Участники: дошкольники 4-5 лет
Длительность:15-20 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
— Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
— Формировать гуманное отношение к природе
Образовательная область Речевое развитие
Задачи:
— Обогащать активный словарь детей
— Уточнить и расширить представления детей о фруктах, их форме, цвете, вкусе. Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «фрукты».
— Закреплять практическое умение использовать в речи простое предложение.
— Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять падежное согласование существительных.
Образовательная область Познавательное развитие
Задачи:
— Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
— Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;
— Содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности
— Содействовать формированию у детей познавательной мотивации
Образовательная область Физическое развитие
— Способствовать развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики
Предварительная работа
Материал:
— Чтение художественной литературы по теме
— Наблюдение в природе
В НОД использованы наглядные (демонстрация), игровые (дид. игры и упражнения) и словесные (беседа) методы обучения.
Оборудование: ковролин с изображением дерева, магнитная доска с изображением сада, муляжи фруктов в корзине, картинки с изображением фруктов, мяч, разрезные картинки фруктов.
Ход совместной деятельности:
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растет. Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к магнитной доске, на которой изображение фруктового сада).
2. «Отгадай загадку и найди отгадку».
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько деревьев в бабушкином саду. А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам! Итак, первая загадка:
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый … (апельсин)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?… (лимон)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Он зеленый и большой
Я полью его водой
Как огромный карапуз
Скоро вырастет . . . (арбуз)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (слива)
Логопед: Вот и последняя загадка:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся… (фрукты)
Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку и прикрепляют к дереву на ковролине.)
3. «Что где растет?»
Логопед: Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?
Ответы детей.
(Логопед обращает внимание детей на неизвестный предмет, укрытый салфеткой и стоящий около ковролина.)
Логопед: Ой, ребята, как вы думаете, что это?
Ответы детей.
Логопед: А давайте посмотрим! …, сними салфетку. (Перед детьми корзинка, в которой находятся муляжи фруктов). Что это?
Дети: Это фрукты.
Логопед: …, выбери фрукт и скажи, где он растет? / на каком дереве растет?
Ребенок выбирает фрукт и говорит, на каком дереве он растет. Про арбуз может сказать логопед.
Логопед: Это арбуз. Растет не на дереве, а на бахче.
Молодцы, ребята!
4. Пальчиковая игра «Фрукты».
Логопед: Давайте поиграем с пальчиками.
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один:
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос —
Высоко на ветке рос!
Этот пальчик — груша.
Просит: «…., скушай»
Этот пальчик — ананас,
Фрукт для нас
И для вас!
5. Артикуляционная гимнастика:
«Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
— Видим, растет яблонька, а на ней — наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» — ваши щечки круглые, как яблочки — надуть обе щеки)
— Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, — думает, — попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» — высунуть язычок и спрятать его)
— Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» — имитация жевания)
— Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох — «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)
— Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» — втянуть щечки — худышки)
— Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку (дети выполняют упражнение «Спрячем сливу за щеку» — попеременно надувают то правую, то левую щеку.)
— Пошли ребята дальше и увидели растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами (упражнение «Круглая виноградинка» — вытянуть губы вперед узкой трубочкой.)
— Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» — улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)
6. Физминутка.
Логопед: А сейчас давайте поиграем. «Зайчики и лиса».
Муляжи фруктов лежат в корзине. Дети-зайчики забираются в сад в сад, чтобы собрать фрукты. Когда дети берут фрукты из корзины — появляется лиса (сначала логопед, затем — ребенок) и бежит за зайчиками, чтобы их поймать. Дети с фруктами в руках убегает от «лисы» и «прячутся» в «домик» (приседают и делают «крышу» над головой). Игра повторяется 2-3 раза.
7. Д/ упражнение «Жадина»
Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Зайка. Она никогда не ела фрукты, очень-очень хочет попробовать, узнать, какие они. Давайте угостим Зайку.
Логопед с Зайкой подходит к каждому ребенку. Зайка «спрашивает»:
— Что у тебя, …? — У меня груша.
— Дай мне, пожалуйста, грушу. — Не дам, это моя груша!
И т.п.
8. Д/упражнение «Угостим Зайку»
Логопед: Зайка, на самом деле ребята у нас совсем не жадные. Они с удовольствием угостят тебя фруктами.
…, чем ты угостишь Зайку? ( Я угощу Зайку лимоном.
И т. д.)
9. Д/упражнение «Закончи предложение» («Один — много» ) с мячом.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.
Дети: — У бабушки выросла не одна груша, а много ….
У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т. д.
10. Д/упражнение «Собери картинку».
Логопед: Ребята, Зайке очень понравилось у вас, но ей пришлось срочно вернуться в лес. Перед уходом Зайка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите и откройте и скажите, что в конверте?
Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте.
Логопед: Садитесь за столы и соберите свои картинки.
Дети собирают картинки, логопед спрашивает: Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?
Логопед: Вот и пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
11. Рефлексия.
Используемая литература:
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. Издательство: Скрипторий 2003, 2013
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. Москва, Скрипторий 2003, 2009.
3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика издательство: Каро , 2006 г.
Автор: Новикова Елена Васильевна
Должность: учитель-логопед
Место работы: ГБДОУ детский сад № 21 Колпинского района
Месторасположение: г. Санкт-Петербург
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 30.05.2015