. дороги, домов, здесь обитало очень много птиц – особенно много было СОЕК. По названию этих птиц и назвали всю местность – БАРАБА.
— Ребята, мы сегодня узнали много нового, интересного! Теперь мы сможем помочь Алёше выполнить домашнее задание?
— Как мы сможем ему помочь, он же далеко живёт? (Отправим ответ по электронной почте, видеописьмо)
— Давайте сделаем с вами видеописьмо с помощью этой видеокамеры, а потом отправим его по электронной почте!!!
— Ребята, посмотрите, у меня есть картинки, которые помогут нам вспомнить о тех местах, где мы с вами побывали. Кто желает поучаствовать в видео съёмке? Выбирайте картинки, которые больше всего вам нравятся! (Дети рассказывают)
— Вот видите, какое замечательное видеописьмо у нас получилось для Алёши!
— Как вы думаете, мы помогли Алёше?
— На память о нашем путешествии, я дарю птичку Сойку, которая дала название нашему городу! Давайте определим ей место в нашей группе, она будет напоминать нам о нашем путешествии.
Автор: Минчукова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ №7 «Радуга»
Месторасположение: город Барабинск, Новосибирская область
Дата изменения: 11.03.2018
Дата публикации: 11.03.2018